В настоящее время происходит тотальное проникновение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы жизни общества, что в конечном итоге приводит к формированию глобальной информационной экономики. В этой связи первостепенной задачей развития России становится переход к новой экономике, экономике знаний, в которой широкое распространение получают научно-технический прогресс, широкое распространение инновационных технологий, электронное управление.
В современных условиях ИКТ являются импульсом для развития экономики в целом. В сфере торговли большинство предприятий обычного формата выходят на электронный рынок.
В условиях электронной торговли обеспечивается функционирование таких бизнес-процессов и моделей, без которых невозможно ее существование: интерактивное взаимодействие продавцов и покупателей предоставляет возможность доступа к рынку в любой точке мира. С одной стороны, на качественно ином уровне удовлетворяются запросы покупателей, с другой — происходит оперативное реагирование на изменение рыночной конъюнктуры.
Современное развитие электронной коммерции неразрывно связано с основными тенденциями развития мировой экономики. Эта тенденция обусловлена рядом причин.
Во-первых, обеспечивается расширенное воспроизводство на новой материальной основе, предоставляется доступ к информации и знаниям, которые трансформируются в товарные формы.
Во-вторых, в условиях развития электронной коммерции происходит становление финансовой экономики, особенность которой заключается в том, что максимизация прибыли происходит без какого-либо производства, т. е. повышается роль финансового капитала.
Все вышесказанное характеризует тот факт, что происходит трансформация экономических отношений на новом постиндустриальном уровне.
В период глобализации мировой экономики Россия не может развиваться изолированно, она должна активно принимать участие в прогрессивных процессах.
Оборот электронной торговли в 2014 г. в России 683 млрд. руб., что на 27 % больше значения предыдущего года. По оценкам экспертной компании J’Son & Partners, рынок Интернет-торговли за последние пять лет прибавлял в среднем 42,5 % в год. Однако в связи с макроэкономической ситуацией ожидается снижение объема рынка в 2015 г. до 650 млрд. руб. В 2016 г. рынок начнет медленно расти (до 696,5 млрд. руб.), затем рост ускорится, и к 2018 г. объем Интернет-торговли составит почти 960 млрд руб. (рис. 1) [1].
Рис. 1. Российский рынок интернет-торговли (с учетом прогноза), млрд. руб.
Развитие электронной коммерции в Российской Федерации в основных чертах повторяет тот опыт, накопленный развитыми государствами. Как правило, не существует принципиальных страновых различий в исследуемой сфере, т. к. изменения происходят в русле мировых тенденций.
Естественно, большинство хозяйствующих субъектов нацелены на положительный результат деятельности. В связи с чем, выделим основные стратегические направления, используемые организациями:
нацеленность на большее количество посещений;
ориентация на увеличение числа покупок;
увеличение размеров среднего чека;
повышение конверсии сайта [2].
Перечисленные направления являются взаимосвязанными и взаимодополняющими, в единичном виде предпринимателями не используются. Такой показатель, как «посещаемость сайта», преобразуется в конкретные покупки. А количество закупок не является определяющим, несмотря на размер.
Однако такой показатель, как конверсия, представляющая собой отношение числа просмотров-визитов к числу совершенных покупок, в электронной торговле занимает особое место. Этот коэффициент отражает эффективность электронной витрины или магазина. При этом низкая конверсия компенсируется большим размером средней покупки, так же как и высокая не всегда обеспечивает прибыльность в случае малого количества совершенных покупок.
К основным проблемам, тормозящим развитие электронной коммерции, относятся:
недоверие части потребителей;
недостатки в развитии инфраструктуры, в т. ч. финансовой;
несовершенство институциональных основ;
несовершенство логистической инфраструктуры.
Все указанные проблемы определяют перспективы развития электронной коммерции.
Недостаток доверия может быть компенсирован за счет присутствия продавцов в социальных сетях. Или как альтернатива — увеличение масштабов использования систем отслеживания местоположения товаров и контроля за их перевозкой. Эффект доверия выводит на качественно новый уровень доверия отношения между покупателем и продавцом, что, в свою очередь, демонстрирует не только открытость, но и готовность вносить изменения в свои действия. Несколько лет назад подобная техника была недоступной для многих продавцов, но в связи с техническим прогрессом даже самые небольшие компании в состоянии себе позволить ее приобретение.
Однако транспортный процесс должен соответствовать всем нормативным требованиям. Подавляющее большинство потребителей не обладают знаниями экспедитора, но появление возможности постоянного контроля дисциплинирует продавцов.
Уровень производительных сил — отправная точка развития электронной торговли в России. Данный подход можно трактовать с двух сторон: что реализовывать и посредством чего продавать.
В этой связи многие производители проблеме оптимизации взаимодействия с поисковыми системами уделяют пристальное внимание. Существует мнение, что сайты, предлагающие лучшие бренды в своей отрасли, занимают первые строчки в поисковой системе. Кроме того, большинство пользователей просматривают только первую страницу. И лишь примерно 41 % от общего количества пользователей в случае, когда не находят нужную информацию, начинают использовать другую поисковую систему [3]. На основании чего, можно сделать вывод, что с течением времени роль и значение поисковых систем будет возрастать.
Одним из приоритетных направлений развития электронной коммерции является увеличение доли сегмента мобильных продаж и соответствующей инфраструктуры. Сектор мобильных продаж имеет свои особенности.
1 Оперативный доступ к рынку, зависящий от места нахождения (покрытие сетей беспроводной связи). Положительным моментов является постоянный и не ограниченный привязкой доступ, отрицательным — прекращение доступа в связи с пространственным перемещением.
2 Ограниченная функциональность мобильных приложений.
3 Различное воздействие на потребителей.
4 Увеличение потенциала сегмента за счет появления новых абонентов для выхода на рынок электронной коммерции.
В настоящее время электронная коммерция находится в стадии институционального становления. Так организация электронной торговли немыслима без использования персональных данных покупателей, хранение и обработка которых регламентируется Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» [4]. В этой связи интернет-магазины будут нести дополнительные затраты на обработку баз данных, а покупатели тратить больше времени на заполнение анкет с паспортными данными.
Кроме того, проведение наличных расчетов определяется Федеральным законом № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники…», что делает затруднительным процедуру оформления отказов покупателей от приобретенных товаров [5].
Следует отметить еще один Федеральный закон, в котором определяется статус электронных денег и мобильных платежей (Федеральный закон «О национальной платежной системе») [6].
Указанные обстоятельства создают предпосылки нарушения правовых норм, снижение качества услуги сложности в реализации прав потребителей.
Таким образом, основными направления развития электронной торговли видятся: нацеленность на большее количество посещений; увеличение числа и стоимости покупок; расширение доли мобильных продаж, предполагающих использование нестационарных устройств; разработка правовой базы, регламентирующей безопасность платежей; повышение уровня компетентности в области ИКТ населения страны; оптимизация использования поисковых систем, повышающая общее количество посещений интернет-магазинов, обеспечивающая эффективное использование мобильных приложений и поиск лучшей цены. Развитие электронной коммерции опосредует расширенное воспроизводство на новой материальной основе. В этом ключе повышается доступность информации и знаний, трансформируя их в товарные формы.
Литература:
- Статистика интернет-торговли в странах мира. URL:http://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/statistika-internet-torgovli-v-stranakh-mira.
- Дианова Т. В. Электронная торговля в системе экономических отношений современного рыночного хозяйства: автореф … канд. экон. наук. / Дианова Таисия Владимировна. — М., 2013. — 24 с.
- Chaffey D. E-Business and E-Commerce Management: Strategy, Implementation and Practice. — NewJersey: PrenticeHall, 2010. — 504 p.
- О персональных данных: федер. закон от 27.07.2006 года № 152-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 31.07.2006. — № 31 (Ч. 1). — Ст. 3451.
- О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт: федер. закон от 22.05.2003 года № 54-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 26.05.2006. — № 21. — Ст. 1957.
- О национальной платежной системе: федер. закон от 27.06.2011 года № 161-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 4.07.2011. — № 27. — Ст. 3872.