Видеть ребенка здоровым, красивым, умным — желание каждого, кто находится с ним рядом. Как известно, основным важным видом деятельности у ребенка-дошкольника является игра. Игра как деятельность способствует качественным изменениям в психическом и физическом развитии ребенка, оказывает разностороннее влияние на формирование его личностных качеств. В игре ребенок находит выражение основным своим потребностям.
Ребенок — существо растущее и развивающееся. Одним из условий ео полноценного роста и развития являются движения. Ребенку полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, лазанием. Двигательная активность играет большую роль в общем развитии дошкольника, в укреплении его здоровья, также способствует развитию его умственных и физических качеств. Известно, что при дефиците двигательной активности дошкольников снижаются обменные процессы в тканях мозга, ухудшается работа внутренних органов и общее состояние организма.
С помощью подвижных игр можно решать различные задачи нравственного, умственного и, конечно физического воспитания. В настоящее время наблюдается изменение взгляда педагогов на подвижную игру. Многие воспитатели воспринимают ее только как забаву и возможность занять детей. Часто ее используют нерационально: перспективное планирование введения игр в жизнь детей не проводится, нарушаются методические основы — хаотичный и однообразный подбор игр, поэтапность знакомства детей с игрой.
Использование подвижных игр в педагогическом процессе предполагает строгое соблюдение дидактических принципов доступности, систематичности, последовательности. Для каждой возрастной группы необходимо подбирать в соответствии с принципом преобладающего вида движений: ходьбы, бега, метания, прыжков или лазания. Все подвижные игры направлены на развитие моторной ловкости ребенка, на то, чтобы сделать движения легкими, уверенными, красивыми. Эта ловкость, пластичность движений необходима для развития навыков самообслуживания, для выполнения небольших трудовых поручений.
Внимательно следует относиться к неудачам детей в подвижных играх. Педагог должен помнить, что неудачи порождают чувство неуверенности. В этом отношении надо осторожно относиться к играм с элементами соревнований. Педагог должен следить за тем, чтобы силы партнеров были равны. Детям робким и неуверенным в себе нужно помогать в преодолении трудностей (проставить поближе корзинку для метания, опустить по ниже веревочку и т. д.), а детей легко возбудимых и излишне подвижных надо вовлекать в игры способствующие развитию тормозных процессов, умению регулировать свои реакции.
Предварительно разучивать текст игры или потешки используемой в игре не следует. Также необходимо чередовать игры, требующие интенсивных движений, с более спокойными. Неэффективно проводить игры высокой подвижности в конце прогулки или вечером. Это будет способствовать накоплению усталости и снизит эффективность самой игры.
Почему русско-народные подвижные игры? Народные подвижные игры являются традиционным средством воспитания дошкольников. Испокон веков в них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости и мужестве, обладать силой, ловкостью, выносливостью и стремление к победе. В народных подвижных играх у детей радость движения сочетается с духовным обогащением. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Классификация групп детей, имеющих различные физические возможности (на основе материалов Л. В. Шапковой)
Группа |
Показатели |
1 |
2 |
Дети с большой подвижностью |
высокая реактивность, неуравновешенность поведения; чаще других попадают в конфликтные ситуации; не всегда успевают вникнуть в суть игры, в результате чего у них отмечается невысокая степень осознанности своих действий; как правило, они хорошо выполняют простые упражнения, но избегают движений, требующих точности, сосредоточенности, сдержанности поведения; движения резки, быстры, часто бесцельны; повышенная интенсивность игры вызывает быстрое утомление, что сказывается на общем поведении. |
Дети средней подвижности |
наиболее ровное, спокойное поведение, умеренная подвижность; эмоциональны, азартны, часто сами становятся инициаторами игр; движения их обычно уверенные, четкие, целенаправленные. |
Малоподвижные дети |
вялы, пассивны, быстро устают; они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства; не решают вступать в общение со сверстниками, поэтому нуждаются в постоянной помощи взрослых. Этот недостаток в поведении ребенка чаще всего объясняется слабым двигательным опытом, обусловленным патологией и сформировавшейся привычкой к малоподвижному образу жизни. |
Литература:
- Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении / под общ. Ред. Широковой Г. А. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 222 с. — (Мир вашего ребенка).
- Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателея дет. Сада/Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. — М.: Просвещение, 1988. — 239с.: ил.
- Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии: метод. Пособ. / под ред. Л. В. Шапковой. — СПб.: Детство-пресс, 2001.