В статье представлены основные критерии выбора коррекционных программ в работе со страхами. Рассматривается арт-терапия как базовый метод в работе с детскими страхами. А также представлен анализ современных коррекционно-развивающих программ, которые ставят своей целью преодоление детьми страхов средствами арт-терапии.
Ключевые слова: детские страхи, психологическая коррекция, арт-терапия.
The article presents main criteria of choice of correctional programs in the work with fears. Discusses art therapy as a basic method in dealing with childhood fears. As well as the analysis of contemporary correctional-developing programs, which aim at overcoming children's fears by means of art therapy.
Key words:children's fears, psychological correction, art therapy.
На сегодняшний день проблема детских страхов не теряет своей актуальности. В современном мире, как утверждают Н. Н. Калацкая и Ф. Шигабиева, на ребёнка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных затормозить развитие потенциальных возможностей личности. Одним из таких факторов является страх. Большое внимание проблеме страха уделяется в школе, так как наблюдается увеличение стрессовых ситуаций в образовательном процессе, отмечается рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревогой [4, с. 44]. Ежегодная диагностика, по словам Ю. Царьковой, выявляет большое количество младшего школьного возраста с признаками тревожности и страха. [10, с.32]. Детские страхи мешают учебному процессу, отрицательно сказываются на социальной активности ребёнка, его взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. [8, с.155].
В связи с этим перед школьным педагогом — психологом встаёт ряд вопросов. Какой метод лучше всего подходит в работе с детскими страхами? По каким критериям нужно выбирать коррекционную программу, чтобы она позволяла наиболее эффективно решать поставленную проблему?
В современном мире существует большое количество разнообразных программ для работы с детскими страхами. Попробуем разобраться в этом вопросе, выявить, какие программы будет целесообразно применить педагогу — психологу в своей практической деятельности и какой основной метод использовать в процессе коррекции.
Кроме того, для школьного психолога важно, чтобы коррекционная программа была эффективной и менее затратной по времени. Это связанно с тем, что в современной школе чаще всего работает один педагог — психолог, который занимается разнообразными видами деятельности, и для него важно оказать профессиональную помощь детям в максимально сжатые сроки.
К наиболее часто встречающимся методам в работе со страхами, как отмечает Ю. А. Кочетова, можно отнести арт-терапию и игровую терапию. Данные методы считаются наиболее эффективными, поскольку являются привычной и любимой деятельностью ребенка. [7, с.3.]
А. А. Ковалевская, утверждает, что существуют различные способы коррекции страхов, среди которых средства изобразительной деятельности занимают особое место по характеру воздействия, эффективности и способам применения в младшем школьном возрасте. Психологическая коррекция определяется как «исправление» и оптимизация процесса психического развития личности и предполагает использование естественных движущих сил психологического и личностного развития. Изобразительная деятельность является наиболее приемлемым средством психокоррекции страхов младших школьников, в возрасте наиболее активного интереса к рисованию [5, с. 81.].
Остановимся более подробно на методе арт- терапии.
Арт-терапия — метод психотерапии, в котором для лечения и психокоррекции используются художественные приемы и творчество.
Основная цель арт-терапевтических занятий заключается в снижении эмоционального напряжения. В процессе рисования происходит работа с бессознательным ребенка, результатом которой является «перекодирование образа страха» в иной, не пугающий образ. Дети учится адекватно реагировать на новые пугающие ситуации, формируется уверенность в себе, активность. [1, с. 215].
Как отмечает А. И. Захаров, в младшем школьном возрасте, страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они больше обусловлены эмоциями, чем характером, и ещё во многом носят возрастной, переходящий характер. [3, с.119].
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что главными критериями выбора программы по коррекции детских страхов будет, её соответствие возрасту детей (младшие школьники) и основной метод в работе со страхами арт — терапия.
Для коррекции страхов используются разные программы, но не все они подходят под те критерии, которые мы определили, как основные.
А. И. Копытин разработал коррекционно-профилактическую программу «Методы арт — терапии в преодоление последствии травматического стресса». [6, с.151.]. Данная программа направленна на коррекцию эмоционального состояния, но не предназначена для детей младшего школьного возраста, а рассчитана на подростков и взрослых людей.
Татаринцева А. Ю. и Григорчук М. Ю. предлагают «Программу коррекции тревожности и страхов с использованием куклотерапии». Программа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, но основной метод в работе с детьми куклотерапия [9, с. 8]
Можно заключить, что данные программы не попадают под те критерии, которые мы определили для себя как основные, а именно: возраст детей (младшие школьники) и базовый метод который используется для коррекции страхов арт-терапия.
Среди множества коррекционных программ есть те, которые работают с детскими страхами средствами арт — терапии. В своей работе мы ставили перед собой задачу — сравнить программы коррекции детских страхов и найти наиболее подходящую для младших школьников.
В нашей работе мы остановимся на двух коррекционных программах:
«Преодоление страхов у детей» авторы Т. А. Арефьева, Н. И. Галкина. [2]
«Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста» автор Н. А. Зайцева. [11]
Критерии оценки программ мы определили следующие:цель, содержание и структура программы, объект воздействия, затратность, основные методы и техники, используемые в программе.
Цель, которую ставят перед собой авторы программ, равноценна и направленна на коррекцию детских страхов, но Т. А. Арефьева и Н. И. Галкина предлагают переключить энергию тревоги и страха в конструктивное и творческое русло, делая акцент на то, что ребёнку необходимы не только занятия с психологом, но и последующее занятия с художником.
Структура и содержание программы.
По структуре и содержанию данные программы не равноценны.
В концепции авторов есть принципиальные различия. Т. А. Арефьева и Н. И. Галкина выделяют 20 тем, причем акцент делается на разные группы страхов, и каждая тема содержит две части:
Занятие с психологом
Занятие с художником.
Хочется отметить, что психолог может выбрать темы, наиболее соответствующие проблемам группы.
Занятия с психологом представляют собой модульный набор упражнений, логически (сценарно) связанный. Психолог может взять все упражнения, а может частично или выборочно, а также использовать все упражнения, разделив тему на 2 занятия.
Занятия с художником едино и не даёт возможности для дробления.
В преодоление чувства страха, авторы первой программы выделяют 2 этапа. Первым этапом является изображение страха. Второй этап — моделирование выхода из сложившейся ситуации.
Н. А. Зайцева выделяет следующие этапы программы: диагностический, информационный, практический, контрольный.Цикл практических занятий рассчитан на 10 академических часов. Каждое занятие чётко структурированно имеет определённые этапы и последовательность.
Объект воздействия.
По данному критерию программы можно считать равнозначными, так как они рассчитаны на работу с детьми 5–12 лет. Количество человек входящих в группу у авторов программы одинаковое и составляет 5- 6 человек.
Затратность.
Первая программа является наиболее затратной, так как требует привлечения ещё одного специалиста, а именно художника. По времени менее затратна вторая программа, поскольку в реализации данной программы требуется 1 специалист (педагог — психолог), что в условиях школы является «порой» решающим фактором в выборе программы.
Основные методы и техники.
По данному критерию программы можно считать равнозначными. Арт-терапия является ведущим методом в работе с страхами, но не единственным.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что сильными сторонами первой программы являются следующие моменты:
психолог может выбрать темы, наиболее соответствующие проблемам группы и проработать те страхи, которые явно выражены у детей;
структура занятия может подвергаться творческому пересмотру профессионала специалист может скомбинировать занятие по своему усмотрению и исходя из возможностей детей (возраста, уровня подготовки);
авторы предлагают переключить энергию тревоги и страха в конструктивное и творческое русло.
Положительными моментами второй программы можно обозначить следующее:
данная программа является менее затратной по времени;
требует привлечение всего одного специалиста педагога — психолога.
Таким образом, сравнение программ показывает, что для тех школ, где есть помимо педагога-психолога ещё и художник, можно рекомендоватьпрограмму Т. А. Арефьевой и Н. И. Галкиной. А для школ, где есть только школьный психолог, — подойдёт программа Н. А. Зайцевой.
Литература:
- Акопян Л. С. Особенности преодоление страхов у детей младшего школьного возраста. /Л. С. Акопян // Образование и саморазвитие, 2010. — № 17. С. 214–218.
- Арефьева Т. А., Галкина Н. И. Преодоление страхов у детей. М.: Психотерапия, 2009. -272с.
- Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей. / А. И. Захаров — СПб.: Речь, 2005. — 320с
- Калацкая Н. Н. Детские страхи и способы их коррекции у детей школьного возраста. / Н. Н. Калацкая, В. Ф. Шигабиева // Вестник НЦБЖД, 2010.- № 2.- С. 44- 47.
- Ковалевская А. А. Психологическая коррекция страхов младших школьников. /А. А. Ковалевская // Проблемы современного педагогического образования, 2015.- № 46. — С. 75–81.
- Копытин А. И. Методы арт — терапии в преодолении последствий травматического стресса. –М.: Когито — Центр, 2014. — 203 с.
- Кочетова Ю. А. Психологическая коррекция детских страхов. / Ю. А. Кочетова // Психологическая наука и образование, 2012.- № 1. — С. 1–14.
- Саржанова А. С., Егенисова А. К. Детские страхи и пути их преодоления. / А. С. Саржанова, А. К. Егенисова // Современные наукоёмкие технологии, 2013. — № 7. С. 155–157.
- Татаринцева А.Ю, Григорчук М. Ю. Детские страхи. Куклотерапия в помощь детям. / А. Ю. Татаринцева — СПб.: Речь, 2007.
- Царькова Ю. Я изменил в себе смелость. / Ю. Царькова // Школьный психолог, 2006. — № 21. С 32–35.
- http://festival.1september.ru/articles/210413/