В своей статье авторы раскрывают содержание следующих вопросов: конкуренция, конкурентоспособность предприятия и её роль в современных условиях. Делается акцент на необходимость повышения конкурентоспособности современного предприятия и приводятся конкретные рекомендации по повышению его конкурентоспособности.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятия.
Конкуренция — это одна из самых важнейших качеств рыночного хозяйства. Особенно конкуренция способствует творческой свободе человека, а также созданию условий для реализации его способностей в области экономики посредством разработки и изготовления новых товаров и услуг, способных выдержать конкуренцию.
Формально признанным термином, который законодательно закреплен в России, можно считать следующим: «конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются производителю».
Конкурентоспособность предприятия представляет собой его превосходство по сравнению с другими предприятиями данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является неотъемлемой частью фирмы, это значит, что оценка конкурентоспособности может быть произведена только в кругу групп фирм, которые имеют отношение к одной отрасли, либо фирм, которые производят одинаковые товары и услуги. Конкурентоспособность возможно обнаружить только при сопоставлении или сравнении между собой этих фирм, как в рамах страны, так и в рамках мирового рынка.
Отсюда следует, что конкурентоспособность фирмы — это понятие относительное: одна и та же фирма в масштабе, к примеру, региональной отраслевой группы, возможно, будет являться конкурентоспособной, а в масштабе отраслей мирового рынка или его сегмента — нет. Оценка степени конкурентоспособности, т. е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такая фирма-лидер обязана иметь такие параметры как:
соизмеримость характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;
соизмеримость сегментов рынка, которым предопределена выпускаемая продукция;
соизмеримость фазы жизненного цикла, в которой действует фирма.
Отсюда следует, что конкурентное преобладание одной фирмы над другой возможно будет оценена в том условии, если обе фирмы отвечают одинаковым потребностям покупателей, которые имеют отношение к родственным сегментам рынка. Наряду с этим, фирмы располагаются приблизительно в одних и тех же фазах жизненного цикла. При этом, если этих условий не будут придерживаться, то сравнение может быть ошибочным.
В настоящее время в России открыто обнаруживается тенденция усиления конкуренции между предприятиями, подвергающиеся возрастающему общему влиянию конкурентных факторов. Несмотря на это, в большинстве предприятиях не осуществляется работа по анализу конкурентов, направленная на достижение какой-либо цели, недостаёт понятия о том, что представляет собой конкурентоспособность предприятия, как ее образовать, поддерживать и как правильно реализовывать.
Вопрос, связанный с повышением конкурентоспособности имеет отношение почти ко всем аспектам жизни общества. Например, в развитых странах, этот вопрос обращает на себя внимание делового общества и государственных деятелей.
Усиление конкурентной борьбы за продажу товаров вынуждает страны непрерывно производить поиск новых возможностей и резервов для продажи своих товаров, улучшать технологии с целью изготовления товаров высшей пробы.
Конкурентоспособность предприятий является основой конкурентоспособности национальной экономики каждой страны, поэтому эта проблема должна постоянно находиться в поле зрения органов государственного управления. Роль государства в этих вопросах является весьма важной. Конкурентная способность субъектов хозяйствования все больше зависит не только от предприимчивости управленцев и производительности работников, но также и от функционирования территориальных общественно-хозяйственных систем и их способности к формированию современных действенных структур, которые результативно используют имеющуюся в регионе совокупность факторов производства.
Рост конкурентоспособности предприятия зависит, с одной стороны, от управленческих решений на уровне самих предприятий, с другой — от государственной и региональной политики в сфере создания соответствующей экономико-правовой среды и государственной поддержки усилий субъектов хозяйствования относительно повышения их конкурентоспособности.
Повышение конкурентоспособности предприятия необходимо рассматривать как долгосрочный последовательный процесс поиска и реализации управленческих решений во всех сферах его деятельности, осуществляемый планомерно, в соответствии с выбранной стратегией долгосрочного развития, с учетом изменений во внешнем окружении и состояния средств самого предприятия, и внесением соответствующих корректив.
Важнейшими методологическими задачами решения проблемы повышения конкурентоспособности предприятия являются:
– определение критериев конкурентоспособности и формирование системы показателей ее измерения;
– разработка методов оценки уровня конкурентоспособности;
– разработка методов формирования алгоритмов (программ) повышения конкурентоспособности.
Проблема повышения конкурентоспособности имеет несколько аспектов: технологический, организационный, экономический, социальный, юридический и коммерческий. И хотя все они составляют единую систему обеспечения конкурентоспособности продукции, существует определенная очередность решения проблем каждого из перечисленных аспектов. Однако решение экономических вопросов является первоочередным.
Конкурентоспособность предприятия определяется, прежде всего, такими факторами, как потребительские свойства товаров, мера их маркетинговой поддержки, характеристика целевых рынков, поведение потребителей, потенциал и ресурсы предприятия и т. д. Набор факторов, которые определяют конкурентоспособность предприятия, оказывается столь значительным и своеобразным, что невозможно предложить единую методику сбора данных относительно их обработки и идентификации для принятия соответствующих решений.
Одним из направлений повышения уровня конкурентоспособности предприятия является рост объемов реализации его продукции (товаров, работ или услуг) на рынке. Однако рост объемов реализации само по себе не даст желаемых результатов, так как при этом не учитываются такие важные результативные показатели, как прибыль предприятия, величина расходов на реализацию (которая с увеличением объемов реализации далеко не всегда уменьшается) и т. д. В процессе управления объемами деятельности по данному методу предприятие решает ряд задач. Одной из главных является определение объема реализации услуг, при котором обеспечивается безубыточная деятельность предприятия.
Еще одним направлением по повышению конкурентоспособности предприятия является улучшение качества выпускаемой продукции, что повлияет на ускорение НТП, увеличение экспорта, могущество, процветание, новые рынки сбыта. Решение проблемы качества продукции на предприятии — это высокий его имидж у покупателей, это выход так же на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли устойчивого качества продукции.
Уменьшение расходов является традиционным, старым и наиболее исследованным методом усиления конкурентных преимуществ предприятия. Носителем конкурентного преимущества в данном случае является фирма, которая благодаря комплексу мер достигает меньших, чем у конкурентов, затрат. Однако удержать такое конкурентное преимущество в современных условиях достаточно трудно. Реализация данного метода требует скоординированной работы персонала компании по совершенствованию технологий производства, НИОКР и логистики, организационной структуры, менеджмента персонала. Компании, которые выбирают такой путь усиления конкурентных позиций, постоянно занимаются анализом затрат на всех стадиях разработки, выпуска и реализации продукции. Важная роль и маркетологов на данном этапе. Они должны постоянно заниматься мониторингом рынка, отслеживать расходы фирм-конкурентов, новейшие технологии, проводить функционально-стоимостной анализ.
Еще одним эффективным инструментом повышения конкурентоспособности является бенчмаркинг. Бенчмаркинг — непрерывный, систематический поиск, изучение лучшей практики конкурентов и предприятий из смежных отраслей, а также постоянное сравнение желаемых изменений и результатов бизнеса с созданной эталонной моделью собственной организации бизнеса. На основе полученного — создание и поддержка системы непрерывных улучшений результативности бизнеса.
Бенчмаркинговый подход даст организации возможность перенять лучший опыт других компаний.
Литература:
- «Конкурентоспособность предприятия» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/predpr/predpr0041/
- Можарова Е. Е. Совершенствование организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия / Е. Е. Можарова // Вестник университета (Государственный университет управления). — 2010. — № 13. — С. 297–302.
- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» с изменениями и дополнениями / Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/12148517.
- Ялмаев, Р. А. Малый бизнес: место и роль в экономике Чеченской Республики/ Человеческий и социальный капитал как фактор развития региона (на примере Чеченской Республики) [Текст]: материалы всероссийской научно-практической конференции (г.Грозный, 31 марта — 1 апреля 2012г.)/ под. Ред. А. А. Вартумяна. — М.: ООО «ЦИУМиНЛ», 2012. -190 с.
- Эскиев М. А. Малое предпринимательство: сущность и предпосылки эффективного развития ФГУ science, ЧГУ, Грозный, 2014 Гайрбекова Р. С. Юсупова Т. А.