Распространение вибрации в грунтах от источника, расположенного на поверхности грунта зависит от физико-механических характеристик и параметров вязкости грунтов. Многие исследования показали, что на поверхности грунта уровень вибрации существенно зависит от грунтовых условий: у прочных грунтов уровень вибрации поверхности грунта будет больше, чем у слабых [1,2].
В процессе исследования мы изучали поведения трёх видов грунтов, примере решения задачи о распространения колебаний в грунтах, возникающих при движении железнодорожных поездов [4]. Приводим физико-механические свойства рассмотренных грунтов:
Постоянные для лёссовых грунтов
для гравийно-песчаника
для суглинка

Рис. 1.
Рис. 2.
На рисунках 1 и 2 показаны изменения амплитуд колебания поверхности грунта для различных видов грунтов при различных частотах кинематических сил.
Анализ изменения огибающих амплитуд колебания точек поверхности грунта показывает, что при частоте нагрузки и расстоянии до 10 метров от оси железнодорожного полотна в лёссовидном грунте по сравнению с суглинком амплитуда вибрационных волн затухает в 1,013 раза быстрее. В сравнении сгравийно-песчаником разница незначительна.
На расстоянии до 20 метров от оси железнодорожного полотна в лёссовидном грунте по сравнению с суглинком амплитуда вибрационных волн затухает в 1,42 раза быстрее. В сравнении с гравийно-песчаником в 1,021 раза затухает быстрее.
Анализизменения огибающих амплитуд колебания точек поверхности грунта показывает, что при частоте нагрузки

Результаты показали, что все они существенно зависят от частоты действующих внешних сил. При частоте нагрузкии расстоянии до 10 метров от оси железнодорожного полотна в суглинковом грунте по сравнению с лёссовидным амплитуда вибрационных волн затухает в 1,44 раза быстрее. В сравнении с гравийно-песчаником разница незначительна.
На расстоянии до 20 метров от оси железнодорожного полотна в суглинковом грунте по сравнению с лёссовидным амплитуда вибрационных волн затухает в 3,142 раза быстрее. В сравнении с гравийно-песчаником и лёссовым грунтом в 1,925 раза затухает быстрее.
Анализ изменения огибающих амплитуд колебания точек поверхности грунта показывает, что при частоте нагрузки и расстоянии до 30 метров от оси железнодорожного полотна в суглинковом грунте по сравнению с лёссовидным амплитуда вибрационных волн затухает в 4,19 раза быстрее. В сравнении с гравийно-песчаником и лёссовым грунтом в 1,145 раза затухает быстрее [2,3].
Литература:
- Ш. С. Юлдашев «Распространение вибраций в грунтах от транспортных средств и виброзащитные системы» докторская диссертация. Ташкент. 1999 г., 333 с.
- Вялов С. С. Реологические основы механики грунтов. М., «Высшая школа», 1978, 447 с.
- Зенкевич О. Метод конечных элементов в технике. М., «Мир», 1975,541с.
- 4.У. М. Мамадалиев, Ш. С. Юлдашев, С. М. Саидов “Распространения упругих волн на слоисто-неоднородном грунте возникающих при движении метропоездов”. Механика муаммолари журнали. Тошкент.2013 № 3–4-сон