Статья посвящена описанию системы профессионального самоопределения, которая предоставляет дистанционную, качественную и достоверную поддержку пользователям в процессе выбора профессии. Проведен анализ существующих систем подобного рода и выделены основные критерии, которые способствуют успешному выбору профессию. Представленная в статье структурная схема компонентов системы построена на основе технологии «клиент-сервер» с трехуровневой архитектурой и содержит 6 основных модулей для реализации задач профессионального самоопределения. Рассмотренная система обеспечивает повышение эффективности реализации информационной поддержки в процессе выбора профессии.
Ключевые слова: информационная система, поддержка принятия решений, профессиональное самоопределение.
В настоящее время на рынке труда наблюдается явный дисбаланс между профессиональными устремлениями соискателей и требованиями работодателей. Одной из причин сложившейся ситуации является отсутствие доступного, качественного и эффективного инструмента, способствующего реализации правильного выбора профессии, предполагающего успешное трудоустройство после получения профессионального образования и удовлетворенность занимаемой должностью.
Основными условиями реализации успешного профессионального самоопределения являются: понимание личностной и социальной значимости правильного выбора профессии, наличие профессионального идеала, сформированность профессионально важных качеств и мотивов выбора профессии, соответствие личностных качеств и требований рынка труда к квалификации соискателей [4].
В настоящее время на различных интернет-сайтах доступна информация о востребованных профессиях, характере профессионального труда, уровне заработной плате и профессиональных учебных заведениях, в которых можно освоить профессию. В сети интернет предлагается множество тестов, которые можно пройти онлайн и по результатам тестирования получить рекомендации по выбору профессии. Однако, анализ и интерпретация результатов с целью дальнейшего выбора пути самореализации (обучения или трудоустройства) осуществляется самостоятельно. Как правило, применительно к рынку труда конкретного города или специальностям конкретного учебного заведения это довольно сложно реализовать.
Для сравнения существующих систем профессионального самоопределения был использован метод экспертных оценок, а именно, метод задания весовых коэффициентов, который заключается в присвоении всем признакам весовых коэффициентов важности, причем сумма указанных весов должна быть равна определенному числу [1]. Чем большее значение коэффициента, тем более высока его важность.
Сравнение систем проведено в соответствии с функциональными требованиями к рассматриваемой системе профессионального самоопределения. Ранжирование коэффициентов важности проводилось по шкале от 0 до 10 (10 — максимальное значение), обобщенное мнение экспертов по каждому критерию рассчитывалось как среднее арифметическое. Результаты сравнения систем с помощью метода задания весовых коэффициентов представлены в таблице 1:
Таблица 1
Результаты сравнения систем профессионального самоопределения
Функции систем по профориентации |
Профориентатор |
Effecton Studio |
СМОЛ-Эксперт |
Эксперт+ |
КАТАРСИС |
ПРОФЕССОР |
|
6,1 |
6,9 |
4,6 |
7,9 |
7,4 |
5,4 |
|
6,2 |
5,6 |
1,3 |
8,6 |
9 |
8,5 |
|
8,7 |
8,8 |
8,7 |
9,6 |
8,3 |
8,9 |
|
5,2 |
5,5 |
6,4 |
6,8 |
6,4 |
6,2 |
|
9,2 |
3,2 |
0,5 |
6,5 |
2,3 |
6,6 |
|
4,2 |
3,6 |
1,3 |
9,5 |
5,4 |
4,6 |
|
0,5 |
0,2 |
0,4 |
0,3 |
0,5 |
0,3 |
|
9 |
7,9 |
1,8 |
7,3 |
9,4 |
4,3 |
|
5,5 |
6,8 |
5,9 |
7,6 |
8,4 |
8,6 |
Представленные информационные системы обладают недостаточной полнотой информации о современном мире профессий, довольно низким качеством формируемых рекомендаций по выбору профессии, а также в них отсутствует возможность удаленного доступа и, зачастую, не предоставляется информация о требуемом образовании и соответствующих вакансиях на рынке труда [2].
Рассматриваемая в статье информационная система профессионального самоопределения позволяет устранить эти недостатки и предоставляет возможность пользователям получить быструю, качественную и достоверную поддержку в процессе принятия решений по выбору профессии. Указанные в таблице 1 функции реализованы в следующих модулях системы:
‒ модуль профориентационного просвещения пользователей предоставляет информацию о профессиях, направлениях подготовки и статьи в области развития экономики и образования;
‒ модули профориентационной диагностики и консультирования пользователей обеспечивают автоматизацию профориентационных методик и обработку результатов тестирования с предоставлением расширенной информации о подходящих профессиях, включая вакансии на предприятии и требования к квалификации;
‒ модуль управления данными о вакансиях работодателей и направлениях подготовки обеспечивает актуальность формируемых рекомендаций по выбору профессии;
‒ модуль управления учетными записями пользователей в системе;
‒ модуль мониторинга результатов профессионального самоопределения позволяет проводить анализ и формировать статистические данные о рекомендуемых пользователям профессиях и направлениях подготовки [3].
Рис. 1. Структурная схема компонентов информационной системы
Пользователям системы предоставляется возможность получить поддержку в процессе принятия решений по выбору профессии, для этого реализованы процедуры профориентационного просвещения, диагностики и консультирования. В соответствии с требованиями к данной системе профессиональное просвещение предполагает предоставление расширенных сведений о современном мире профессии, включая требования к образованию и возможные вакансии на предприятиях. Данная информация содержится в разделе «Профессии» интернет-ресурса и изображена на рисунке 2:
Рис. 2. Фрагмент страницы «Профессии» в системе
Пользователям системы предлагается пройти профориентационную диагностику, включающую в себя несколько специализированных тестов, по результатам которой системой формируются рекомендации по выбору профессии, представленные на рисунке 3:
Рис. 3. Результат профессионального самоопределения в системе
Как видно из представленного рисунка пользователю подходит профессия «Инженер-технолог» на 50 %, иными словами, согласно одному из выбранных им тестов, данная профессия подходит для соискателя, а по-другому — нет. Следует также отметить, что для каждой профессии представлено необходимое профессиональное образование, при нажатии на которое можно увидеть подробную информацию, в частности, вступительные испытания.
Для экспериментальной оценки эффективности разработанной системы был использован метод экспертных оценок, результаты применения которого представлены в таблице 2:
Таблица 2
Результаты экспертной оценки функциональности системы
Критерии |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Разработанная система |
8,5 |
7,9 |
9,6 |
9,4 |
8,7 |
8,3 |
9,4 |
7,7 |
9,3 |
Результаты расчета коэффициентов эффективности систем профессионального самоопределения, проведенного с использованием взвешенного коэффициента важности критериев функциональности систем, представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Диаграмма результатов расчета коэффициента эффективности информационных систем
Согласно рисунку 4 достигается повышение эффективности рассматриваемой системы профессионального самоопределения по совокупному критерию на 14 % в сравнении с существующими аналогами. При этом предложенная система позволяет повысить доступность необходимой для принятия решения по выбору профессии информации на 90 % за счет реализации дистанционного доступа (критерий 7), качество формируемых рекомендаций на 33 % (критерий 4), удобство и простоту использования профориентационных процедур на 21 % (критерий 9).
Литература:
- Ляско, В. И. Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие для вузов / В. И. Ляско. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. — 288 с. (Серия «Учебное пособие для вузов»).
- Макарова, М. Ю. Принципы функционирования информационных систем поддержки профориентации // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. — 2012. — № 2. — С. 44–51. — URL: http://amisod.ru/index.php?option=com_content& view=article&id=131:amisod-2012- 2–20-makarova&catid=20:amisod-2012–2-20
- Макарова, М. Ю. Информационная система поддержки процессов профессионального самоопределения / М. Ю. Макарова, А. В. Самохин // Наука и образование. МГТУ им. Н. Э. Баумана. Электрон. журн. — 2014. — № 11. — C. 1–12. — URL: http://technomag.bmstu.ru/doc/739055.html.
- Самохина, В. М. Исследовательская деятельность старшеклассников как фактор их подготовки к профессиональному самоопределению: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Самохина Виктория Михайловна. — Чебоксары, 2004. — 198 c.