В настоящее время, впрочем, как и всегда, большинство граждан нашей страны владеют одним, а может быть, даже несколькими, земельными участками. Будь то частный дом в спальном районе города, дачный домик на окраине или личная ферма, а может быть и вовсе гектары земли, занятые той или иной производственной компанией.
Согласно закону «о ГКН» № 221-ФЗ, любой объект недвижимости должен быть в законодательном порядке зарегистрирован, то есть поставлен на Государственный кадастровый учёт, для дальнейшего налогообложения его собственника земельным налогом, рассчитанным исходя из его кадастровой стоимости.
21 ноября 2014 года в Госдуме прошел второе чтение законопроект № 543929–6 под названием «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости” и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который коротко называют законом о проведении кадастровых работ в массовом порядке. Как явствует из финансово-экономического обоснования к законопроекту, его главной задачей является наполнение государственного кадастра недвижимости (ГКН) точными сведениями о местоположении границ земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, что предлагается обеспечить за счет бюджетов бюджетной системы РФ путем проведения комплексных кадастровых работ.
Поскольку почти половина земельных участков, сведения о которых содержатся в ГКН, не имеют точного описания границ, а имеющиеся сведения о границах часто содержат кадастровые ошибки, приведение в норму сведений ГКН представляется весьма актуальным. Тем более что, по мнению законодателя, указанная проблема затрудняет гражданский оборот объектов недвижимости, не позволяет Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям «осуществлять качественное управление и распоряжение земельными ресурсами, приводит к потере поступлений в бюджеты органов местного самоуправления от земельного налога»
Это вытекает из нехватки квалифицированных кадров, допущенных к осуществлению кадастровой деятельности, в результате работ которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (согласно ФЗ№ 221 от 24.07.2007г.)
Согласно данным УПРAВЛЕНИЕ ФЕДЕРAЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДAРСТВЕННОЙ РЕГИСТРAЦИИ, КAДAСТРA И КAРТОГРAФИИ С 1 января 2011 года кадастровую деятельность в отношении земельных участков смогут осуществлять только кадастровые инженеры — лица, имеющие действующие квалификационные аттестаты» (ст. 44 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Кадастровый инженер — специалист, выполняющий работы в области межевания земель, кадастровых работ, связанных с недвижимостью, а также может заниматься землеустроительной экспертизой. Данный специалист, имеет право занимать должности инженера в БТИ, межевых или геодезических организациях, имеющих действующее свидетельство ЕГРЮЛ, а так же осуществлять предпринимательскую деятельность в данной сфере на праве индивидуального предпринимателя. Кадастровым инженером признается физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.
Aттестат кадастрового инженера выдается без ограничения срока, действует на всей территории Российской Федерации и является документом единого федерального образца. При этом аттестат признается действующим со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров. Aттестация кадастровых инженеров проводится в форме квалификационного экзамена с применением автоматизированной информационной системы
Не смотря на востребованность квалифицированных кадров в области отношений именно с земельными участками, фонд недвижимого имущества нуждается в специалистах, компетентных и в и других отраслях данной сферы.
Кадастр недвижимости подразумевает в себе не только земельные участки, но и здания, сооружения, лесные участки, объекты незавершенного строительства, объекты капитального строительства и не только. Для подготовки таких кадров, имеющих возможность осуществлять профессиональную деятельность в подобных вопросах существует небольшое количество учебных программ. Одно из них-это «Землеустройство и кадастры».
Обращая внимание на скорость развития рынка недвижимости, данный профиль готовит весьма востребованных в современном мире специалистов.
Поскольку процесс постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет включает в себя несколько этапов, специалисты в области землеустройства и кадастров могут быть востребованы в:
1) Органы государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с нею. |
Государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с нею |
2) Федеральные и региональные земельные органы |
Регулирование градостроительного развития, землеустройства и землепользования, инвентаризация земли, создание земельного кадастра, зонирование территорий, оформление землеотвода |
3) Органы проведения экспертизы, градостроительной и проектной документации |
Утверждение и согласование архитектурных и строительных проектов |
4) Органы технической, пожарной и иных инспекций
|
Надзор за строительством и эксплуатацией зданий и сооружений |
Также рассмотрим круг специалистов, востребованных на рынке коммерческой недвижимости, её реализации и процесса ликвидности:
Предприниматели |
Коммерческая деятельность на рынке в соответствии с законом |
Риелторы |
Оказание услуг при совершении сделок с объектом недвижимости |
Девелоперы |
Разработка функциональной концепции объекта недвижимости, включая надзор за ее воплощением |
Страховщики |
Страхованием объектов, сделок, профессиональной ответственности |
Оценщики |
Оказание услуг по независимой оценке стоимости объектов недвижимости |
Финансисты (банкиры) |
Финансирование операций на рынке недвижимости, в том числе ипотечное кредитование |
Аналитики |
Исследование рынка недвижимости и подготовка информации для принятия стратегических решений по его развитию |
Участники фондового рынка |
Создание и оборот ценных бумаг, обеспеченных недвижимостью жилищных облигаций, пулов закладных при ипотечном кредитовании и пр. |
Маркетологи |
Специалисты по связям с общественностью и рекламе, продвигающие объекты и услуги на рынке недвижимости |
Специалисты по информационным технологиям |
Обслуживание рынок недвижимости, информационно-аналитические издания и другие СМИ, специализирующиеся на тематике рынка недвижимости; |
Юристы |
Осуществление юридического сопровождения операций на рынке недвижимости |
Специалисты в области обучения и повышения квалификации персонала |
Обучение и повышение квалификации персонала |
Исходя из вышеприведенных примеров, следует сделать вывод, что кадры, подготовленные по направлению «Землеустройство и кадастры» имеют высокий спрос в современной экономической сфере, такой как сделки и операции с недвижимостью, правами на её собственность, решении сорных вопросов и перспектив развития. Данный вывод построен в результате анализа фонда по работе с недвижимыми объектами, а также совершенствования рационального её использования.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. — М.: Проспект, 1999. — 48 с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: Проспект, 1999. — 850 с.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.
- Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 29. — Ст. 3702.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004г. № 190 — ФЗ. — М., [2013].
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ. — М., [2013].
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001г. № 136-ФЗ;
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ;
- «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Федеральный закон РФ от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ;
- «О государственном кадастре недвижимости» Федеральный закон ” от 24 июля 2007 года. № 221-ФЗ.; с изм. от 01.01.2009 г.;
- «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Федеральный закон РФ от 21.07.1997 № 122.;
- Федеральный стандарт оценки (ФСО) № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки», утвержденный Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 20 июля 2007 г. № 256;