Экономическая безопасность государства оказывает непосредственное влияние на функционирования государственной экономики, ее результативность и конкурентоспособность на внутренних и мировых рынках.
В современный исторический период защита экономической безопасности страны является особенно актуальной. Обеспечение экономической безопасности является гарантом самостоятельности страны, главным признаком стабильности, социально-экономической устойчивости и успешной жизнедеятельности общества. При этом необходимо учитывать, что рост интеграционных экономических связей препятствует сохранению самобытности, традиционности экономики отдельно взятого государства, что, в конечном итоге, может привести к потере его политической независимости.
Существуют различные трактовки экономической безопасности. В рамках данной работы будем придерживаться определения Л. И. Абалкина «экономическая безопасность — это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику» [1, с. 54].
В научной литературе принято выделять несколько факторов, оказывающих влияние на экономическую безопасность государства:
геополитическое и экономико-географическое положение страны и связанное с этим размещение и аллокация производительных сил на территории страны, а также доступом к отечественным и зарубежным ресурсам;
экономическая и военно-политическая мощь страны и ее конкурентная позиция в мировой экономической системе по стратегически важным направлениям развития;
ориентация институциональной системы страны на поддержку отраслей индустриальной экономики, от которой зависит уровень национальной безопасности;
наличие резервов стратегически важных материальных благ первого и высшего порядка в объемах, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форсмажорных обстоятельств [3, с. 87].
Обеспечение экономической безопасности государства невозможно без выбора и реализации верной стратегии социально-экономического развития. В настоящее время при определении вектора экономического развития слабо учитывается влияние социальных проблем и тенденций развития общества. В то же время при выработке социальной политики мало внимания уделяется их экономическим последствиям. На данный момент задача социальной безопасности заключается, прежде всего, в создании условий, обеспечивающих эффективное стабильное прогрессивное развития государства во всех сферах [2, с. 43].
Сфера социальных отношений оказывает непосредственное влияние на экономическое развитие страны. При этом необходимо учитывать, что и экономическая сфера влияет на социальные отношения. Это влияние может носить как позитивный, так и негативный аспект.
В современной России одной из проблем экономической безопасности считается сокращение трудовых ресурсов. Считается, что к 2025 г. число трудоспособных граждан в стране уменьшится на 14–15 млн. человек, а количество пенсионеров, наоборот, увеличится на 5–7 млн. человек. По прогнозам, к 2050 г. в России произойдет резкий демографический спад, вследствие чего количество трудоспособных граждан сократится на 40–42 %, это, примерно, 39 млн. человек [8, с. 14].
Не менее сложным является вопрос социального расслоения и формирования слоя бедных [7, с.33]. Численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума в первом квартале 2015 года увеличилась на 3,1 млн человек по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составила 22,9 млн человек.
Уровень бедности в первом квартале 2015 года подскочил сразу до 15,9 % против 13,8 % в первом квартале 2014 года. Информация за оба квартала даётся без учёта данных по Крыму и Севастополю.
Существенный рост уровня бедности в первом квартале текущего года наблюдался из-за значительного увеличения размера прожиточного минимума в результате высокой инфляции. Прожиточный минимум в России в первом квартале 2015 года увеличился до 9 тыс. 662 рублей на человека в месяц с 7 тыс. 688 рублей в аналогичном периоде предыдущего года.
В целом по России среднедушевые денежные доходы населения в первом квартале 2015 года составили 25,2 тыс. рублей в месяц (в первом квартале 2014 года — 22,7 тыс. рублей).
Не менее значимой социальной проблемой, оказывающей влияние на экономическую безопасность страны, является демографическая ситуация. По данным Росстата, в первом квартале нынешнего года в России снизилось число родившихся в 53 регионах, и выросло числа умерших в 74. В целом же по стране число умерших превысило родившихся на 11,5 %, а в 19 регионах вообще 1,5–2 раза. Кроме того, в прошлом году начала увеличиваться смертность. Уже за первые четыре месяца текущего года, то есть с января по апрель, этот показатель вырос почти на 4 % [4].
По мнению экономиста Владислава Жуковского, по итогам 2015 года чистая убыль населения вполне может достичь 140–170 тыс. человек. В 2016–2017 годах тренд на депопуляцию России почти наверняка сохранится. В значительной степени это будет обусловлено эффектом резкого ухудшения социально-экономической ситуации в России, которое произошло в последние месяцы 2014 года и сопровождалось хаосом на валютном рынке, спадом в реальном секторе экономики, ростом безработицы и снижением реальных доходов россиян.
С учетом данных перспектив необходимо определить главные направления развития экономики, где возможен прорыв и увеличение производительности труда, обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции. Одним из таких направлений является импортозамещение, которое позволит улучшить не только состояние российской экономики, но и будет способствовать решению социальных проблем за счет формирования новых рабочих мест, расширения производства, увеличение числа занятого населения, создания благоприятной социальной ситуации уверенности в собственном будущем. Импортозамещение, способствуя экономическому росту, также обеспечивает повышение конкурентоспособности отечественной экономики на мировых рынках при снижении роли ресурсодобывающих отраслей и ослаблении зависимости от поставок импортных товаров народного потребления [5].
Еще одним направлением, способствующим обеспечению экономической безопасности государства через решение социальных проблем, является социальный бизнес. На данный момент растет заинтересованность крупного бизнеса в развитии социального предпринимательства. Можно сказать, что в России началось системное сотрудничество между социальным предпринимательством и крупным бизнесом. При этом государство готово допустить частный бизнес в социальную сферу. И такое трехстороннее сотрудничество между государством, крупным бизнесом и социальным предпринимательством должно изменить ситуацию.
По данным Федеральной налоговой службы, за первый квартал 2015 года число индивидуальных предпринимателей — глав крестьянско-фермерских хозяйств в России выросло на 4670 человек. Произошло это за счет программы «Начинающий фермер», по которой Минсельхоз с 2012 года выделяет гранты — около 1,5 млн рублей каждому победившему в конкурсе [6].
Как отмечает большинство специалистов, за последние несколько лет произошел принципиальный сдвиг в положении социального предпринимательства. Так, недавно в федеральное законодательство внесли поправки, облегчающие доступ малого бизнеса к госзакупкам. В 2015 году госкорпорации должны будут использовать 18 % своего бюджета на покупку товаров, работ и услуг у малого и среднего бизнеса. Вступил в силу закон о соцобслуживании, предоставляющий бизнесу доступ в сферу социальных услуг. Сегодня целевые программы поддержки социального бизнеса есть практически в каждом регионе страны, и, несмотря на кризис, они не сворачиваются, а в некоторых случаях даже привлекают дополнительное финансирование.
В целом следует констатировать, что социальная политика и экономическая безопасность государства оказывают влияние друг на друга, которое может характеризоваться как позитивными, так и негативными проявлениями. Учет данного взаимовлияния будет способствовать выработке эффективной социально-экономической стратегии развития России, что положительно скажется на всех сферах жизнедеятельности государства.
Литература:
- Абалкин, Л. И. Россия: осмысление судьбы. / Л. И. Абалкин. — М.: ИД «Экономическая газета», 2012. — 298 с.
- Бекетов, Н. В. Проблемы обеспечения экономической безопасности государства в сфере внешнеэкономической деятельности / Н. В. Бекетов, М. Е. Тарасов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. — С.43–47.
- Дукарт, С. А. Экономическая теория. Макроэкономика: учеб. Пособие. / С. А. Дукарт, Е. В. Полицинская. — М.: АСТ, 2013. 342 с.
- Кризис бьет по демографии // http://www.km.ru/v-rossii/2015/06/15/dmitrii-medvedev/760138-krizis-bet-po-demografii
- Половинкин, В. Н. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике / В. Н. Половинкин, А. В. Фомичев // http://www.unionexpert.ru/index.php/zhurnal-qekspertnyj-soyuzq-osnova/zhurnal-qehkspertnihyj-soyuzq-122014g/item/655-problemy-importozameschenia
- Социальное предпринимательство может стать активным игроком в импортозамещении // http://xn--80aafecgczwveheyh2f.xn--p1ai/news/made_regions/made_regions_news/1443518655-sotsialnoe-predprinimatelstvo-mozhet-stat-aktivnym-igrokom-v-importozameshchenii
- Сланченко Л. И., Валькович О. Н. Основы экономики общественного сектора. Учеб. Пособие. Краснодар, КубГУ, 2012, 133 с.
- Шабанова, М. А. О взаимосвязи социальной и экономической политики: социоэкономическая перспектива анализа / М. А. Шабанова. // SPERO. 2007. № 7. — С.14–17.