Применение средств мультимедийных технологий как условие повышения качества обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.11.2015

Статья просмотрена: 3248 раз

Библиографическое описание:

Аминов, И. Б. Применение средств мультимедийных технологий как условие повышения качества обучения / И. Б. Аминов, Д. Ф. Ходжаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 759-761. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22998/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

В статье рассмотрены основные вопросы эффективности разработки и применения средств информационных технологий, в том числе мультимедийных технологий для повышения качества обучения. Особое внимание уделяется организации использования мультимедийных презентаций и их эффективности в учебном процессе.

Ключевые слов: мультимедийные технологии, средства разработки мультимедиа-презентация, организация использования мультимедиа-презентации, эффективность мультимедиа в учебном процессе.

 

Модернизация образования направлена не только на изменения содержания изучаемых предметов, но и на изменения подходов к методике обучения, расширение арсенала методических приёмов преподавателя, активизацию деятельности студентов в ходе занятий и поисков путей решения некоторых проблем в учебном процессе.

Интеграция информационных технологий при обучении предметов не только позволяет осуществлять индивидуальный подход к студентам и тем самым помогает дифференциации учебного процесса, а дает возможность сделать учебный процесс наиболее эффективным, как с точки зрения преподавателя, так и с точки зрения студентов.

Эффективность обучения включает в качестве необходимого элемента свободное владение информационными технологиями, в связи с этим информационные технологии воспринимаются как современные средства эффективного реализации учебного процесса.

Современная методикаобучения с применением информационных и коммуникационных технологий станет намного глубже и осмысленней при выполнении следующих задач:

                    создание реальных условий для подготовки специалистов, способных принять активное участие в информатизации образования;

                    значительного повышения уровня профессионального и обще-гуманитарного взаимодействия будущих специалистов;

                    реализация творческого потенциала студентов за счет расширения возможностей центр информационных ресурсов и лабораторий вуза, благодаря доступу к электронным библиотекам и виртуальным лабораториям, и ресурсам сети Internet;

                    повышение эффективности самостоятельной работы студентов с традиционными и информационными технологиями благодаря развитым системам для самоконтроля и поддержки обратной связи с преподавателем;

                    реализация дистанционного образования, когда студенты смогут принимать самое активное участие в организации учебного процесса, выбирая курсы, доступные в любое время благодаря современным средствам информационных технологий.

Развитие информационных технологий дает широкую возможность для использования новых методов обучения в учебном процессе и тем самым повысить его качество.

Применение современных средств информационных технологий в учебном процессе позволяют совершенно по-новому строить процесс обучения и не только насытить студентов большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности студентов, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными ресурсами информации.

Развитие информационных технологии дает широкую возможность для использования новых методов обучения в учебном процессе и тем самым повысить его качество. На сегодняшний день разработано множество универсальных методов, позволяющих использовать информационные технологии в учебном процессе на обучение предметов.

В настоящее время использование мультимедиа технологий значительно повышает качество учебного процесса, а также, эффективно влияет на познавательную мотивацию студентов. Мультимедийные технологии обогащают учебный процесс, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент студентов.

В последнее время с ростом развития мультимедиа-технологий все большую популярность приобретает использование мультимедиа-презентаций в учебной деятельности вуза. Мультимедиа-презентации стали не только современным методом общения, но и вообще хорошим тоном представления любого вида информации.

Мультимедиа-презентация — это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, звуковое сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику, который благодаря комбинации этих средств она является практически самой эффективной формой представления информации.

Использование мультимедиа технологий в учебном процессе изменяет соотношение методов, форм, средств обучения, так как это приводит к изменению объема и содержания учебного материала; углублению предметной сферы, путем моделирования или имитации явлений и процессов с помощью диалогового взаимодействия, компрессии информации, логической и стилистической обработки; использованию современных программных средств, с целью развития логического, наглядного-образного мышления, а также формированию вербально-коммуникативных и практических умений.

Мультимедиа — это современная информационная технология, которая позволяет объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию. Применение и изучение мультимедиа технологии дает возможность преподавателю расширить простор для творчества в использовании анимации, видео, звука, это ведет к повышению качества учебного процесса, концентрирует внимание обучающихся, способствует лучшему пониманию, осмыслению и запоминанию информации. [1]

Мультимедиа технология обладает такими качествами как гибкость, интерактивность, интеграция различных типов мультимедийной учебной информации, поэтому мультимедиа является довольно полезной и продуктивной образовательной технологией.

Мультимедийные технологии обучения являются перспективным и высокоэффективным средствам обучения и позволяют предоставить преподавателю ресурсы информации в большем объеме, чем традиционные источники информации. Кроме того, в мультимедиа-презентации можно использовать не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т. п. Преподаватель имеет возможность отбирать виды информации и в той последовательности, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного контингента студентов [2].

Использование мультимедиа технологий в образовании обладает следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:

                     допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;

                     допускает возможность постоянного обновления;

                     допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, задание для самостоятельных работ и тестов;

                     допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок [4].

В настоящее время в процессе обучения программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft FrontPage, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и другие могут с успехом использоваться преподавателями. Применения этих программ в учебном процессе достаточно эффективно и они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов и т. д.

Текстовый редактор Microsoft Word также может служить примером простейшего использования текстовых презентаций, с помощью текстового редактора Word преподаватель может создать простые дидактические материалы и предъявить их студентам для самостоятельной работы на занятиях в компьютерном классе. Дидактический материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Студенты могут выполнять с помощью редактора Word задание самостоятельных работ, например реферат, курсовых и выпускных работ и др.

Программа Power Point, обладает большим потенциалом создания наглядно — образного представления учебного материала в учебном процессе. Каждый преподаватель может самостоятельно создавать такие презентации к своим занятиям либо использовать готовые. В Интернете представлен набор готовых мультимедийных презентаций по разным предметам. Кроме того, сегодня широко практикуется создание презентаций, для творческого представления студентов свои интеллектуальные продукты, как самостоятельные работы, рефераты, доклады, выпускные работы и т. п.

Программа PowerPoint дает возможность использовать ресурсы в таких формах представления как тексты, слайды, видео — и аудио-фрагменты, диаграммы, таблицы, звуковые сигналы, показывающие переход от одного вида работы к другому. Мультимедиа презентации в этой программе позволяют создать слайд-фильм занятий, подобрав нужные дидактические материалы, схемы, иллюстрации и таблицы, подготовить слайды, содержащую информацию по терминам и понятиям.

Обучение с помощью мультимедиа презентации подготовленную с помощью PowerPoint имеет ряд преимуществ:

                    обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

                    развитие мотивации студентов благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов;

                    использование различных стилей обучения обеспечение хорошего темпа занятий;

                    предоставление возможности сохранение использованных презентаций в компьютерной сети для организации повторения изученного материала;

                    упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов [3].

Одной из таких мультимедийных технологий является технология Macromedia Flash, которая в последнее время сильно набрала популярность. Использование данной программной среды в учебном процессе значительно повышает мотивацию к обучению, вызывает любознательность учащихся, кроме этого способствует развитию профессиональных навыков в области компьютерной графики и программирования.

В качестве средства реализации технологического подхода для изучения учебного материала можно рассматривать применение интерактивной доски.

Использование интерактивных досок совместно с электронными пособиями способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным, а также, позволяет визуализировать пространственные и абстрактные модели, экономит время и существенно повышает качество обучения.

Качественные электронные пособия с системой гиперссылок и элементами Flash -анимации могут эффективно и наглядно довести до слушателя необходимую информацию. Следует отметить, что с применением интерактивных технологий студенты становятся более заинтересованными, быстрее запоминают новый изучаемый материал и показывают хорошие остаточные знания.

Использование интерактивных технологий на занятиях оказывает сильное эмоциональное воздействие на студентов, позволяет глубже осваивать материал, а также, используя мультимедийные технологии можно создать такую коммуникативную среду, которая позволит усовершенствовать учебный процесс, решать дидактические задачи.

Средства интерактивных технологий с мультимедиа-презентациями способны стимулировать познавательный интерес к предмету, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны изучаемого предмета, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность студентов.

Средства обучения с помощью мультимедиа-презентации обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Поэтому применение средств мультимедиа технологий способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности обучения, улучшению качества знаний, умений, навыков студентов.

 

Литература:

 

  1. Вовк Е. Информатика: уроки по Flash. — М: Кудиц-Образ, 2005. С. 78–86.
  2. Егорова Ю. Н., Морозов М. Н., Кириллов В. К. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе//Материалы Региональной научно — практической конференции Чебоксары, ЧТУ им. И. Н. Ульянова, 1999 г. — С. 170 -172.
  3. Горвин Ю. М. Интерактивная доска Smart Board: до и во время уроков/ Ю. М. Горвин // Информатика и образование. — 2006. — № 2 — с. 123 4
  4. Половина Г. Б. Интеграция мультимедийных технологий с традиционными учебными дисциплинами в системе повышения квалификации учителей-предметников // Информатика и образование, 2009. № 5.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, учебный материал, использование мультимедиа технологий, звуковое сопровождение, использование новых методов обучения, обучение предметов, последнее время, процесс обучения, учебно-воспитательный процесс, широкая возможность.


Ключевые слова

мультимедийные технологии, средства разработки мультимедиа-презентация, организа-ция использования мультимедиа-презентации, эффективность мультимедиа в учебном процессе

Похожие статьи

Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...

Электронные образовательные ресурсы как неотъемлемая составляющая процесса обучения в высшей школе

Статья посвящена рассмотрению проблемы использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения в высшей школе в рамках дисциплины «Педагогика». Выявлена и обоснована потребность использования электронных образовательных ресурсов в обра...

Модели онлайн-медиации в условиях образовательной системы

В статье рассматриваются модели онлайн-медиации, использующиеся в образовательной среде как эффективный и оперативный способ урегулирования конфликтов между всеми участниками образовательного процесса. Дается краткий обзор медиативных практик с приме...

Применение мультимедийных технологий в процессе обучения иностранных студентов русской лексике

Статья посвящена проблеме использования мультимедийных технологий в преподавании русского языка как иностранного (РКИ), в частности, в процессе обучения лексике. Рассматривается роль мультимедийных средств в повышении эффективности формирования лекси...

Перспективы использования медиатехнологий в воспитании учащихся общеобразовательной школы

Развитие медиа технологий определяет новый вектор педагогики, а расширение использования информационно-коммуникационных технологий в обучении уже показало свою эффективность. Однако, перспективы применения многих новых технологий, в частности социаль...

Роль мультимедийных образовательных технологий в музыкальной педагогике

Автор статьи раскрывает значение современного направления в музыкальной педагогике, связанное с внедрением мультимедийных образовательных технологий. Проводится анализ понятия «мультимедийные образовательные технологии» и раскрывается их роль в совре...

Теоретические основы применения средств визуализации учебной информации на уроках в начальной школе

В данной статье обосновывается актуальность проблемы применения средств визуализации учебной информации в начальной школе. Рассматриваются основные понятия, такие как «визуализация», «средства обучения». Автор освещает принципы визуализации важные дл...

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста. В данной статье проанализированы психолого-педагогические основы использования информационн...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Формирование готовности педагогических кадров вуза к использованию смарт-технологий через внутрифирменное повышение квалификации в условиях центра рекрутинга

В статье авторами проведен теоретико-методологический анализ содержания понятия «готовность педагога к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза»; выделены этапы конструирования образовательного процесса с использованием смарт-те...

Похожие статьи

Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...

Электронные образовательные ресурсы как неотъемлемая составляющая процесса обучения в высшей школе

Статья посвящена рассмотрению проблемы использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения в высшей школе в рамках дисциплины «Педагогика». Выявлена и обоснована потребность использования электронных образовательных ресурсов в обра...

Модели онлайн-медиации в условиях образовательной системы

В статье рассматриваются модели онлайн-медиации, использующиеся в образовательной среде как эффективный и оперативный способ урегулирования конфликтов между всеми участниками образовательного процесса. Дается краткий обзор медиативных практик с приме...

Применение мультимедийных технологий в процессе обучения иностранных студентов русской лексике

Статья посвящена проблеме использования мультимедийных технологий в преподавании русского языка как иностранного (РКИ), в частности, в процессе обучения лексике. Рассматривается роль мультимедийных средств в повышении эффективности формирования лекси...

Перспективы использования медиатехнологий в воспитании учащихся общеобразовательной школы

Развитие медиа технологий определяет новый вектор педагогики, а расширение использования информационно-коммуникационных технологий в обучении уже показало свою эффективность. Однако, перспективы применения многих новых технологий, в частности социаль...

Роль мультимедийных образовательных технологий в музыкальной педагогике

Автор статьи раскрывает значение современного направления в музыкальной педагогике, связанное с внедрением мультимедийных образовательных технологий. Проводится анализ понятия «мультимедийные образовательные технологии» и раскрывается их роль в совре...

Теоретические основы применения средств визуализации учебной информации на уроках в начальной школе

В данной статье обосновывается актуальность проблемы применения средств визуализации учебной информации в начальной школе. Рассматриваются основные понятия, такие как «визуализация», «средства обучения». Автор освещает принципы визуализации важные дл...

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста. В данной статье проанализированы психолого-педагогические основы использования информационн...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Формирование готовности педагогических кадров вуза к использованию смарт-технологий через внутрифирменное повышение квалификации в условиях центра рекрутинга

В статье авторами проведен теоретико-методологический анализ содержания понятия «готовность педагога к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза»; выделены этапы конструирования образовательного процесса с использованием смарт-те...

Задать вопрос