Распространение вибрации в грунтах от источника, расположенного на поверхности грунта зависит от физико-механических характеристик и параметров вязкости грунтов. Многие исследования показали, что на поверхности грунта уровень вибрации существенно зависит от грунтовых условий: у прочных грунтов уровень вибрации поверхности грунта будет больше, чем у слабых [1,2].
В процессе исследования мы изучали поведения трёх видов грунтов, примере решения задачи о распространения колебаний в грунтах, возникающих при движении железнодорожных поездов [4]. Приводим физико-механические свойства рассмотренных грунтов:
Постоянные для лёссовых грунтов
для гравийно-песчаника
для суглинка
Рис. 1.
Рис. 2.
На рисунках 1 и 2 показаны изменения амплитуд колебания поверхности грунта для различных видов грунтов при различных частотах кинематических сил.
Анализ изменения огибающих амплитуд колебания точек поверхности грунта показывает, что при частоте нагрузки и расстоянии до 10 метров от оси железнодорожного полотна в лёссовидном грунте по сравнению с суглинком амплитуда вибрационных волн затухает в 1,013 раза быстрее. В сравнении сгравийно-песчаником разница незначительна.
На расстоянии до 20 метров от оси железнодорожного полотна в лёссовидном грунте по сравнению с суглинком амплитуда вибрационных волн затухает в 1,42 раза быстрее. В сравнении с гравийно-песчаником в 1,021 раза затухает быстрее.
Анализизменения огибающих амплитуд колебания точек поверхности грунта показывает, что при частоте нагрузки и расстоянии до 30 метров от оси железнодорожного полотна в лёссовидном грунте по сравнению с суглинком амплитуда вибрационных волн затухает в 1,61 раза быстрее. В сравнении с гравийно-песчаником в 1,1045 раза затухает быстрее.
Результаты показали, что все они существенно зависят от частоты действующих внешних сил. При частоте нагрузкии расстоянии до 10 метров от оси железнодорожного полотна в суглинковом грунте по сравнению с лёссовидным амплитуда вибрационных волн затухает в 1,44 раза быстрее. В сравнении с гравийно-песчаником разница незначительна.
На расстоянии до 20 метров от оси железнодорожного полотна в суглинковом грунте по сравнению с лёссовидным амплитуда вибрационных волн затухает в 3,142 раза быстрее. В сравнении с гравийно-песчаником и лёссовым грунтом в 1,925 раза затухает быстрее.
Анализ изменения огибающих амплитуд колебания точек поверхности грунта показывает, что при частоте нагрузки и расстоянии до 30 метров от оси железнодорожного полотна в суглинковом грунте по сравнению с лёссовидным амплитуда вибрационных волн затухает в 4,19 раза быстрее. В сравнении с гравийно-песчаником и лёссовым грунтом в 1,145 раза затухает быстрее [2,3].
Литература:
- Ш. С. Юлдашев «Распространение вибраций в грунтах от транспортных средств и виброзащитные системы» докторская диссертация. Ташкент. 1999 г., 333 с.
- Вялов С. С. Реологические основы механики грунтов. М., «Высшая школа», 1978, 447 с.
- Зенкевич О. Метод конечных элементов в технике. М., «Мир», 1975,541с.
- 4.У. М. Мамадалиев, Ш. С. Юлдашев, С. М. Саидов “Распространения упругих волн на слоисто-неоднородном грунте возникающих при движении метропоездов”. Механика муаммолари журнали. Тошкент.2013 № 3–4-сон