Узбекистан издревле славится высокой культурой земледелия и сельского хозяйства. С первых лет независимости в стране принимаются необходимые меры по увеличению производства сельскохозяйственной продукции, привлечению иностранных инвестиций в аграрный сектор, внедрению высокотехнологичного оборудования, увеличению экспортного потенциала. В этой связи сектор плодоовощной продукции — один из самых быстроразвивающихся и перспективных в Узбекистане.
В основе стратегии экономического развития Узбекистана лежит создание и развитие конкурентоспособных производств и видов деятельности, адаптированных к структуре спроса на внешнем и внутреннем рынках, расширение экспорта, создание новых рабочих мест, увеличение доходов населения, приоритет инвестиций в человека, ускорение прогрессивных технологических и отраслевых структурных сдвигов в экономике, повышение эффективности производства, укрепление национальной валюты и достижение устойчивого экономического роста.
Климатические условия Узбекистана позволяют выращивать свежие фрукты, овощи и ягоды в большом количестве и широком ассортименте. На этой основе в стране развивается отрасль переработки сельскохозяйственной продукции, включающая в себя предприятия по производству плодоовощных консервов, овощных и фруктовых соков, винноводочных изделий, безалкогольных напитков, фруктовых и овощных пюре, паст и сиропов, сушеных и замороженных фруктов и овощей. По некоторым их этих позиций (томатная паста, сухофрукты и сушеные овощи) Узбекистан входит в число крупнейших мировых производителей. [1]
В условиях модернизации национальной экономики производство плодоовощной продукции является одним из основных направлений сельского хозяйства. Развитие плодоовощной промышленности оказывает прямое влияние на уровень обеспеченности продовольствием населения, увеличение дохода сельских семей, повышение занятости на селе, развитию перерабатывающей промышленности и повышению экспортного потенциала.
Промышленность по переработке плодоовощной сельскохозяйственной продукции входит в число отраслей, имеющих все базовые условия для быстрого роста. В стране ежегодно увеличивается объем производства сельскохозяйственного сырья, имеется значительный трудовой потенциал, многие перерабатывающие предприятия переоснащены современным оборудованием зарубежного производства.
Сегодня в результате широкомасштабных мер, осуществляемых в вопросах формирования институциональной и рыночной инфраструктуры по поддержке развития малого бизнеса и частного предпринимательства в стране, предоставления дополнительных стимулов и льгот для предприятий-экспортеров и иностранных инвесторов, создана еще более благоприятная деловая среда.
Ярким тому подтверждением также служит то, что в последние годы в Узбекистане проводится немало таких крупных международных бизнес-форумов. В частности, за последние десять лет принято более 50 законодательных актов, определяющих общую стратегию и основные направления сферы, направленных на формирование и укрепление рыночных механизмов хозяйствования. Осуществляемая в этом направлении работа по повышению конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке вышла на новый качественный уровень. В ввиду того, что широкие возможности и высокий потенциал отраслей аграрного сектора Узбекистана всегда вызывают большой интерес у иностранных партнеров, проводимые конференции имеют огромное значение для ознакомления их с экономическим потенциалом страны, осуществлении экспорта на внешний рынок отечественной конкурентоспособной продукции, а также налаживании надежного партнерства в данной сфере.
Эти и связанные с ним инновационные технологии в производственной сфере, научные разработки и практические рекомендации, несомненно, послужат улучшению условий хранения, переработки и упаковки аграрной готовой продукции. [2]
Усилия Правительства Узбекистана направлены на создание и поддержку полного цикла инновационного производства качественной сельхозпродукции с высокой добавленной стоимостью, которое полностью отвечало бы национальным интересам Продовольственной безопасности по увеличению экспортных поставок на зарубежные рынки. Эпоха глобализации и конкуренции вынуждает заниматься улучшением продукции, производительность которой до этого не была высокой. Она также требует значительного совершенствования вопросов переработки, хранения, маркетинга, экспорта, усиления государственно-частного партнерства.
Экспорт — это очень важная сфера работы по обеспечению поставок высококачественной продукции на внешние рынки, в особенности, такие традиционные, как Россия и Казахстан. Развитие плодоовощной промышленности оказывает прямое влияние на уровень обеспеченности продовольствием населения, увеличение дохода сельских семей, повышение занятости на селе, развитию перерабатывающей промышленности и повышению экспортного потенциала. [3]
Основными статьями экспорта из Узбекистана являются свежие овощи и фрукты, томатные консервы, прежде всего томатная паста, концентрированные фруктовые соки и виноматериалы. Эта продукция либо вообще не проходила переработку (даже в самом примитивном виде доработки, очистки и т. д.) либо является продуктом низших ступеней цепочки добавленной стоимости и не предназначена для потребления, а должна служить сырьем для дальнейшего производства. Основным рынком для плодоовощной продукции Узбекистана является Российская Федерация.
Согласно Инвестиционной программе на 2014–2015 годы реализуются более 2250 инвестиционных проектов пищевой промышленности на общую сумму более чем на 670 млн. долларов, в том числе 300 проектов по переработке плодоовощного сырья и винограда на общую сумму более 110,0 млрд. сум. В результате реализации будет создано более 24 тыс. новых рабочих мест и введено более 1,6 млн. тонн дополнительных мощностей.
Плодоовощная промышленность способна производить продукцию, отвечающую более разнообразным потребностям (плодоовощные консервы, джемы и варенья, напитки). Стоимость этой продукции должна быть выше, чем свежих овощей и фруктов, поскольку в перерабатывающей промышленности осуществляются действия по подготовке их к потреблению и приспособлению к специфическим потребностям и вкусам потребителя. Но это происходит только в том случае, когда усилия в сфере производства и маркетинга достигают своих целей и продукт переработки сельскохозяйственного плодоовощного сырья находит сбыт на внутреннем или внешнем рынке. В этом смысле переработка как таковая, как и развитие плодоовощной промышленности само по себе не может быть самоцелью, а только средством для увеличения конкурентоспособности экономики и доходов населения. [4]
Основные проблемы рынка плодоовощной продукции являются:
- Устаревшие технологии выращивания;
- Отсутствие общего планирования производства;
- Проблемы со сбытом произведенной продукции;
- Отсутствие регулятора цен;
- Отсутствие гарантий качества;
- Конкуренция с импортной продукцией;
- Непрозрачность рынка.
Цель стратегии развития перерабатывающей плодоовощной промышленности — увеличение доходов производителей и государства от реализации на внутреннем и внешних рынках продукции плодоовощной переработки. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Увеличить количество и повысить качество плодоовощного сельскохозяйственного сырья.
- Улучшить качество выпускаемой переработанной продукции, расширить ее ассортимент, добиться восприятия ее на целевых рынках как качественной, экологически чистой и безопасной.
- Эффективное управление всеми видами ресурсов, направленное на рост конкурентоспособности плодоовощной продукции из Узбекистана по критерию цена/качество.
- Продвижение экспортной продукции на наиболее перспективные рынки и увеличение дохода с единицы экспорта.
Целый ряд мер может быть предпринят для того, чтобы сельскохозяйственный производитель предпочел продать урожай фруктов и овощей переработчикам внутри Узбекистана, а не оптовым покупателям из-за границы или посредникам, вывозящим свежие фрукты и овощи на экспорт.
Во-первых, необходимо дать возможность перерабатывающим предприятиям платить сельхозпроизводителям в те сроки и в тех формах, которые в наибольшей мере представляют интерес для фермеров. Поскольку у самих перерабатывающих предприятий весной также нет оборотных средств (а именно весной фермерам деньги нужнее всего), имеет смыл инициировать открытие крупными банками кредитной линии для авансирования сельскохозяйственных производителей. Кредиты по этой линии могут выделяться переработчикам для авансирования закупки сельскохозяйственного плодоовощного сырья на срок до года с льготным периодом шесть месяцев. При этом никаких льгот по процентной ставке предусматривать не следует, она должна быть рыночной. Средства на эти кредиты должны направляться из ресурсов банков, работающих с сельскохозяйственным сектором и находящихся под влиянием государства.
Во-вторых, в качестве стимула для сельскохозяйственных производителей должен быть разработан правовой механизм инвестиций перерабатывающих предприятий в фермерские хозяйства путем приобретения для них оборудования, предоставления транспорта, условий для хранения урожая и т. д. Естественно, взамен сельские производители должны брать на себя обязательство по поставке части урожая на переработку.
В-третьих, должна быть предусмотрена ответственность как сельскохозяйственных, так и перерабатывающих предприятий за невыполнение обязательств.
С учётом осуществлённых широкомасштабных мер ожидается экономические и социальные результаты: большой импульс для развития малого бизнеса и предпринимательства, внедрение новейших технологий выращивания и торговли, формирование реальных цен на продукцию на всех уровнях распределения, обеспечение доступа к рынку и гарантии сбыта продукции для мелких и средних предприятий, фермеров и крестьянских хозяйств, продвижение отечественной продукции на рынок, повышение ее конкурентоспособности перед импортными аналогами, привлечение дополнительных средств на рынок сельскохозяйственного производства, снижение цен на овощи и фрукты, повышение качества и безопасности продукции для населения, создание новых рабочих мест.
В заключение следует заметить, что плодоовощная отрасль могла бы стать одной из первых, где в полной мере осуществлен переход от импортозамещения к экспорторасширению. Первым шагом в этом направлении могла бы стать либерализация импорта упаковочных материалов, пищевых красителей и других компонентов для использования в переработке плодоовощной продукции.
Главным вопросом концепции развития продовольственного рынка Республики Узбекистан выступает экономический механизм функционирования составляющих его сегментов, в числе которых важную роль играет рынок плодоовощной продукции. Уровень развития рынка плодоовощной продукции в стране определяется в первую очередь объемами производства соответствующих продуктов питания в сфере сельскохозяйственного производства.
Литература:
- Агаркова Л. В. Перспективы развития плодоовощного подкомплекса // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2014. — № 7.
- Брошюра Итоги международного бизнес-семинара «Упаковка и экспорт сельскохозяйственной продукции». Стр.4. Ташкент-2014 г.
- Агаркова Л. В. Экономический механизм повышения конкурентоспособности продукции плодоовощеконсервного производства АПК. — Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2014г. 50–54 стр.
- Абдиев М. Ж. Проблемы производства и переработки плодоовощной продукции. – Монография. Ташкент 2013 г. 46–49 стр.