Инновационная деятельность предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 31.10.2015

Статья просмотрена: 5701 раз

Библиографическое описание:

Коокуева, В. В. Инновационная деятельность предприятия / В. В. Коокуева, Д. А. Конева, В. Н. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 402-404. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22906/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Экономический рост предприятий в наше время не мыслим без преобразований. Различного рода изменения с нововведениями в компании можно называть инновациями, или инновационной деятельностью. С помощью этого процесса в фирмах идет освоение новых технологических прогрессов. В результате предприятие разрабатывает и внедряет новые продукты, либо усовершенствует уже выпускаемые. Все существующее, как нам известно, имеет свойство стареть, и именно поэтому фирмы должны постоянно что-то менять — будь то запуск производства каких-то новых товаров, оказание новых услуг, или же иной, ранее не используемый способ производства.

Итак, инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы, то есть применено на практике [1].

Так откуда же берутся новые инновационные идеи? Рассмотрим их источники — внутренние и внешние. Ко внутренним можно отнести:

          какое-то неожиданное событие в компании (будь то успех, или неудача);

          нововведения, основанные на потребности процесса;

          внезапные изменения на рынке.

Ко внешним относятся:

          различные демографические изменения;

          изменения в ценностных установках;

          новые научные и ненаучные знания [9].

Одной из задач государства в наше время является повышение инновационной деятельности предприятий. Этот процесс является одним из важнейших факторов, которые помогают занять прочные лидирующие позиции на рынке среди компаний, становления экономической и финансовой самостоятельности и рыночных позиций промышленных фирм.

В связи с постоянной конкурентной борьбой на внутренних и внешних рынках высокотехнологичных товаров, ростом затрат времени и средств на их разработку, очень важной сейчас правильно управлять стратегически — инновационной деятельностью предприятий.

Итак, инновационная деятельность — это система мер по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциалов с целью получения новых или улучшенных продуктов, либо услуг. С финансовой точки зрения этот процесс можно рассматривать как инвестирование, разработку и распространение новейшего продукта или услуги. В таком случае он выступает в качестве инновационного проекта, рассматриваемого как частный случай инвестиционного проекта.

Рассмотрим классификацию инноваций. Существует два типа нововведений: продуктовые и процессные. Появление нового продукта — это радикальная продуктовая инновация. Усовершенствование уже существующего продукта — это инкрементальная продуктовая инновация. Процессная же инновация — это освоение новых способов производства. По степени новизны инновации подразделяются на принципиально новые, т. е. не имеющие аналогов в прошлом и в отечественной и зарубежной практике, и на новшества относительной новизны.

Рассмотрим инновационную активность предприятий в таблице ниже, по данным с сайта Федеральной службы государственной статистики [11]:

Таблица 1

Показатели инновационной активности организаций за период 2010–2014 гг.

Год

2010

2011

2012

2013

2014

Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций), %

9,5

10,4

10,3

10,1

9,9

Затраты на технологические инновации:

 

 

 

 

 

в фактически действовавших ценах, руб.

400 803,8

733 815,9

904 560,8

1 112 429,2

1 211 897,1

в постоянных ценах 2000 г., руб.

101 124,6

159 745,5

183 347,5

214 641,4

218 128,3

Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг), %

1,6

2,2

2,5

2,9

2,9

Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций), %

3,2

3,3

3,0

2,9

2,8

Удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций), %

2,2

2,3

1,9

1,9

1,7

Удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций), %

4,7

5,7

2,7

1,5

1,6

 

Из таблицы видно, что наиболее высокий показатель удельного веса организаций, осуществляющих инновационную деятельность составляет в 2011 году — 10,4 %, и в последующих годах идет снижение данного показателя, достигнув в 2014 году отметки 9,9 %. При чем, затраты на технологические инновации, в прочем, как и удельный вес предприятий, осуществляющих их растет с каждым годом, таким образом — в 2010 году удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации составлял 1,6 % и затраты составляли 101 124,6 руб., если приравнивать к постоянным ценам 2000г., а в 2014 году — 2,9 % и 218 128,3 руб. соответственно. По остальным же показателям, таким как организации, осуществляющие организационные, маркетинговые, экологические инновации можно наблюдать снижение удельного веса с каждым годом.

В последнее время инновационная деятельность становится как никогда важной для компаний. Чтобы занимать лидирующие позиции на рынке, фримы обязаны мыслить категориями роста и дополнительной стоимости, и создавать их в инновационных процессах, а не останавливаться только на снижении издержек для удержания позиций в традиционной ценовой конкуренции. Те фирмы, которые оказались первыми на рынке с нововведениями, пользуются преимуществами и собирают повышенный доход, пока конкуренты не догонят их опять же с помощью инноваций. Из этого понятно, что инновации в деятельности предприятий играют важную роль и являются основой экономического роста.

Как отмечает ведущий французский специалист по социологии организаций М. Крозье, «в современной конкурентной борьбе в первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям» [10].

Чтобы предприятию обеспечивать инновационную деятельность, и как следствие — экономический рост, ему требуются немалые вложения. Эти вложения называются инвестициями. Инвестиции — это операции, связанные с инвестированием денежных средств в реализацию различных бизнес проектов, которые будут обеспечивать получение доходов в течение периодов, превышающих один год. Однако, получить эти вложения не просто. Сегодня существует проблема привлечения денежных средств, и волнует она многих отечественных производителей. Тем не менее, инвестиционная деятельность постоянно совершенствуется. И если ранее, при принятии инвестиционных решений, фирмы были ориентированы на рост объемов производства, то теперь наиболее важным моментом становится повышение финансовых показателей.

Чтобы занимать лидирующие позиции, для фирм важна способность быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Также необходимо формирование самостоятельных рабочих групп, которые разрабатывают решения индивидуальных проблем, возникающих в процессе деятельности, и используемая всеми система ценностей и глубокое понимание видения фирмы.

Для того, чтобы выдержать все вышеперечисленные моменты, требуется точный анализ состояния окружающей среды (тенденции, мониторинг, наблюдение за происходящим, прогноз на будущее), ровно как и систематически осуществляемое наблюдение за деятельностью фирм-конкурентов. И, в конечном итоге, занять прочные лидирующие позиции среди предприятий на рынке — собирать повышенный доход, пока остальные компании не догонят их с помощью иных нововведений.

 

Литература:

 

  1.                Милославский И. Новизна с последствиями. — М.: Известие, 2009
  2.                Инновационный менеджмент. Под ред. Ильенковой С. Д. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2007
  3.                В. Г. Медынский Инновационный менеджмент: ИНФРА-М, 2008
  4.                7. Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2007
  5.                Ларичева Е. А. Двойственная роль инноваций. — 2006
  6.                Письменная Н. Е. Инвестиционная деятельность в современных условиях хозяйствования. Вестник СевКавГТУ, Серия «Экономика», № 2, 2004
  7.                Сафронов. Экономика предприятия: Учебник. М.: ИФРА-М, 2007
  8.                Горфинкель В. Я. Экономика предприятия: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА 2007.
  9.                http://center-yf.ru/data/economy/Innovacionnaya-deyatelnost.php
  10.            http://management-books.biz/teoriya-menedjmenta_693/suschnost-prichinyi-formyi-novovvedeniy-20112.html
  11.            http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, удельный вес организаций, инновация, общее число, инновационная активность организаций, инновационная деятельность предприятий, окружающая среда, повышенный доход, удельный вес предприятий, экономический рост.


Задать вопрос