Стратегический выбор как условие конкурентного выживания консалтинговой компании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.11.2015

Статья просмотрена: 423 раза

Библиографическое описание:

Ялмаев, Р. А. Стратегический выбор как условие конкурентного выживания консалтинговой компании / Р. А. Ялмаев, М. А. Эскиев, С. А. Аслаханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 519-521. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22809/ (дата обращения: 18.12.2024).



 

Усиление конкуренции на рынке консалтинговых услуг предъявляет более жесткие требования к эффективности деятельности консалтинговых компаний. В статье обосновывается необходимость развития в рамках стратегических ориентиров, и приводятся основные направления стратегического планирования развития консалтинговой компании.

Ключевые слова: консалтинг, консалтинговая компания, стратегия развития, стратегический выбор.

 

Рост спроса на консалтинговые услуги и быстро растущее число консультантов по управлению обусловили возникновение конкуренции в этой сфере деятельности. Поэтому для обеспечения успешного ведения бизнеса, как руководство консалтинговых компаний, так и одиночные консультанты должны отчетливо осознавать свое конкурентное преимущество на рынке консалтинговых услуг и разработать свою стратегию.

Стратегия — это план действий по завоеванию компанией выгодного положения на рынке и достижения устойчивого конкурентного преимущества. Стратегия компании, в том числе и консалтинговой, должна меняться со временем под влиянием новых планов менеджмента и действий, предпринимаемых в ответ на непредвиденные обстоятельства.

При выработке стратегии должна учитываться реакция на изменение во внешней среде. Постоянно открываются окна стратегических возможностей, что требует корректировки отдельных элементов детально спланированной стратегии. К окнам возможностей относятся новые технологии, действия конкурентов, изменение потребностей клиентов, незапланированное увеличение или снижение издержек, новые законы и т. д.

Стратегический выбор, в первую очередь, должен касаться набора консалтинговых услуг, которые могут быть предложены клиентам. Это позволит понять сущность консалтинговой компании, ее профиль, целенаправленно осуществлять маркетинг услуг потенциальным клиентам и сконцентрировать возможности компании на стратегически приоритетных областях. Набор консалтинговых услуг включает:

                    функциональные области (финансы, маркетинг, имидж, производство, сбыт, снабжение и т. п.);

                    проблемы бизнеса (создание совместного предприятия, слияние, реорганизация и т. п.);

                    специальные подходы к решению проблемы (оценка сложности работ, ведение бухгалтерского учета, управление запасами, модели изучения рынка и т. п.);

                    особые подходы к процессу консультирования, которые приспосабливаются к особенностям организации клиента;

                    дополнительные услуги (повышение квалификации руководящих кадров, техническая подготовка персонала, производство обучающих материалов, исследования и т. п.).

Перечисленные виды консалтинговых услуг могут комбинироваться различными способами.

Следующим аспектом специализации услуг, который должен учитываться при формулировании стратегии, является определение базовых клиентов. При этом необходимо принимать во внимание:

                    размеры организации потенциального клиента (малые, средние, крупные);

                    отрасли (энергетика, транспорт, здравоохранение, банковское дело и т. д.);

                    собственность (частная, государственная, смешанная);

                    географическое распространение (город, район, область, вся страна, другие страны);

                    сложность системы управления организации клиента;

                    предельно возможное количество обслуживаемых клиентов.

Разработка стратегии консалтинговой компании должна также включать возможность сотрудничества с другими компаниями и консультантами. Некоторые компании и консультанты участвуют только в тех проектах, для выполнения которых у них имеются все необходимые ресурсы. Они не идут на сотрудничество со своими коллегами и предпочитают оставаться независимыми. Другие компании и консультанты готовы к сотрудничеству.

При разработке стратегии компании необходимо оценить существующие и потенциальные рынки консалтинговых услуг.

Исследование существующего рынка должно основываться на анализе отношений между компанией (консультантом) и его текущими клиентами. Необходимо оценить, правильно ли выбрана клиентура, насколько прочны связи, способствующие сотрудничеству с клиентами, а также соответствие предложения и спроса на услуги.

Исследование потенциального рынка означает не просто поиск адресов фирм и общей информации о них. Для анализа потенциального рынка необходимо изучить различные источники информации (деловые публикации, отчеты, журналы, официальная статистика, биржевая информация, индивидуальные контакты, интервью и т. д.). Ошибки в оценке потенциального рынка приводят к неоправданной потере клиентов или к непроизводительным маркетинговым затратам.

Одновременно с исследованиями рынков необходимо провести анализ деятельности конкурентов по следующим направлениям:

                    клиенты, которых обслуживают конкуренты;

                    набор услуг, предлагаемых конкурентами;

                    компетентность конкурентов;

                    используемые подходы при консультировании;

                    имидж конкурентов;

                    сильные стороны конкурентов, которые можно скопировать, усовершенствовать и использовать в своих интересах.

Принимать или не принимать активное участие в конкурентной борьбе является важным стратегическим решением для любой компании (консультанта). Некоторые консалтинговые компании стремятся избегать прямой конкуренции, предлагая такие виды услуг, которые невозможно получить от конкурентов.

Выработка стратегии включает также анализ внешней среды: политический климат, поощрительная или ограничивающая государственная политика, трудовое законодательство и т. д.

Каждая компания и консультант должны отслеживать состояние общего делового климата. В период процветания рынки для консалтинговых услуг быстро расширяются. В условиях экономического спада и экономии средств спрос на консалтинговые услуги снижается, однако не обязательно одинаково на все их виды. Услуги, существенные для выживания организации клиента и повышения эффективности производства, могут сформировать повышенный спрос.

Как и любой продукт, консалтинговые услуги имеют жизненный цикл. Они проходят через стадии проектирования, апробирования, выпуска на рынок, роста, зрелости и упадка. При разработке стратегии консультант должен анализировать жизненный цикл своих услуг, чтобы не предлагать клиентам услуги, не пользующиеся спросом, и своевременно вводить новые их виды. Для этого консалтинговые компании и одиночные консультанты должны анализировать эффективность предлагаемых услуг. Это достигается посредством классификации услуг, учитывающей их вклад в доход компании, темпы роста, затраты на разработку и маркетинг. Дальнейший анализ позволит выделить:

                    услуги, доходы от которых не растут, но составляют значительную часть общего дохода компании;

                    услуги, доходы от которых растут быстро, но их доля в общем доходе компании невелика;

                    рынки, на которых услуги пользуются или не пользуются спросом;

                    услуги, предъявляющие высокие требования к маркетингу и т. д.

В результате анализа эффективности предлагаемых услуг представляется возможным принять то или иное обоснованное решение по корректировке стратегии консалтинговой компании (консультанта).

Описанная аналитическая работа позволяет выработать конкурентоспособную стратегию консалтинговой компании (консультанта). Для разработки стратегии, по-возможности, необходимо привлечь весь персонал консалтинговой компании, что стимулирует сплоченность коллектива и снижает центробежные тенденции.

 

Литература:

 

  1.                Соколова М. М. Управленческое консультирование: Учебное пособие / М. М. Соколова. — М.: НИЦ Инфра-М, 2015. — 215 с.
  2.                Богдан С. В. Основы экспертно-консультационной деятельности и социально-культурного консалтинга: уч.-метод. пособие по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность квалификация (степень) магистр / авт.-сост.: С. В. Богдан, Е. В. Семёнова; Челяб.гос.акад.культуры. — Челябинск, 2013. — 153 с.
  3.                Сидорчук Р. Р. Основы управленческого консультирования. Маркетинговый подход. — М.: Издательство «Спутник+», 2009. — 220 с.
Основные термины (генерируются автоматически): консалтинговая компания, услуга, консультант, компания, потенциальный рынок, разработка стратегии, рынок, внешняя среда, жизненный цикл, стратегический выбор.


Ключевые слова

стратегия развития, консалтинг, консалтинговая компания, стратегический выбор

Похожие статьи

Стратегический маркетинг как условие эффективного функционирования торговой организации

В статье рассмотрено понятие маркетинговой стратегии. Обозначены особенности построения маркетинговых стратегий в деятельности торговых организаций. Целями маркетинговых стратегий торговых организаций, которые призваны обеспечить устойчивость их разв...

Анализ финансовой стратегии компании

Научная статья посвящена исследованию значения и практической роли финансовой стратегии при управлении устойчивостью развития бизнеса. Описан процесс разработки эффективной финансовой стратегии предприятия. Выделены негативные факторы, которые привод...

Маркетинговая концепция вовлечения покупателей в бренд

Современные нестабильные и непредсказуемые условия функционирования бизнеса, цифровизация экономики и стремительно меняющиеся тренды в области маркетинговой деятельности обуславливают переход к новой маркетинговой парадигме, зародившейся на базе марк...

Выявление конкурентных преимуществ на основе стратегического анализа

В статье рассмотрены принципы стратегического анализа деятельности компании, основные этапы проведения стратегического анализа. Приведены инструменты стратегического анализа, которые применяются для анализа и формирования конкурентных преимуществ ком...

Маркетинг образовательных услуг как средство повышения конкурентоспособности образовательной организации

В статье описаны организационно-управленческие условия повышения конкурентоспособности образовательной организации, представлены основные элементы маркетинговой стратегии школы, стратегические направления развития школы и основные этапы внедрения мар...

Стратегическое управление и контроллинг как основа корпоративной конкурентоспособности

В статье рассмотрены концептуальные основы стратегического управления и контроллинга в условиях стремительно меняющихся рынков и деловой среды. Сделан вывод о необходимости интегрированного подхода к стратегическому управлению и контроллингу как осно...

Особенности формирования стратегий развития современных коммерческих организаций

В статье анализируются современные стратегии, позволяющие развивать современные предприятия в контексте обеспечения экономической безопасности.

Особенности применения сценарного прогнозирования в стратегическом аудите

В статье рассматривается сценарное прогнозирование в качестве аналитического инструмента стратегического аудита. Описывается методика составления прогноза, дается характеристика критериев оценки сценариев, а также анализируются особенности, возникающ...

Авторская маркетинговая стратегия продвижения образовательных услуг в вузах культуры

Автор рассматривает маркетинг образовательных услуг высшей школы. Выявлено значение разработки новых организованно-экономических механизмов управления вузов. Представлено, что в качестве наиболее эффективной выступает маркетинговая концепция управлен...

Разработка инновационной стратегии в сфере подбора персонала

Рассматриваются способы улучшения поиска и подбора персонала, с целью повышения уровня финансового состояния компании. Отмечается важность внедрения инновационных стратегий. Формулируются основные преимущества и недостатки процесса реализации инновац...

Похожие статьи

Стратегический маркетинг как условие эффективного функционирования торговой организации

В статье рассмотрено понятие маркетинговой стратегии. Обозначены особенности построения маркетинговых стратегий в деятельности торговых организаций. Целями маркетинговых стратегий торговых организаций, которые призваны обеспечить устойчивость их разв...

Анализ финансовой стратегии компании

Научная статья посвящена исследованию значения и практической роли финансовой стратегии при управлении устойчивостью развития бизнеса. Описан процесс разработки эффективной финансовой стратегии предприятия. Выделены негативные факторы, которые привод...

Маркетинговая концепция вовлечения покупателей в бренд

Современные нестабильные и непредсказуемые условия функционирования бизнеса, цифровизация экономики и стремительно меняющиеся тренды в области маркетинговой деятельности обуславливают переход к новой маркетинговой парадигме, зародившейся на базе марк...

Выявление конкурентных преимуществ на основе стратегического анализа

В статье рассмотрены принципы стратегического анализа деятельности компании, основные этапы проведения стратегического анализа. Приведены инструменты стратегического анализа, которые применяются для анализа и формирования конкурентных преимуществ ком...

Маркетинг образовательных услуг как средство повышения конкурентоспособности образовательной организации

В статье описаны организационно-управленческие условия повышения конкурентоспособности образовательной организации, представлены основные элементы маркетинговой стратегии школы, стратегические направления развития школы и основные этапы внедрения мар...

Стратегическое управление и контроллинг как основа корпоративной конкурентоспособности

В статье рассмотрены концептуальные основы стратегического управления и контроллинга в условиях стремительно меняющихся рынков и деловой среды. Сделан вывод о необходимости интегрированного подхода к стратегическому управлению и контроллингу как осно...

Особенности формирования стратегий развития современных коммерческих организаций

В статье анализируются современные стратегии, позволяющие развивать современные предприятия в контексте обеспечения экономической безопасности.

Особенности применения сценарного прогнозирования в стратегическом аудите

В статье рассматривается сценарное прогнозирование в качестве аналитического инструмента стратегического аудита. Описывается методика составления прогноза, дается характеристика критериев оценки сценариев, а также анализируются особенности, возникающ...

Авторская маркетинговая стратегия продвижения образовательных услуг в вузах культуры

Автор рассматривает маркетинг образовательных услуг высшей школы. Выявлено значение разработки новых организованно-экономических механизмов управления вузов. Представлено, что в качестве наиболее эффективной выступает маркетинговая концепция управлен...

Разработка инновационной стратегии в сфере подбора персонала

Рассматриваются способы улучшения поиска и подбора персонала, с целью повышения уровня финансового состояния компании. Отмечается важность внедрения инновационных стратегий. Формулируются основные преимущества и недостатки процесса реализации инновац...

Задать вопрос