На современном этапе экономического развития единственным критерием востребования и повышения качества выпускаемой продукции является конкурентоспособность. Повышение конкурентоспособности касается продукции (товаров, услуг), предприятия, региона и страны в целом, но особо важную роль она играет в качестве основного звена экономики. Чтобы добиться успеха в рыночной экономике, любому предприятию необходимо тщательно спланировать эффективное развитие, а также накапливать необходимую информацию о собственных возможностях и перспективах.
К важным условиям возникновения конкуренции, можно отнести следующее: полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя; полная зависимость товаропроизводителя от конъектуры рынка; противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.
В настоящее время, существует множество различных трактовок понятия «конкурентоспособности». Рассмотрим некоторые определения конкурентоспособности, данные некоторыми авторами:
Выдающийся австрийский экономист, создатель эволюционной теории экономического развития, синтезировавший равновесный и неравновесный методы анализа рыночного хозяйства Й. Шумпетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым, инновациями [1; с. 232].
Светуньков С. Г. «Конкурентоспособность — это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов» [2; с. 68]
Завьялов П. С. «Конкурентоспособность предприятия — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка» [3; с. 138]
Ивахник Д. Е. «Конкурентоспособность предприятия — это комплексная характеристика субъекта хозяйствования за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающая превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей-финансово-экономических, маркетинговых, производственно-технологических, кадровых и экологических, а также способность субъекта к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды» [4;с. 98].
Английский экономист, выдающийся представитель классической школы в экономической теории трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция — это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников. Цель конкуренции — борьба за получение возможно большей прибыли. Новизна теории конкуренции А. Смита состоит в том, что он впервые: 1) сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены при сокращении предложения и уменьшающего цены при избытке предложения; 2) обозначил главный принцип конкуренции — принцип «невидимой руки», в соответствии с которым, «дергая» за ниточки марионеток-предпринимателей, «рука» заставляет их действовать согласно с неким «идеальным» планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции; 3) разработал теоретически очень тонкий и гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли, приводит к оптимальному распределению ресурсов между отраслями; 4) определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов и покупателей, исчерпывающую информацию, мобильность используемых ресурсов, невозможность каждого продавца оказывать существенное влияние на изменение рыночной цены товара (при сохранении его качества или качества сервиса); 5) разработал модель усиления и развития конкуренции, доказал, что в условиях рыночных отношений возможно максимальное удовлетворение потребностей потребителей и наилучшее использование ресурсов в масштабе общества в целом [5].
Будучи разносторонним понятием, конкурентоспособность предприятия включает в себя ценовые и качественные параметры промышленной продукции, а также зависит от регулирования финансовыми потоками, уровня менеджмента. На конкурентоспособность оказывает влияние также ситуация складываемая на том или ином рынке, таких как введение различных инноваций, финансовая стойкость, квалификация и мотивация персонала различными способами и методами.
Маркетинговая составляющая играет важнейшую роль в конкурентоспособности предприятия, так как именно маркетинг ориентирован на выявление самых нуждающихся потребностей клиента, учитывание изменений потребительских предпочтений, построение эффективных и действенных методов по повышению конкурентоспособности
Необходимым условием конкурентоспособности является качество предоставляемой продукции, которая способна в той или иной мере удовлетворять потребности населения. Конкурентоспособностью продукции необходимо управлять, поскольку она играет значительную роль в обеспечении конкурентоспособности предприятия. Моделирование показателей конкурентоспособности проводится на стадии проектирования товара. Конкурентоспособность товаров — отражает их способность более полно удовлетворять запросы покупателей в сравнении с аналогичными товарами конкурентов на рынке. В основе обеспечения конкурентоспособности товара на рынке лежит соотношение качества, сервисного обслуживания и цены, также причиной удачи или неудачи может быть влияние других различных факторов, таких как реклама, престиж марки и т. д. Рассмотрим таблицу, в которой подробно описаны показатели конкурентоспособности товара:
Таблица 1
Показатели конкурентоспособности товара
№ |
Название |
Пояснения |
Пример |
1. |
Нормативные |
Показывают, насколько товар отвечает нормам и правилам, установленным законодательно |
Минимальное качество; соответствие ГОСТам и т. д. |
2. |
Технические |
Представляют собой характеристики и свойства, непосредственно направленные на удовлетворение определенной потребности, ради которых товар и приобретается |
Соответствие заявленных характеристик реальным параметрам; простота использования; срок службы; послепродажное обслуживание и т. д. |
3. |
Экономические |
Денежная оценка расходов, которое потребитель понесет в процессе приобретения товара и дальнейшего пользования |
Отпускная цена; стоимость расходных материалов и запасных частей, если они потребуются для поддержки состояния товара для эксплуатации по назначению и т. д. |
Источник: http://mirsovetov.ru/business-and-finance/finances/competitiveness-goods.html.
В данной таблице приведены общие показатели конкурентоспособности товара, к которым также можно включить расположение потребителя к продукции конкретной марки, общедоступность товара для приобретения и других подобных параметров. Предприятие утрачивает важное преимущество, если не имеет возможности предоставлять необходимую техническую поддержку приобретенным товарам, таким образом, послепродажное обслуживание имеет особое значение для конкурентоспособности товара. Если же поддержка не будет оказана, то соответственно потребитель просит помощи у конкурентов, что впоследствии может привести к полному переходу потребителя на сторону конкурента. Поэтому чтобы повысить конкурентоспособность, предприятию необходимо четко и ясно спланировать сервисное обслуживание, рассчитав всевозможные варианты технической поддержки. Грамотно продуманное послепродажное обслуживание товаров принесет следующие результаты:
- Создание выгодных перспектив для освоения новых рынков.
- Получение дополнительной прибыли.
- Налаживание связей с потребителями конкурентов.
- Создание положительной репутации фирмы-производителя.
Конкурентоспособность предприятия является условием получения ею прибыли.
В свою очередь, условием обеспечения конкурентоспособности предприятия является обеспечение конкурентоспособности выпускаемых ее продукции и выполняемых услуг. В таблице 2 представлены основные требования для увеличения прибыли организации:
Таблица 2
Логическая цепочка увеличения прибыли организации
Таким образом, для достижения эффективного повышения конкурентоспособности предприятия необходимо предпринять следующие меры:
Во-первых, важно обеспечить конкурентоспособность выпускаемых товаров в целевых сегментах рынка.
Во-вторых, поднять уровень потенциала конкурентоспособности предприятия и его подразделений до масштабов мировых производителей в данной отрасли. Именно этот показатель обеспечивает возможность успешной работы предприятия в будущем.
Для обеспечения конкурентоспособности предприятие должно обладать определенными набором внутренних конкурентных преимуществ, количественную оценку факторов можно представить в следующем виде:
конкурентоспособность изделия.
финансовое состояние предприятия.
эффективность маркетинговой деятельности.
рентабельность продаж.
имидж предприятия.
эффективность менеджмента.
Литература:
- Шумпетер, И. Теория экономического развития / И. Шумпетер; пер. с нем. — М.: Прогресс, 1982. — 455 с.
- Светугьков с. Г. Прогнозирование экономической конъюктуры в маркетиговых исследованиях. — СПб., 2008–300 с.
- Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. Пособие. — М.: ИнфраМ, 2010–280 с.
- Денисов, А. Ю. Экономика управления предприятием и корпорацией / Денисов, А. Ю., Жданов, С. А.- М.: издательство «Дело и Сервис», 2007
- Фатхудинов Р. А. Стратегический маркетинг: учебник / Р. А. Фатхудинов. — М.: ЗАО «Бизнес — школа, Интел –Синтез», 2011. — 640 с.