Преимущества организации практического профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 28.10.2015

Статья просмотрена: 622 раза

Библиографическое описание:

Касимов, Ш. У. Преимущества организации практического профессионального образования / Ш. У. Касимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 782-784. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22847/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

Практическое профессиональное образование в колледжах должно быть нацелено на развитие личности учащихся, т. е. обеспечение формирования у учащихся практических навыков применения на практике полученных ими теоретических знаний с учетом их личных прав, генетически-психологических возможностей, социально-экономических интересов и потребностей, а также требования производства (технологий).

Основная цель и задачи практического профессионального образования в колледжах заключаются в формировании у учащихся основы профессионального мастерства и подготовке их к будущей трудовой деятельности по выбранной ими специальности. Эта подготовка обеспечивается усвоением практических навыков и умений, необходимых для применения приобретенных теоретических знаний на практике, планирования производственных процессов, свойственных их специальности, подготовки, осуществления, контролирования и обслуживания. Младший специалист выполняет технические задания по своей специальности, связанные с компьютером и другими средствами; приведет в действие технические оборудования и другие виды транспорта, обслуживает инженерно-технические оборудования и предметы, их ремонтирует; устанавливает станки, металлоконструкции, выполняет другие подобные работы.

Следовательно, практическое профессиональное образование — это учебный процесс, направленный к формированию профессиональных знаний и навыков в результате умственной и физической деятельности учащихся. Если в процессе теоретического профессионального образования формируется система теоретического образования и навыков, то в процессе практического профессионального образования приобретаются практические навыки. Как результат этих двух взаимосвязанных процессов формируется личность младшего специалиста, имеющего конкретную специальность и навыки.

Если в процессе теоретического профессионального образования в колледжах изучаются особенности теоретической деятельности, направленной к моделированию содержания и смысла профессиональной деятельности, то в процессе практического профессионального образования изучаются особенности практической деятельности, обеспечивающие применение на практике модели профессиональной деятельности. Соответственно, если основную структуру теоретического профессионального образования составляет комплекс общеобразовательных и специальных дисциплин, то основные элементы практического профессионального образования составляет комплекс последовательных, взаимообусловленных видов практической деятельности: лабораторные работы, учебная практика, производственная практика, преддипломная практика и т. д.

Для определения средств, составляющих основу содержания практического образования в профессиональных колледжах, целесообразно опираться на следующие положения:

  1.      Структура содержания практического образования определяется в соответствии с последовательным, поэтапным усвоением профессиональных умений и навыков, профессиональной деятельности;
  2.      Составные части содержания практического образования определяются структурой усваиваемой профессиональной деятельности.

В профессиональных колледжах этапы практической профессиональной подготовки в основном проходят под руководством учителей специальных дисциплин и мастеров производства. Практическая профессиональная подготовка — это процесс формирования профессиональных знаний и навыков, позволяющих вести работу в рамке конкретной профессиональной деятельности. При этом в ходе практической профессиональной подготовки охватывается содержание степени и второй профессии.

Содержательную и методическую основу системы практического профессионального образования в колледжах составляет процессы опытно- экспериментальных работ учащихся по специальным дисциплинам и учебно-производственная работа по всем видам учебной практики. Опытно- экспериментальных и учебно-производственные работы, выполняемые в колледжах, в опорных предприятиях, организациях, учреждениях, способствуют формированию у учащихся начальных, промежуточных и окончательных профессиональных навыков. Окончательная (завершенная) степень профессиональных навыков свидетельствует о формировании у учащихся основ профессионального мастерства. Соответственно, основная цель и задачи системы практического профессионального образования в колледжах заключаются в формировании у учащихся основы профессионального мастерства, практической подготовке их к будущей трудовой профессиональной деятельности.

Целесообразно производить системный анализ практического профессионального образования в колледжах двумя путями:

  1. Системный анализ содержания практического профессионального образования.
  2. Системный анализ процесса практического профессионального образования.

При подходе к практическому профессиональному образованию с точки зрения процесса выявлены следующие его составные части:

1. Планирование практического профессионального образования.

  1.      Системное планирование осуществляется согласно четырем составным частям содержания практического профессионального образования совместно с главным мастером, мастерами производства и учителями специальных дисциплин. При этом необходимо планирование организации и выполнения в практически-лабораторных работах учебно-опытных, в учебной практике учебно-практических, в производственной практике учебно-производственных, в выпускной квалификационной практике выпускных квалификационных (дипломных) работ.
  2.      Подготовка к процессу профессионального образования. Подготовительные работы также, согласно четырем составным частям практического профессионального образования, должны проводиться системно. При этом требуются достаточное учебно-материальное оснащение учебных лабораторий для лабораторных работ, учебных мастерских для учебной практики, опорных предприятий (организации, учреждения) для производственной практики и выполнения выпускных квалификационных работ и достаточная учебно-методическая подготовка мастеров производства и учителей специальных дисциплин.
  3.      Осуществление процесса практического профессионального образования. Процесс практического профессионального образования согласно четырем составным частям своего содержания должен быть системным и осуществляться на основе своеобразных, соответствующих образовательных технологий, отличающихся друг от друга своим качеством. Исходя из этого, необходимо выполнение практически-лабораторных работ на основе учебно-опытных технологий, учебной практики на основе учебно-практических технологий, производственной практики на основе учебно-производственных технологий, практики по выпускной квалификационной работе на основе исследовательски-экспериментальной технологии. А это в свою очередь требует правильного планирования процесса практического профессионального образования, специальной подготовки к его реализации и на основе этого разработки и внедрения мастерами производственного обучения (учителями специальных дисциплин) вышеупомянутых технологий.
  4.      Контролирование процесса практического профессионального образования. Необходимо систематическое контролирование процесса практического профессионального образования согласно содержанию четырех его составных частей. — Проверка на основе поставленных целей перед каждым видом практики и достигнутых результатов (текущий контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль) подготовки учащихся к усвоению новых навыков и умений, определение причин допущенных ошибок, эффективности организации образования, его методов, средств и объективная оценка усвоения практических навыков, сбор информаций для эффективного планирования учебного процесса. Все это должно быть осуществлено с целью получения актуальных информаций (обратная связь) о профессиональном знании и учебно-производственной деятельности учащихся.

Учет успеваемости выполняется в формах текущего (наблюдение, беседа, проверка, оценка), цикличного (проверка, контролирование) и итогового (выпускные квалификационные работы, письменные выпускные квалификационные работы) контроля.

  1.      Методика практического профессионального образования.

Согласно требованиям, предъявляемым учителям специальных дисциплин и мастерам производства, системная и эффективная организация и осуществление практического профессионального образования учащихся на основе его содержания и составных частей определяют пути беспрерывного повышения квалификации, педагогического мастерства. С этой точки зрения необходимо в дальнейшем создание методики практически-лабораторных работ, учебной практики, учебно-производственной практики и выпускной квалификационной практики.

 

Литература:

 

  1.                Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М:. Из-во ЭГВЕС, 2009.-456 с.
  2.                В. А. Скакун. Организация и методика профессионального обучения. Учебное пособие. М:. Из-во ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007. -178 с.
  3.                А. Р. Ходжабаев, Ш. У. Косимов. Методика организация и проведения практического профессионального образования. Методическое пособие. –Т: ИПКПКССПО, 2007. -150 с.
Основные термины (генерируются автоматически): практическое профессиональное образование, учебная практика, мастер производства, навык, производственная практика, профессиональная деятельность, работа, практическая профессиональная подготовка, практическое образование, профессиональное мастерство.


Похожие статьи

Проблема формирования профессионально важных качеств в процессе получения профессионального образования

Специфика профессионально важных качеств учителя начальных классов

Особенности профессионального мышления педагога

Опыт инклюзивного обучения в учреждении среднего профессионального образования

Проблемы заочного обучения в сфере профессионального образования

Особенности реализации технологии дифференцированного обучения

Особенности международного опыта качества подготовки специалистов в области туризма

Особенности организации системы непрерывного повышения квалификации и профессионального роста педагога в образовательной организации

Особенности профессионального обучения взрослых

Научно-практические основания мониторинга качества повышения квалификации педагогов

Похожие статьи

Проблема формирования профессионально важных качеств в процессе получения профессионального образования

Специфика профессионально важных качеств учителя начальных классов

Особенности профессионального мышления педагога

Опыт инклюзивного обучения в учреждении среднего профессионального образования

Проблемы заочного обучения в сфере профессионального образования

Особенности реализации технологии дифференцированного обучения

Особенности международного опыта качества подготовки специалистов в области туризма

Особенности организации системы непрерывного повышения квалификации и профессионального роста педагога в образовательной организации

Особенности профессионального обучения взрослых

Научно-практические основания мониторинга качества повышения квалификации педагогов

Задать вопрос