В данной статье проводится анализ эффективности действующей системы государственной поддержки малого бизнеса в Чеченской Республике. Выявлены проблемы этой системы. Определены меры, необходимые для повышения ее эффективности.
Ключевые слова: экономика, государственная поддержка, предпринимательство, малый бизнес.
В современных условиях динамично изменяющейся политической и экономической обстановки в стране и в частности развевающейся Чеченской республике, малый бизнес является своеобразным фактором повышения гибкости всей экономической системы. Ведь именно малые предприятия максимально чутко и быстро реагируют на экономические изменения. Помимо прямого влияния на гибкость экономической системы малый бизнес решает хозяйственные и социальные проблемы обеспечивает занятость населения. В связи с этим, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства должно стать приоритетным направлением.
Говоря о функционирования малого бизнеса ЧР, следует отметить что этот сегмент экономики недостаточно развит, хотя некоторые положительные изменение все-таки наблюдаются.
Правительством Чеченской Республики предпринимаются определенные меры по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса.
В настоящее время реализовывается Государственная программа «Поддержка и развитие малого среднего предпринимательства в Чеченской Республике на 2014–2018 годы», рамках которого планирует выделить более 1,2 млрд. рублей за счет республиканского бюджета. Объем бюджетных ассигнований программы на 2014 год из республиканского бюджета составляет — 248,8 млн. рублей. Заключены соглашения на предоставление субсидий на софинансирования программы из федерального бюджета на общую сумму 586,0 млн. рублей. Рамках госпрограммы реализуются 2 подпрограммы: «Поддержка малого и среднего предпринимательства в чеченской республике», «Обеспечение реализации государственной программы в сфере малого бизнеса и предпринимательства»
Кроме того, созданы и некоммерческие организации: «Микро финансовый Фонд Чеченской Республики», «Гарантийный фонд Чеченской Республики», «Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Чеченской Республики», они оказывают такой вид государственной поддержки, как предоставление поручительств, грантов и субсидий.
Некоммерческой организацией «Микрофинансовый фонд Чеченской Республики» выдано займов субъектам МСП — 193, на сумму — 121,9 млн. руб. Некоммерческой организацией «Гарантийный фонд Чеченской Республики» предоставлено — 29 поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства ЧР на общую сумму — 115,4 млн. руб. Некоммерческой организацией «Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства ЧР» выдано — 149 займов, на сумму — 84,8 млн. руб.
По состоянию на 01.05.2015 года, на учете в Чеченской Республике состоят 22,7 тыс. индивидуальных предпринимателей и 5,2 тыс. малых предприятий. Для субъектов малого предпринимательства строятся офисные центры (бизнес- инкубаторы), с низкой арендной ставкой, которые оказывают образовательные, консалтинговые и юридические услуги предпринимателям и предоставляют офисные помещения на льготных условиях, а также предлагаются различные виды финансовых услуг (микрозаймы и грантовая поддержка) для развития собственного бизнеса. В настоящее время в республике функционирует 10 бизнес-инкубаторов: Республиканский, Грозненский производственный, Гудермесский, Шалинский, Шатойский, Шелковской, Урус-Мартановский, Аргунский, Наурский и Учебно- производственный реабилитационный центр в с. Знаменское.
Основные экономические показатели деятельности малых предприятий в 2014 году
|
Малые предприятия |
|
Всего |
Из них Микропредприятия |
|
Число действующих юридических лиц (на конец года), единиц |
5653 |
5551 |
Число предприятий в расчета на 10000 человек населения |
|
|
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), человек |
20651 |
19293 |
Средняя численность внешних совместителей, человек |
163 |
163 |
Среднее численность работников, выполнявших работы по договорам гражданского характера, человеком |
243 |
123 |
Оборот предприятий, млн.руб |
65250.6 |
61119.8 |
Инвестиции в основной капитал, млн.руб |
10234.2 |
674.2 |
Оборот малых и средних предприятий в 2012 году составил 30,4 млрд. руб., в 2013 г. — 45,5 млрд. руб., в 2014 г. — 48,1 млрд. руб. Удельный вес оборота малых предприятий в валовом продукте региона в 2012 г. составил 29,3 %, в 2013 г. — 40,8 %, в 2014 г. — 40,0 %. Таким образом, можно сделать вывод, что по сравнению с 2012–2013гг. в 2014 г. доля малых предприятий в ВРП значительно выросла.
Ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие малого бизнеса в Чеченской Республике: — Высокие риски потери инвестированных средств в связи с невозможностью малых предприятия представлять гарантии по своим обязательствам и отсутствием страхования инвестиционной деятельности.
Нехватка квалифицированных кадров и высокая стоимость консалтинговых услуг.
Недостаточная защищенность инвесторов от влияния со стороны крупных участников рынка и от недобросовестных предпринимателей.
Инфляционные скачки в стране.
Недоступность кредитных ресурсов для малого бизнеса в коммерческих банках.
Решение этих проблем является важнейшей задачей органов государственной власти всех уровней, общественных организаций, союзов предпринимателей и самих предпринимателей.
В целях решения проблемы недоступности кредитных ресурсов для малого бизнеса в коммерческих банках, распоряжением Правительства Чеченской Республики № 149-р от 13.04.2010г., был создан Гарантийный фонд Чеченской Республики, который только в 2013 выдал 35 поручительств для субъектов малого и среднего предпринимательства Чеченской Республики на привлечение кредитных средств.
Проблема, которую необходимо решить прежде всего, является проблема налоговой нагрузки. В соответствии с планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 27.01 2015) на федеральном уровне было предложено принятие нормативно-правовых актов, которые предоставляют права субъектам РФ снижать ставки налога для налогоплательщиков, а также ввести «двухлетние налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в сфере производственных и бытовых услуг.
Не маловажный вопрос который стоит перед малым бизнесом — это надлежащее обеспечение инновационной инфраструктурой субъектов малого предпринимательства в целях получения в производстве конкурентоспособной продукции. Проблема инновационной политики в отношении малого бизнеса в регионах страны в настоящее время является злободневной.
Эффективность развития и внедрения инноваций для малого бизнеса зависит от качественного проведения в жизнь со стороны органов государственной власти и местного самоуправления политики развития инновационной структуры, которая напрямую зависит от взаимодействия региональных властей с инновационными компаниями, а также с научно-образовательными учреждениями.
Плотное взаимодействие, а также своевременность проведения мероприятий по развитию и введению инноваций для малого и среднего предпринимательства в регионе является важным моментом в рамках построения региональной экономики в рамках экономического пространства ВТО.
Реализация указанных мер окажет существенную поддержку в обеспечении условий развития малого и среднего предпринимательства, а также в развитии муниципальных районов, городских округов республики и секторов экономики.
Подводя итог, следует отметить, что развития малого предпринимательство зависеть на прямую от заинтересованности государства формированию благоприятных социальных, экономических, политических и правовых условий
Литература:
- http://chechenstat.gks.ru/
- http://chr.pmp.gkr.su/registry/program/
- http://www.investchechnya.ru/maloe-predprinimatelstvo.html