The article deals with the problem of formation of professional competence of the future masters of finance and credit, the importance of competence in the educational processis determined. The research clarified and specified the term «mechanism», «competence», the role of the mechanism of the university educational system in the preparation of qualified specialists in finance and credit is showed.
Keywords: competence, mechanism, professional competence, a specialist in finance and credit.
Динамичное развитие социально-экономических процессов в Украине выдвигает новые требования к подготовке специалистов с высшим образованием, и в частности специалистов по финансам и кредиту.
Современный вуз является большой и сложной образовательной системой в силу многоцелевого характера своей деятельности, включая подготовку специалистов экономических специальностей.
Для успешной организации функционирования образовательных учреждений требуется построение определенного механизма. Нельзя не согласиться с высказыванием французского ученого Анри Кульман, который отмечал существование огромного числа механизмов, которые, по его мнению, представляют собой систему элементов (целей, функций, методов, организационной структуры, субъектов и объектов управления) [2, с. 13–14].
Механизм — последовательность состояний, процессов, которые определяют собой какие-либо действия, явления; система, устройство, которое определяет порядок какого-нибудь вида деятельности [1, с. 224].
Новый механизм организации образования требует развития автономии учебных заведений, которая должна осуществляться на основе внутреннего академического контроля, внешнего контроля, ослабление всех видов деятельности образовательных учреждений при условии выполнения ими требований государственных образовательных стандартов.
Законом Украины «О высшем образовании» определено, что «качество высшего образования — этоуровень полученных личностью знаний, умений, навыков, других компетенций, что отражает ее компетентность в соответствии со стандартами высшего образования» [7].
Формирование профессиональной компетентности — одна из важнейших проблем современности. Ведь это необходимое условие совершенствования педагогической деятельности.
Формированию профессиональной компетенции студентов экономических специальностей посвящены работы И. Демуры, в которых компетентность специалиста экономический специальностей включает в себя: профессиональные знания, умения и навыки, опыт работы в определенной области, социально-коммуникативные и индивидуальные способности личности, обеспечивающих самостоятельность в осуществлении профессиональной деятельности. [5, с. 15].
Вопрос подготовки будущих экономистов в условиях новых технологий обучения обозначены в работе Ю. Деркач [6, с. 87–91].
В энциклопедии образования под редакцией В. Кременя компетентность определяется как «совокупность знаний и умений необходимых специалистов для осуществления эффективной профессиональной деятельности». А определение понятия профессиональная компетентность формулируется как «интегративная характеристика деловых личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения цели по определенному виду профессиональной деятельности». [9, с. 521].
Головань М. С. выделяет три группы ключевых компетенций: общенаучные — способность приобретать новые знания и использовать их; инструментальные — компьютерная грамотность, письменная и устная коммуникация, способность использовать информацию из разных источников и тому подобное; социально-личностные и общекультурные — способность к саморазвитию и самосовершенствованию, настойчивость в достижении цели, способность к критике и самокритике, способность организовывать свою работу или работу в команде, общая образованность, культура отношений и др.
Общенаучные компетенции проявляются в умении анализировать, синтезировать, сравнивать и сопоставлять, систематизировать, обобщать, генерировать идеи, приобретать новые знания. Эти компетенции характеризуют уровень интеллектуального развития личности. Интеллект играет решающую роль практически во всех видах деятельности специалиста.
Инструментальные компетенции: владение методами анализа и синтеза, умение находить и обрабатывать информацию, владение информационными средствами и технологиями, владение родным и иностранным языками.
Социально-личностные и общекультурные компетенции обозначают систему знаний о социальной действительности и о личностных отношениях, а также систему сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, которые позволяют быстро и адекватно адаптироваться и со знаниями дела принимать решения при различных обстоятельствах. Общекультурная компетенция включает разнообразные культурные области, в которых проходит жизнедеятельность человека, а также ценности и традиции национальной культуры и проявления ценностных ориентаций и качеств личности. Социально-личностная составляющая общей компетентности специалиста обеспечивает жизнедеятельность человека во всех сферах жизни и адекватность ее взаимодействия с другими людьми, группой, коллективом [3, с. 48].
В свою очередь И. В. Горшунова в компетентностную модель специалиста сферы финансов и кредита включает три взаимосвязанные составляющие: универсальные (ключевые), профессиональные и личностные компетенции.
Универсальные (ключевые) компетенции она считает ядром модели профессиональной деятельности специалистов по финансам и кредиту, поскольку они проявляются не только в решении профессиональных задач, но и задач за пределами своей профессии.
Личностные компетенции финансиста она трактует как систему личностных знаний о себе и о социальной действительности, а также систему сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, которые позволяют быстро и адекватно применять необходимые знания (умения, навыки) и принимать решения относительно различных обстоятельств.
К профессиональным компетенциям автор относит профессиональные знания (теоретические и практические) и соответствующие умения и навыки [4, с. 221].
Таким образом, для подготовки конкурентоспособных специалистов, которые способны занимать руководящие должности, следует учитывать, что они, кроме профессиональных умений, должны: ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; находить решения задач, в том числе и нестандартных, стоящих перед финансистами; быть готовым к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знать методы управления работой исполнителей, находить и принимать эффективные управленческие решения [8].
Результаты изучения литературы показывают, что механизм образовательной системы университета можно рассматривать как эффективный способ подготовки квалифицированных специалистовфинансов и кредитов с достаточно высоким производственным и социальным статусом, которые смогут оптимально сочетать профессиональные знания и общенаучную эрудицию и владеть интеллектуальной потребностью, самомотивацией к самостоятельной творческой познавательной деятельности в течении всего периода трудовой активности, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Литература:
- Краткий экономический словарь / [под ред. А. Н. Азрилияна]. — М.: Институт новой экономики, 2001. — С. 401
- Кульман А. Экономические механизмы / А. Кульман: [Пер. с франц]; под ред. Н. И. Хрусталевой. — М.: Прогресс; Универс, 1993. — С.13–14
- Головань М. С.Компетентнісна модель випускника економічного ВНЗ напряму підготовки «фінанси і кредит» / М. С. Головань// Пробл. інж.-пед. освіти. — 2009. — № 22/23. — С. 46–53.
- Горшунова І.В. Професійні вимоги до фахівців з фінансів в Україні /І.В.Горшунова //Вісник Чернігівського державного технологічного університету. — 2013. — № 1 (64). — С. 221–231
- Демура І.В. Формування професійної компетентності студентів економічних спеціальностей у процесі фахової підготовки: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / І.В. Демура. — К., 2010. — 20 с.
- Деркач Ю. В. Підготовка майбутніх економістів за умов нових технологій навчання / Ю. В. Деркач // Наук.-метод. зб. Інституту інноваційних технологій і змісту освіти МОН України. — К., 2010. — Вип. 61. — С. 87–91.
- Закон України «Про освіту» // [Електронний ресурс]. — Режим доступу http://zakon2.rada.gov.ua/
- Слєсарєв І. Шляхи вдосконалення та запровадження активних методів навчання як засіб підготовки економістів новоїгенерації / І. Слєсарєв, М. М. Марченко // [Електронний ресурс] — Режим доступу:http://conference.spkneu.org/2012/12/slesarev-i/
- Енциклопедія освіти / Акад. пед.. наук України; головний ред.. В. Г. Кремень. — К.: Юрінком Інтер, 2008. — 1040 с. с 722.