На данном этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению воспринимать, прогнозировать и фантазировать, проявлять индивидуальность и творческую активность, а также умение ориентироваться на будущее, уметь переходить к новым видам деятельности. Современный дошкольник должен уметь воспринимать и творчески подходить к любой жизненной ситуации, должен уметь самостоятельно принимать серьезные решения и уметь нести за эти решения ответственность. Но готовность к восприятию художественной литературы детьми дошкольного возраста не может появиться сама по себе, она проявляется в условиях воспитания и обучения воспитанников в дошкольном образовательном учреждении.
Создание индивидуальных условий для развития личности ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения заложено в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО). В нем показана гуманистическая направленность образования, которая обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия воспитателя и ребенка дошкольного возраста, а также развитие его личности, его творческого потенциала [2, c.126].
Дошкольное образование является главной основой всеобщего образования детей. В связи с чем, к нему предъявляется очень много важных требований, а также вводятся единые стандарты, которых должны придерживаться все дошкольные образовательные учреждения. ФГОС ДО является главной опорой для разработки перспективных планов, написания конспектов занятий, которые должны быть направлены восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста.
В ФГОС ДО образовательные области представляют следующие направления развития ребенка дошкольного возраста: речевое развитие; познавательное развитие; коммуникативное развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое [1, c.65].
Знание возрастных особенностей восприятия детьми дошкольного возраста литературного произведения позволит воспитателю дошкольного образовательного учреждения качественно разработать содержание литературного образования и на этой основе реализовать задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста».
Дошкольный возраст — это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным увлечением не только одаренных дошкольников, но и почти всех остальных детей данного возраста, следовательно, увлекая ребенка дошкольного возраста в сказочный мир восприятия художественной литературы, мы развиваем у него творческие способности и воображение [4, c.15].
В старшем дошкольном возрасте начинается совершенно новый этап в развитии интереса к художественной литературе. В отличии от предшествующего периода, когда восприятие художественной литературы было пока еще совмещалось с другими видами деятельности, и прежде всего с игровой деятельностью, старшие дошкольники переходят к стадии развития собственного художественного отношения ко всему искусству, и в частности к художественной литературе. Восприятие старшими дошкольникам художественной литературы является наиболее важным средством воспитания у них культуры поведения в целом.
Интерес к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста обуславливается его важностью для дальнейшего развития как активной личности. Главным условием проявления интереса к восприятию художественной литературы детьми дошкольного возраста, это организация содержательной и интересной жизни ребенка старшего дошкольного возраста.
Приобщение старших дошкольников к художественной литературе является одной из наиболее актуальных проблем дошкольного образования, так как, в третьем тысячелетии, современное общество столкнулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В данном случае, прежде всего, страдают, дети дошкольного возраста, теряя связь с чтением художественной литературы в семье.
Проблема приобщения детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе, как основного средства развития их связной речи, обусловлено следующими причинами: во-первых, приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе используется в неполном объёме, и затрагивается только её поверхностная часть; во-вторых, возникает общая потребность в передачи и сохранении чтения в семье дошкольника; в-третьих, воспитание детей старшего дошкольного возраста художественной литературой не только дает им радость, творческий и эмоциональный подъём, но и становится основой всего русского языка.
По весьма актуальной проблеме восприятия произведений художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста работали многие ученые, такие как Зимняя И. Л., Морозова Н. Г., Никифорова О. И., Окорокова М. И., Светловская Н. Н.
В психологической литературе существуют разные подходы к определению понятия «восприятие». Следовательно, психолог Л. Д. Столяренко рассматривает восприятие как основной психологический процесс, который отражает предметы и явления действительности в совокупности всех их различных частей и свойств при прямом воздействии их на органы чувств.
По мнению исследователя М. Р. Львова, воспринимая художественное произведение на слух, дошкольник через форму, ориентируясь на мимику, интонацию, жесты проникает в суть всего произведения.
В исследованиях Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Л. М. Гурович и др. авторов тщательно прослеживаются особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста [3, c.92]. Восприятие дошкольниками художественной литературы рассматривается как активный и самостоятельный процесс, который предполагает не пассивное содержание, а именно деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям произведения, в воображаемом перенесении событий на самого себя, в результате чего у ребенка возникает эффект как будто он сам лично присутствует и принимает участие в событиях художественного произведения.
О. С. Ушакова предполагает, что художественная литература объясняет старшем дошкольнику жизнь всего нашего общества и природы в целом, мир человеческих взаимоотношений и чувств. Произведения художественной литературы развивают воображение, мышление старшего дошкольника, обогащает его эмоциональное развитие. Велико ее познавательное, воспитательное и эстетическое значение, так как, увеличивая знания старшего дошкольника об окружающем его мире, она воздействует на развитие его личности, а также развития умения тонко почувствовать форму своего родного литературного языка. Произведения художественной литературы сопровождают человека с первых лет его жизни. Восприятие произведений художественной литературы будет полноценным только при условии, если дошкольник будет к нему хорошо подготовлен, в частности силами воспитателя дошкольного образовательного учреждения [5, c.217].
Восприятие ребенком старшего дошкольного возраста художественного произведения на протяжении всего дошкольного возраста совершенствуется и развивается. На основе изучения научной литературы, нами выделены два основных периода в эстетическом развитии старших дошкольников: от 2 до 5 лет, когда искусство родного слова становится для него самоценным.
Таким образом, процесс восприятия художественного произведения очень заметен в старшем дошкольном возрасте. Ученые отмечают такую особенность художественного восприятия произведения старшим дошкольником, как чувственное сопереживание главным героям художественных произведений. У детей старшего дошкольного возраста начинает проявляться способность уметь мысленно действовать в воображаемых им самим обстоятельствах, стараться, как бы становиться на место главного героя. Русские е народные волшебные сказки становятся любимыми у старших дошкольников, с их чудесными вымыслами, нереальной фантастичностью, насыщенных конфликтами, препятствиями, с активно развитым сюжетным действием, различных мотивов драматических ситуаций, с яркими и мужественными характерами героев художественных литературных произведений.
В. В. Гербова отмечает значение художественной литературы для усвоения дошкольниками в старшем возрасте грамматики родного языка, отмечая то, что средствами художественного литературного слова еще до обучения в школе, до усвоения дошкольником грамматических правил ребенок практически осваивает все основные грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из художественного произведения ребенок дошкольного возраста узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексикой. При знакомстве с художественным произведением четко показана связь речевого и эстетического развития дошкольника, язык усваивается в своей эстетической функции [2, c.211].
Детская художественная литература должна использоваться как средство развития гуманных качеств личности, человечности: справедливости и добра, чувства гражданственности. В связи с этим педагог дошкольного образовательного учреждения должен обратить особое внимание на отбор произведений для чтения.
Следовательно, художественное произведение привлекает старшего дошкольника не только своей яркостью и образной формой, но и своим смысловым содержанием. Дети старшего дошкольного возраста, воспринимая художественное литературное произведение, могут дать сознательную и мотивированную оценку героям, используя в своих рассуждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Сопереживание героям, умение следить за ходом развития сюжета, а также сопоставлять события, описанные в произведении, с теми, что ребенку приходилось наблюдать в реальной жизни, помогают ребенку правильно и быстро понимать реалистические сказки, рассказы, а к концу дошкольного возраста — перевертыши и небылицы. Невысокий уровень развития мышления снижает восприятие дошкольниками таких основных жанров, как поговорки, пословицы, загадки, басни и говорит о необходимости помощи взрослого.
Старшие дошкольника под руководством воспитателей дошкольного образовательного учреждения вполне способны увидеть целостность содержания всего литературного произведения и его основной художественной формы, уметь найти в нем главные образные слова и крылатые выражения, научиться чувствовать рифму и ритм стихотворения, научиться вспоминать образные средства, использованные другими детскими писателями [6, c.98].
Таким образом, умение воспринимать художественное литературное произведение дошкольниками, а также осознавать наряду с содержанием и основные элементы художественной выразительности произведения само собой к дошкольнику не приходит: его необходимо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. При целенаправленном педагогическом руководстве, вполне возможно обеспечение восприятия литературного художественного произведения и осознание старшим дошкольником и его основного содержания, а также средства художественной выразительности.
Следовательно, самые важные качества, которые необходимо развивать у ребенка дошкольного возраста являются: очень тонко развитое чувство восприятия, художественный интерес, коммуникативные навыки, воображение и умения работы с различными изобразительными материалами. По нашему мнению, именно такой подход, позволит развивать творческий потенциал личности ребенка старшего дошкольного возраста в художественной литературной деятельности наиболее эффективно.
Литература:
- Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика — Синтез, 2012. — 72 с.
- Гурович Л. Ребенок и книга. -Спб.: Питер, 2014. — 310 c.
- Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком дошкольником литературного произведения//Избр. Псих.труды.-М.: Педагогика, 2009. — Т. 1. — 128 с.
- Кондратьева С. Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. — № 12. — 2013. — С. 13–19.
- Куксова Н. А. Художественное чтение в детском саду. — Минск: Нар.асвета, 2012. — 230 с.
- Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Детство Пресс, 2013. — 128 с.