Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 05.11.2015

Статья просмотрена: 12312 раз

Библиографическое описание:

Чащина, О. Ю. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС / О. Ю. Чащина, С. Н. Аллерборн. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 842-844. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22995/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

Проблема преемственности между детским садом и школой существует уже давно, но в настоящее время, как никогда раньше, эта проблема стала актуальной, так как различия в требованиях к уровню знаний, умений и навыков, получаемых детьми на разных этапах образования существенны. Отчасти проблема состоит в недостаточном знании педагогами специфики работы смежной системы образования. Чему учат в детском саду? Каким хочет видеть школа будущего первоклассника? Разработанная в 2003 году Концепция содержания непрерывного образования не могла функционировать на должном уровне ввиду отсутствия утвержденных на государственном уровне стандартов образования. И именно принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) на данный момент регулируют эти отношения между ДО и НОО, являясь важной ступенью преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

К сожалению, в последние годы, в угоду родителям и школе, дошкольные образовательные учреждения стали копировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Все это, в старшем дошкольном возрасте, привело к вытеснению игровой деятельности, но ведь именно игра является основным видом активной деятельности дошкольника. По сути, занятия в старшей и подготовительной группах стали дублировать первый класс. И как следствие этого — увеличение нагрузок, переутомление, ухудшение здоровья, что спровоцировало снижение учебной мотивации, потери интереса детей к учёбе, что отражается на адаптации детей к школе и дальнейшему успешному обучению. Принятие ФГОС помогает нам правильно понимать суть преемственности между детским садом и начальной школой. Это сохранение и согласованность содержания образования, целей и задач, которые реализуются в рамках образовательных программ различных уровней, а не багаж, определенных знаний, с которыми ребенок должен прийти из детского сада в школу. В связи с введением ФГОС изменились взгляды на готовность ребенка к обучению в школе,На данном этапе развития нашего общества во главу угла ставятся такие качества личности как, инициативность, креативность, а самое главное готовность учиться в течение всей своей жизни. Думаю, все согласятся, что данные навыки развиваются с детства. Поэтому важнейшей задачей воспитателя является: создать условия для формирования познавательных мотивов обучения. Сегодня ценится не столько количество приобретенных знаний и умений, сколько желание получать новые знания и умение применять их на практике. Личность ребенка, его готовность к самостоятельной деятельности выходит на первый план. Таким образом, для современного выпускника ДОУ становится немаловажным умение осмысленно использовать инструмент познания, а не только обладать им.

Как разрешить вопрос преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС? В социологическом словаре дается такое определение: преемственность — это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию. В концепции содержания непрерывного образования прописаны характеристики, как старшего дошкольника, так и младшего школьника, что позволяет скорректировать преемственность и непрерывность программ образования обоих ступеней. Безусловно, что преемственность является двухсторонним процессом. Поэтому, для успешного решения этого вопроса, очень важно тесное взаимодействие педагогов обоих ступеней образования, как детского сада, так и школы. В понимании детского сада, суть преемственности состоит в постепенном развитии и углублении знаний, в усложнении требований к интеллектуальной деятельности, в сформированности социально-коммуникативных качеств будущего школьника. С позиции школы преемственность — это более глубокое постижение всех тех знаний, умений и навыков, которые ребенок получил до школы. Построение работы в школе должно идти с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка. С введением ФГОС ДО — результатом освоения образовательной программы дошкольного образования являются сформированные интегративные качества ребенка. Интегративные качества личности дошкольника являются основой для формирования универсальных учебных действий младшего школьника. Таким образом, развитие интегративных качеств личности дошкольника на этапе дошкольного образования обеспечит постепенный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями. Что позволит реализовать главную цель преемственности двух возрастов: обеспечение благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развитие его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности.

Каковы же основные задачи преемственности детского сада и школы?Во-первых, необходимо обеспечить безболезненный переход детей от дошкольного обучения к начальному в школе. Во-вторых, способствовать воспитанию у дошкольника эмоционально-положительного отношение к школе. И, в-третьих, обеспечить непрерывность в развитии интегративных качеств ребенка. Как это решается на практике? В настоящее время разработаны и внедряются программы, как детского сада, так и начальной школы, которые предусматривают принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла. Так же в детских садах предусмотрены различные мероприятия, направленные на более глубокое знакомство детей и родителей со школьной жизнью. В нашем детском саду мы разработали план мероприятий, предусматривающий:

  1.                беседы о школе, как с детьми, так и с родителями;
  2.                различные экскурсии, не только в СОШ, но и в музыкальную и художественную школы, библиотеки;
  3.                уголок школьника, с размещенными в нем школьными атрибутами, которыми можно воспользоваться при игре в школу;
  4.                создание альбома «Школьные годы родителей»;
  5.                встречи с выпускниками нашей группы;
  6.                эстафеты и викторины между детьми подготовительных групп и первоклассниками.

Но, все же считаю, что сотрудничество между детским садом и школой должно быть более серьезно, хотелось бы более тесного общения с учителями начальных классов. Это и взаимопосещения занятий и уроков, совместные педсоветы, круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы чтобы знать, чем на данное время живет школа и что происходит в детском саду. Учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. Думаю, что если педагоги обоих образовательных систем более глубоко и серьезно подойдут к решению проблем преемственности, то итогом данных мероприятий будет успешная адаптация детей в школе. Еще Надежда Константиновна Крупская, отмечая органическую связь детского сада и школы, подчеркивала: «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень…»

 

Литература:

 

  1.                Ананьев Б. Г. Преемственность в обучении. — М.; АРКТИ, 2007.
  2.                Дронова Т. Н. Из ДОУ в школу. — М.; Линка — Пресс,2014.
  3.                Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, школа, начальная школа, преемственность, дошкольное образование, качество личности дошкольника, качество ребенка, концепция содержания, младший школьник, непрерывное образование.


Похожие статьи

Преемственность дошкольного и начального экологического образования в условиях реализации ФГОС

Преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы в условиях применения ФГОС

Взаимоотношение родителей и дошкольной организации в условиях ФГОС

Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО

Использование возможностей школьного и дополнительного образования в развитии учащихся в рамках ФГОС

Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС

Правовое регулирование общего и дополнительного образования в Российской Федерации

Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного образования в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

Особенности управления ДОО в условиях введения ФГОС ДО

Похожие статьи

Преемственность дошкольного и начального экологического образования в условиях реализации ФГОС

Преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы в условиях применения ФГОС

Взаимоотношение родителей и дошкольной организации в условиях ФГОС

Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО

Использование возможностей школьного и дополнительного образования в развитии учащихся в рамках ФГОС

Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС

Правовое регулирование общего и дополнительного образования в Российской Федерации

Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного образования в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

Особенности управления ДОО в условиях введения ФГОС ДО

Задать вопрос