Образование во многом определяет лицо общества. Ученые подчеркивают социальное значение образования как важной преобразующей силы общества. Целью принятой 29 августа 1997 года Национальной Программы по подготовке кадров является создание условий для социальной востребованности образования и знаний, которые будут способствовать росту их престижа и, безусловно, повысят социальный статус преподавателя.
Сфера среднего специального профессионального образования по своему укладу и качеству не всегда соответствует требованиям инновационного образовательного учреждения. Психолого-педагогическая неподготовленность специалистов-преподавателей к переменам в образовательном системы являются главным тормозом внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс. Вместе с тем повышение конкурентоспособности выпускников требует изменения деятельности учебных заведений, что невозможно без опережающих преобразований в повышении квалификации руководителей специалистов –преподавательских кадров средне — специального профессионального образования. Для этого в образовательных структурах системы повышения квалификации необходимо создать условия для педагогической подготовки инженерно-преподавательских кадров.
Согласно закону Республики Узбекистан «Об образовании», право на занятие педагогической деятельностью имеют лица с соответствующим образованием, профессиональной подготовкой и обладающие высокими нравственными качествами. Учитель в широком смысле слова — это тот человек, который передает знания, умения, навыки, опыт. Учитель в узком смысле слова — это тот человек, который получил специальность и обучает людей в учебных заведениях. Он воспитывает детей; ведет пропаганду педагогических знаний; обучает подрастающее поколение; развивает детей умственно, физически, эстетически; воспитывает социально активную личность; организовывает различные виды деятельности: просветительскую, оздоровительную. Повышение квалификации педагогических кадров обеспечивают углубление и обновление профессиональных знаний и навыков.
Повысить статус и профессионализм педагогических кадров системы ССПО является одной из приоритетных задач. На современном этапе при переходе колледжа на новые образовательные стандарты возникает объективная потребность в таком процессе повышения профессиональной квалификации преподавателей, который способствовал бы изменению и развитию образовательной среды колледжа. Процесс повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров системы ССПО должен быть гибкой и оперативной структурой образования, которая быстро и качественно реагировала бы на динамично изменяющуюся социально-экономическую и образовательную ситуацию.
Суть обновления образовательного процесса заключается в создании проблемной ситуации организации деятельности, которая может привести к формированию той или иной компетенции. При этом слушатель постоянно находится в состоянии поиска и самодвижения на фоне собственного педагогического, культурного и социального опыта. Поэтому необходимо создать такое образовательное пространство, в котором предлагаемые обучающие ситуации несут в себе потенциал жизненной необходимости, возможности выбора и провоцирование рефлексии собственной деятельности.
Процесс обучения, который направлен на самосовершенствование и саморазвитие личности обучающегося, должен строиться на «субъект-субъектных» отношениях, то есть на организации процесса сотрудничества, совместной творческой деятельности. В таких условиях «объектом», на который направлена совместная деятельность обучающего и обучаемого, становится не личность обучаемого, а процесс усвоения необходимых знаний, умений, навыков, развитие педагогических — профессиональных способностей. Знания необходимы не как самоцель, а как средство саморазвития, а также приобретения комплексных, профессиональных навыков для реализации своей педагогической деятельности в целом.
При построении учебного процесса в системе повышения квалификации руководящих и педагогических кадров можно подходить в систематизированном комплексе основных закономерностей деятельности обучающего и обучающегося взрослого:
ведущая роль в организации процесса обучения на всех его этапах принадлежит самому обучающемуся. Взрослый обучающийся — активный элемент, один из равноправных субъектов процесса обучения;
функцией обучающего является оказание помощи обучающемуся в выявлении собственного опыта;
соответственно основными формами занятий становятся лабораторные эксперименты, дискуссии, решение конкретных задач, различные виды игровой деятельности;
обучающийся играет ведущую роль в формировании мотивации определении целей обучения;
учебная программа должна быть построена на основе возможного применения знаний в профессиональной деятельности, поэтому основой организации процесса обучения становится индивидуализация;
обучающиеся хотят применить полученные знания и навыки сразу же, чтобы стать более компетентными в решении, каких — то проблем, соответственно курс обучения строится на основе развития определенных аспектов компетенции обучающихся, и ориентируются на решение их профессиональных проблем;
процесс обучения строится на совместной деятельности обучающего и обучаемого.
В итоге можно сказать, что учебный процесс в системе повышения квалификации руководящих и педагогических кадров имеет две основные и конечные цели — предвидение и польза. Её функция — познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Теория вооружает педагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность.
Литература:
- Национальная программа подготовки кадров Республики Узбекистан. Т. 1997.
- Задорожная И. В. Содержание и организация информационной среды в повышении квалификации преподавателей ВУЗа: Дис…. канд. пед. наук. — Ростов на Дону: 2007. — 211 с.
- Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Педагогика: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». Ростов Н/Д: Феникс, 2003. — 352 с.