НИРС как одно из условий формирования профессионально-творческого потенциала студентов СПО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 06.11.2015

Статья просмотрена: 964 раза

Библиографическое описание:

Гердт, Н. А. НИРС как одно из условий формирования профессионально-творческого потенциала студентов СПО / Н. А. Гердт. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 772-774. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22973/ (дата обращения: 16.10.2024).



 

Рассмотрены условия внедрения НИРС в образовательный процесс, целью которого является формирование профессионально-творческого потенциала.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, формы научно-исследовательской работы, профессионально-творческий потенциал.

 

The conditions for the implementation of NIRS in the educational process, the purpose of which is the formation of professional creativity.

Key words:Scientific-research work of students, forms of research, professional and creative potential.

 

Быстрый рост преобразований в экономических и социальных сферах России, ежедневно увеличивающийся объём воспринимаемой информации обусловили изменение требований, которые предъявляются обществом к системе среднего профессионального образования в вопросах качества подготовки будущих специалистов.

Данный период развития общества характеризуется тем, что приоритетное место при подборе кадрового состава стали отводить молодым специалистам, которые только что покинули студенческую скамью. Это обусловлено тем, что одним из приоритетных направлений в среднем профессиональном образовании при обучении студентов становится научная деятельность, которая повышает мотивацию к приобретению знаний по общеобразовательным и профессиональным дисциплинам, помогает формировать компетенции и выпускать молодого специалиста уже с сформированным профессионально-творческим потенциалом. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) ведёт к синтезу преподавания ООД и ОПД, что способствует повышению качества подготовки специалистов, так как проводится в тесной связи с учебным процессом как его неотъемлемое продолжение. Участие студентов данном виде деятельности предполагает у них формирование следующих умений:

          извлекать необходимую информацию;

          вычленять необходимые знания из разных областей, применяя их на практике;

          выдвигать гипотезы;

          принимать нестандартные решения, генерируя при этом новые идеи;

          отстаивать свою точку зрения;

          творчески подходить к выполнению работы.

Интерес к научно-исследовательской работе студентов, обучающихся в средних профессиональных организациях, не отличается новизной. В научной литературе можно найти огромное количество работ, посвящённых изучению этой проблемы. Исследовательская деятельность как один из вариантов развития личности раскрыта в трудах В. И. Журавлева, И. А. Зимней, А. М. Новикова, В. А. Сластенина и др.

А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, М. Н. Скаткин, Т. И. Шамова, А. М. Фридман в основе исследовательской деятельности видят свободную форму, неограниченную какими-либо внешними критериями, дающую возможность для профессионального творчества, для импровизации.

Научные исследования О. И. Алексеевой, Т. В. Кудрявцева, Г. А. Посадовой и др. раскрывают особенности формирования «исследовательских умений» студентов.

Анализ работ Ю. Д. Амирова, Е. С. Жарикова, Е. А. Милеряна, В. М. Петрова, Л. П. Тарвида, З. А. Шахмарданова и др. доказал, что основные принципы организации НИРС — «обеспечение органического единства научного и учебного процессов и на этой основе повышение качества подготовки специалистов, усиление связи науки с производством, ускорение научно-технического прогресса».

Проанализировав психолого-педагогическую и научную литературу в области исследования НИРС, можно сделать следующие выводы:

          ученые не пришли к единому мнению в определении дефиниции НИРС, так как это понятие емкое и многогранное;

          НИРС призвана создавать определённые условия для формирования профессионально-творческого потенциала будущего специалиста;

          научно-исследовательская работа в СПО выступает в роли воспитательной среды, направленной на становление востребованного специалиста с;

          помогает быстро адаптироваться в новых познавательных ситуациях, синтезировать информацию, дополняя её недостающей;

          является неотъемлемой частью творческой деятельности, как высшей формы активности и самостоятельной деятельности человека, направленной на создание новых ценностей;

          участие в научно-исследовательском процессе ориентирует студента на раскрытие нереализуемых личностных черт, качеств, способностей и возможностей, которые реализуются в дальнейшей профессиональной деятельности выпускника СПО;

          формирует у студентов профессионально-творческий потенциал, целью которого является создание новых разнообразных профессиональных ценностей.

Научно-исследовательская работа студентов ведётся в каждой организации СПО. Но не всегда ей уделяется должное внимание и должная поддержка. Очень часто такие конференции проводятся для галочки, представленные научные результаты в дальнейшем не используются, для участия преподаватели стараются выбирать «сильных» в обучении студентов. А ведь такой деятельностью могут заниматься как отличники, так и студенты со средним уровнем знаний. И здесь всё зависит от заинтересованности преподавательского коллектива. Замотивировать, увлечь, «столкнуть» студента с той профессионально-ориентированной темой исследования, которая будет ему интересна, стать верным консультантом, хорошим помощником — вот основная роль педагога на всех этапах (от диагностики до защиты) исследовательской деятельности.

Как теория, так и практика среднего профессионального образования показывает, что в процессе НИРС закладывается фундамент для дальнейшего развития личности, её самоопределения и профессионального становления, ведь при такой форме обучения синтезируются все принципы комплексного развития, дифференцированно-исследовательского подхода, в котором есть все возможности для проявления студентами своих исследовательских способностей.

В Технологическом колледже ЮУрГУ г. Челябинска работа студентов в научно-исследовательских обществах поставлена на должный уровень, ведь основная задача педагогического коллектива заключается в создании необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и профессиональных способностей студентов. Несомненно, этот процесс предполагает компетентностно-ориентированное обучение не только на дисциплинах профессионального цикла, но и на общеобразовательных предметах.

На данном этапе в колледже применяется несколько видов организации НИРС: научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс, дополняющая его и параллельная ему. Именно такая комплексная система НИРС обеспечивает постоянное участие обучающихся в научной работе в течение всего курса обучения, где во главу угла ставится межпредметность и преемственность.

Учитывая профессиональную направленность образовательного процесса в Технологическом колледже ЮурГУ г.Челябинска (формирование профессиональных компетенций) и возрастные особенности контингента, самыми действенными организационными формами НИРС являются:

  1.                включение элементов НИР в учебные занятия;
  2.                написание дипломных работ с элементами исследования научного характера;
  3.                участие студентов в разработке определенной проблемы под руководством руководителя;
  4.                применение НИР на практиках;
  5.                написание научных рефератов;
  6.                участие студентов в научных кружках, творческих объединениях;
  7.                участие студентов в научных семинарах, конференциях, в конкурсах научных и учебно-исследовательских работ студентов;
  8.                введение предмета «Основы исследовательской деятельности» с целью подготовки студентов к выполнению самостоятельной научной работы путем привития им умений, навыков выполнения НИР, ознакомления с методами НИР, необходимыми будущему ученому.

 

Литература:

 

  1.                Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся // Завуч. — 2005. № 6. — с.4–29.
  2.                Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. — 2006. — № 18. — С. 68–74.
  3.                Бережнова, Е. В. Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 128 с.
  4.                Нархинова Э. П. Исследовательская деятельность учащихся средней школы. Метод. пособие. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос.университета, 2006.- 40 с.
  5.                Чупрова, Л. В. Научно-исследовательская работа в образовательном процессе вуза//Теория и практика образования в современном мире: материалы международной заочной научной конференции. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). -СПб.: Реноме, 2012. –С. 380–383.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, научно-исследовательская работа студентов, профессионально-творческий потенциал, участие студентов, научно-исследовательская работа, профессиональное образование, учебный процесс, научная литература, образовательный процесс, Технологический колледж.


Ключевые слова

научно-исследовательская работа студентов, формы научно-исследовательской работы, профессионально-творческий потенциал., профессионально-творческий потенциал

Похожие статьи

Формирование технологической культуры как основа развития творческого потенциала учеников на уроках трудового обучения

В статье рассмотрены основные задания технологического образования в основной и старшей школе Украины, изучены доказано необходимость развития творческого потенциала учеников на уроках трудового обучения с помощью метода проектов и проектно-технологи...

Интеллектуальный ресурс современного студенчества в траектории развития общества

В статье рассмотрен комплексный подход к организации научно-исследовательской работы студентов, предусматривающий организацию систематической работы по повышению исследовательской культуры, приобщения к исследовательскому труду студентов с целью восп...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Научно-исследовательская работа как фактор формирования профессиональной компетентности студентов средних профессиональных учебных учреждений

В статье рассмотрена организация научно-исследовательская деятельность студентов, которая способствует личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать свою деятельность.

Реализация деятельностного подхода в организации научно-исследовательской деятельности студентов — участников инновационных процессов высшей школы

В статье ставится задача рассмотрения сопровождения одаренности студентов в процессе организации научной и образовательной среды в вузе. Автор уделяет особое внимание творческой одаренности молодежи, а также освещает проблему привлечения студентов к ...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Формирование и развитие кадрового потенциала образовательной организации

Статья посвящена важности формирования сильной и профессиональной команды педагогов и административного персонала в образовательных учреждениях. Автор обращает внимание на процесс правильного подбора квалифицированных специалистов, их профессионально...

Учебно-исследовательская работа студентов технологического образования инженерно-педагогического профиля

Статья посвящена проблеме обучения студентов технологического образования научной деятельности в рамках учебно-исследовательской работы. Рассматриваемые проблемы соответствующего уровня современного научно-технического прогресса, способствует в выраб...

Образовательный туризм как неотъемлемая часть профориентационной деятельности учреждений среднего профессионального образования

В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации потенциала образовательного туризма в профориентационной работе учреждений среднего профессионального образования (технический профиль). Анализируются наиболее эффективные формы организации образо...

Усовершенствование системы мотивации по вовлечению молодежи в науку на уровне высших учебных заведений

В статье рассмотрены роль и значение научно-исследовательской деятельности в вузах, актуальность проблемы мотивации труда молодых ученых в условиях современных отечественных вузов. Предложены возможные мероприятия и система мотивации по вовлечению мо...

Похожие статьи

Формирование технологической культуры как основа развития творческого потенциала учеников на уроках трудового обучения

В статье рассмотрены основные задания технологического образования в основной и старшей школе Украины, изучены доказано необходимость развития творческого потенциала учеников на уроках трудового обучения с помощью метода проектов и проектно-технологи...

Интеллектуальный ресурс современного студенчества в траектории развития общества

В статье рассмотрен комплексный подход к организации научно-исследовательской работы студентов, предусматривающий организацию систематической работы по повышению исследовательской культуры, приобщения к исследовательскому труду студентов с целью восп...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Научно-исследовательская работа как фактор формирования профессиональной компетентности студентов средних профессиональных учебных учреждений

В статье рассмотрена организация научно-исследовательская деятельность студентов, которая способствует личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать свою деятельность.

Реализация деятельностного подхода в организации научно-исследовательской деятельности студентов — участников инновационных процессов высшей школы

В статье ставится задача рассмотрения сопровождения одаренности студентов в процессе организации научной и образовательной среды в вузе. Автор уделяет особое внимание творческой одаренности молодежи, а также освещает проблему привлечения студентов к ...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Формирование и развитие кадрового потенциала образовательной организации

Статья посвящена важности формирования сильной и профессиональной команды педагогов и административного персонала в образовательных учреждениях. Автор обращает внимание на процесс правильного подбора квалифицированных специалистов, их профессионально...

Учебно-исследовательская работа студентов технологического образования инженерно-педагогического профиля

Статья посвящена проблеме обучения студентов технологического образования научной деятельности в рамках учебно-исследовательской работы. Рассматриваемые проблемы соответствующего уровня современного научно-технического прогресса, способствует в выраб...

Образовательный туризм как неотъемлемая часть профориентационной деятельности учреждений среднего профессионального образования

В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации потенциала образовательного туризма в профориентационной работе учреждений среднего профессионального образования (технический профиль). Анализируются наиболее эффективные формы организации образо...

Усовершенствование системы мотивации по вовлечению молодежи в науку на уровне высших учебных заведений

В статье рассмотрены роль и значение научно-исследовательской деятельности в вузах, актуальность проблемы мотивации труда молодых ученых в условиях современных отечественных вузов. Предложены возможные мероприятия и система мотивации по вовлечению мо...

Задать вопрос