На сегодняшний день в системе государственного финансового контроля одна из главных ролей отводится налоговому контролю, поскольку налоги были и остаются основными фискальными и регулирующими инструментами рыночной экономики. Налоговый контроль гарантирует обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти, поэтому от его результативности зависят благополучие и экономическая безопасность государства.
На значимость налогового контроля, поиск наиболее эффективных способов его организации и повышение результативности обращает внимание Министерство Финансов в своих официальных документах.
Государство осуществляет деятельность по контролю за своевременным и полным исполнением налогового законодательства через систему специально образованных органов. В первую очередь к ним следует отнести налоговые органы. Именно на налоговые органы НК РФ и другими законами возложены главные задачи по контролю реализацией налогового законодательства [3, c. 79].
Развития форм и методов налогового контроля неразрывно связана с существованием и функционированием Федеральной налоговой службы.
Началом организации контрольной работы налоговых органов выступает учет налогоплательщиков. Учет налогоплательщиков предусматривает комплекс мероприятий, обеспечивающий регистрацию налогоплательщиков в налоговом органе и включении их в Единые государственные реестры налогоплательщиков.
Особое место среди форм налогового контроля отводится налоговым проверкам.
Налоговая проверка представляет собой процессуальное действие налогового органа, выражающееся в организации контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов. Она осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками или налоговыми агентами в налоговые органы.
В практике налогового законодательства долгое время были предусмотрено только два вида налоговых проверок: выездные и камеральные налоговые проверки.
В соответствии со ст. 88 НКРФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа [1, c. 187].
Камеральная налоговая проверка имеет важное значение для налогового контроля. В ходе камеральной налоговой проверки не требуется значительного количества времени, чем при осуществлении выездной проверки. Выездными проверками могут быть охвачен лишь каждый четвертый — пятый налогоплательщик, в то время как камеральные проверки могут быть проведены по всем налогоплательщикам. По итогам проведения камеральных налоговых проверок может быть определен круг лиц в, в отношении которых будут проводиться выездные налоговые проверки.
В соответствии со ст.88 НК РФ можно выделить отличительные признаки камеральной налоговой проверки:
- Проведение проверки по месту нахождения налогового органа на основе представляемых налогоплательщиком деклараций и иных документов, а также в соответствии с имеющимися у налогового органа данными о деятельности налогоплательщика.
- Проверка проводится должностным лицом налогового органа без специального разрешения руководителя.
Предметом камеральной налоговой проверки являются налоговые декларации или расчеты, документы, представленные налогоплательщиком, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа. Такими документами могут быть материалы ранее проведенных мероприятий налогового контроля, документы, истребованные налоговым органом у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика.
Выездная налоговая проверка (ВНП) проводится на основании руководителя (заместителя) налогового органа в помещении налогоплательщика. В случае отсутствия возможности у налогоплательщика предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (например: маленькая площадь офиса, ремонт здания и т. д.). Основанием для проведения ВНП в налоговом органе может быть письменное заявление налогоплательщика или докладная записка руководителя проверки о невозможности осуществить проверку в помещении налогоплательщика [2, c. 150].
Цель выездного налогового контроля, так же как и камерального является контроль за правильностью, полнотой и своевременность исчисления и уплаты налогов и сборов проверяемым объектом.
В ходе выездного контроля решаются следующие задачи:
всестороннее исследование обстоятельств финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;
выявление искажений и несоответствий в документах, в бухгалтерском учете и отчетности;
анализ влияния обнаруженных нарушений на формирование налоговой базы по различным налогам;
формирование доказательной базы и документального подтверждения выявленных правонарушений;
доначисление налогов и сборов;
формирование предложений об устранении нарушений и привлечение налогоплательщика к ответственности за не соблюдение налогового законодательства.
Целью проведения налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Резко обострившееся политическое положение Российской Федерации в 2014 году привело к необходимости сохранения конкурентоспособности российской налоговой системы по сравнению с налоговым системами других государств в рамках борьбы за привлечение инвестиций в экономику. Это потребовало создания системы налогового администрирования понятной и удобной для добросовестных налогоплательщиков. Это реформирование было связано с внедрением концепции «расширенного взаимодействия», одобренного Комитетом ОЭСР по налоговым вопросам. К преимуществам данной системы относится возможность решения налоговых споров в досудебном порядке, что приводит к замене приоритетов с налоговой проверки на профилактику налоговым правонарушений.
Таким образом, появилась еще одна форма налогового контроля — налоговый мониторинг. Мониторинг налогоплательщиков представляет собой пассивную форму налогового контроля, основной целью которой является получение объективной информации о налогоплательщике и на основании нее организацию контроля налоговых платежей.
Началом внедрения в налоговый контроль системы мониторинга было положено в конце 2012 года, когда ФНС подписало пилотные соглашения с четырьмя крупнейшими налогоплательщиками в целях информационного обмена. В 2013 году было подписано еще одно соглашение. Однако, отсутствие соответствующей нормативной базы привело к необходимости принятия «дорожной карты» по совершенствования налогового администрирования и внесения изменений в Налоговый кодекс, регламентирующей порядок проведения мониторинга.
В соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщик может добровольно заключить соглашение о проведении мониторинга, если его деятельность удовлетворяет следующим критериям:
совокупная сумма налогов за предшествующий год составляет не менее 30 млн. руб.;
объем доходов за предшествующий год не менее 3 млрд. руб.;
совокупная стоимость активов на 31 декабря предшествующего года не менее 3 млрд. руб.
В рамках мониторинга налогоплательщик обязуется предоставить налоговому органу онлайн доступ ко всей налоговой и финансовой деятельности, а также любой информации по заключенным или предполагаемым к заключению сделкам.
В качестве основных преимуществ введения данной формы контроля являются следующие:
уменьшение издержек на налоговое администрирование за счет сокращения количества проверок;
возможность оперативно получать рекомендации налогового органа по возникающим налоговым рискам;
снижение управленческих расходов организации на взаимодействий с налоговыми органами.
Налоговые органы на время действия соглашения не осуществляют выездных и камеральных налоговых проверок, за исключением, проведения проверок вышестоящими налоговыми органами в рамках организации контроля за нижестоящими налоговыми органами, досрочного расторжения договора, налоговых деклараций в которых заявлено возмещение НДС или акцизов.
Однако новая система налогового контроля не лишена и некоторых недостатков:
применяется только в отношении крупнейших налогоплательщиков;
участники консолидированной группы налогоплательщиков могут воспользоваться таким соглашением только с 1 января 2016 года;
в рамках налогового мониторинга налоговый орган имеет право потребовать у налогоплательщика документы и пояснения по вопросам исчисления и уплаты налогов, которые должны быть предоставлены в течение 10-ти дней. Это может создать определенные трудности для организации и быть причиной злоупотреблений со стороны налоговой службы;
возникают проблемы в области защиты конфиденциальной информации налогоплательщиков и контрагентов.
Однако для компаний переход к налоговому мониторингу также приводит к положительным последствиям: увеличению стоимости бизнеса, инвестиционной привлекательности, так как тем самым демонстрируется добросовестность налогоплательщика.
В настоящее время количество организаций, которые могут участвовать в данной системе около 200, в то время как в налоговых органов зарегистрировано около 5 млн. налогоплательщиков. Поэтому прежние формы налогового контроля продолжают действовать и совершенствоваться. А новации носят пока экспериментальный характер, однако, в случае его эффективности в систему налогового мониторинга могут быть включены и других группы налогоплательщиков. Таким образом, происходит смена идеологии налогового контроля от осуществления контроля пост-фактум к переходу к профилактике налоговых правонарушений.
Литература:
- Налоговое администрирование: Учебник/ Под ред. Н. А. Дорофеева, А. В. Брилон, Н. В. Брилон.- М.: Дашков и К, 2014.- 296с.;
- Налоги и налогообложение: учеб. для бакалавров: допущено М-вом образования РФ / под ред. Г. Б. Поляка. — М.: Юрайт, 2012. — 463 с.
- Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавриата/ В. Г. Пансков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайд, 2012. — 368с.- Серия: Бакалавр;