Изучение динамики потребительских цен (на примере колбасных изделий) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 09.11.2015

Статья просмотрена: 3002 раза

Библиографическое описание:

Мазурова, А. О. Изучение динамики потребительских цен (на примере колбасных изделий) / А. О. Мазурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21.1 (101.1). — С. 92-96. — URL: https://moluch.ru/archive/101/23084/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

В статье представлены результаты расчета по основным показателям динамики цен на колбасные изделия. Проведен вариационный анализ цен на колбасы различных производителей. Проанализировано прогнозное и фактическое значение цен на исследуемый товар.

Ключевые слова: динамика цен, вариационный анализ.

В последние десятилетия в связи с переходом к рыночной экономике и все более ужесточающейся конкуренцией между участниками товарно–денежных отношений значительно возросла роль цены в экономических процессах. Появилась проблема установления наиболее оптимальной потребительской цены. На основе этого возникла потребность проведения дифференцированных статистических исследований.

Цель данного исследования - провести анализ динамики цен на колбасную продукцию в существующих нестабильных экономических условиях на интенсивно развивающемся потребительском рынке.

Прежде чем вести дальнейшее обсуждение, следует определить термин «цена». Единого определения термина «цена» в настоящее время не существует, однако в отечественной и зарубежной экономической литературе различают несколько подходов к определению цен.

В наиболее распространенных экономических учебниках определение цены чаще всего дается через понятие денег, стоимости или ценности. Существуют и различные поэтические определения. Так Ф. Сандерс называет ценой сумму денег, которую люди платят в обмен на единицу отдельного товара или услуги [1, c. 32].А. И. Василевский делает акцент на том, что цена выражается через денежную стоимость единицы товара и количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги [2, с. 215]. Дж. Ф. Стенлейк также акцентирует свое внимание на том, что денежная цена является мерой меновой стоимости и показывает, сколько стоит эта вещь по отношению к другим вещам [3, с. 103]. В то же время О. Ю. Мамедов определяет цену товара как ценность, выраженную в определенном количестве денежных знаков [4, c. 141]. Совершенно иного подхода придерживается В. М. Гальперин, который обозначает цену через понятия спроса и предложения. Он называетценой спроса максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количестводанного товара [5, c. 41], а ценой предложения — минимальную цену, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара [5, c. 46].

Различные трактовки понятия «цена» указывают на его обширность и многоаспектность, а также на значительную роль в экономической жизни общества. В связи с этим ценовая политика фирмы постепенно вышла на передний план при продвижении товара на рынок. На сегодняшний день от того насколько приемлемой для покупателя будет установленная на товар цена на прямую зависит успех предприятия, его имидж, а также количество связей с потребителями продукции и их дальнейшее развитие.

Актуальность выбранного исследования заключается в том, что на сегодняшний день в экономике страны происходят значительные изменения в сторону повышения цен почти на все виды товаров и услуг. Поэтому возникает необходимость систематического и комплексного изучения динамики потребительских цен, а также последующего их анализа с целью выявления основных тенденций и возможности провести прогнозирование на будущие периоды.

Для выполнения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:

                    проанализировать динамику статистических показателей потребительских цен на колбасную продукцию;

                    провести вариационный анализ потребительских цен;

                    сопоставить прогнозное и фактическое значение цен на исследуемый товар и сделать выводы.

В ходе исследовательской работы были проанализированы средние потребительские цены на колбасную продукцию за 2005-2014гг, данные о которых размещены на официальном сайте Госкомстата [6] . Так как целью работы является анализ интенсивности изменения цен на колбасные изделия, то первостепенно был проведен подсчет показателей динамики, характеризующих изменение цен во времени, представленный в таблице 1.

Проанализировав динамику цен на колбасную продукцию за 2005-2014гг, был сделан вывод, что средняя цена за 10 лет на исследуемый товар составила 226,9 руб. Средний прирост цен по отношению к каждому предыдущему году равен 18,6 руб. Средний прирост по отношению к базисному 2005 году - 84 руб. При этом максимальное увеличение цены наблюдалось в 2012 году, что составляло 145,4 руб. или 22%.

 

Таблица 1

Анализ динамики цен на колбасную продукцию

Период

Средние потребительские цены (на конец года, рублей за кг, в масштабе цен соответствующих лет)

Абсолютный прирост

Темп роста

Темп прироста

цепной способ

базисный способ

цепной

базисный

цепной

базисный

2005

142,85

-

0,00

-

1,00

-

0,00

2006

153,94

11,09

11,09

1,08

1,08

0,08

0,08

2007

166,96

13,02

24,11

1,08

1,17

0,08

0,17

2008

207,81

40,85

64,96

1,24

1,45

0,24

0,45

2009

223,64

15,83

80,79

1,08

1,57

0,08

0,57

2010

235,96

12,32

93,11

1,06

1,65

0,06

0,65

2011

235,96

0,00

93,11

1,00

1,65

0,00

0,65

2012

288,23

52,27

145,38

1,22

2,02

0,22

1,02

2013

302,94

14,71

160,09

1,05

2,12

0,05

1,12

2014

310,54

7,60

167,69

1,03

2,17

0,03

1,17

Средние значения

226,883

18,63

84,03

1,09

1,59

0,09

0,59

 

На протяжении 10 лет базисный абсолютный прирост цен на колбасные изделия постоянно увеличивался, кроме 2011 года, когда он не изменился. В этот период цена на колбасную продукцию составляла 235,23 руб. два года подряд (2010 и 2011гг). Причем наибольший прирост был выявлен в 2014 году и составил 168 руб., то есть 217,5% по сравнению с базисным периодом. Наименьший прирост наблюдался в 2006 году и был равен 11,1 руб., что составило 109%. Рассмотрев показатели, вычисленные цепным методом, можно сказать, что цены на колбасную продукцию имели разную тенденцию из года в год. Так наибольший цепной прирост наблюдался в 2012 году и составлял 52,27 руб., что составляло 100% к предыдущему периоду. Наименьший прирост цен был в 2013 году и составлял 14,71руб, а это 28% от предыдущего года.

Средние потребительские цены на колбасу из года в году имели тенденцию стремительного роста и ни разу за представленный период не снижались. С каждым годом средняя цена росла, что говорит о наличии инфляции. Поэтому, для того чтобы в полной мере оценить интенсивность изменения уровня цен на колбасные изделия, был проведен анализ уровня инфляции в России в период с 2005 по 2014 год в % к предыдущему периоду (Рисунок 1) и последующее его сравнение с показателями темпов роста, рассчитанных цепным способом (Рисунок 2). Данные об инфляции рассчитывались на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики [6].

Рис. 1. Уровень Инфляции в России, % с 2005 по 2014 гг.

 

Существенный скачок уровня инфляции наблюдался в период с 2006 по 2008 г. За это время инфляция выросла на 4,28% (Рисунок 1), что значительно отразилось и на уровне цены на колбасные изделия. Темпы роста средних потребительских цен за эти 3 года выросли на 0,16 % (Рисунок 2). В 2009 году уровень инфляции резко снизился на 4,48%. В этом же году снизились и темпы роста цены вновь на 0,16%. В 2009 и 2010 годах уровень инфляции оставался стабильным, поэтому значительных изменений темпов роста цен не произошло. В 2011 году уровень инфляции упал на 2,68% , темпы роста цены, соответственно, также снизились на 0,06%. В 2012 году произошло увеличение уровня инфляции на 0,48% . Но, несмотря на его не значительный рост, темпы роста цены резко увеличились на 0,22%, что является наибольшим скачком за весь представленный период. Причина этому – стабильная средняя цена на товар в 2010 и 2011 годах. В 2013 году в связи с понижением инфляции на 0,13% снизились и темпы роста на 0,17%. В 2014 году значительных изменений темпов роста не произошло.

 

Рис. 2. Темпы роста цен на колбасную продукцию за 2005-2014гг

 

Проанализировав динамику цен на колбасную продукцию за 2005-2014гг, не сложно определить цену на колбасу на 2015 год разными способами, например, на основе средних абсолютных приростов и на основе средних темпов роста (Таблица 2).

 

Таблица 2

Прогнозирование среднего уровня потребительской цены на колбасные изделия на 2015 г.

Способ прогноза

Период прогноза

Средняя потребительская цена, руб.

На основе средних абсолютных приростов

1

329,17

На основе средних темпов роста

1

311,63

 

Различные способы прогноза использовались для того, чтобы дать наиболее точное прогнозное значение средним потребительским ценам на товар. На основании таблицы 2, средняя цена на колбасу в 2015 году на основе средних абсолютных приростов составит 329,2 руб., а на основе средних темпов роста – 311,6 руб.

Для того чтобы проверить эффективность выбранных методов исследования, было проведено сравнение средней прогнозной цены на колбасную продукцию на 2015 год с установленной на 24.10.2015 год в гипермаркете «Утконос» средней фактической ценой[7]. Для этого был проведен глубокий вариационный анализ (Таблица 3).Для оценки вариации стоимость колбасных изделий была пересчитана в расчете на 500 г колбасы соответствующих видов изделий.

Таблица 3

Расчет показателей вариации цен на 500 г колбасных изделий

№ товара

Вид товара

x, руб.

|x-x̅|

(x-x̅)2

1

Колбаса Рублевский МК сервелат Элитный варено-копченый

190

120,6

14537,0

2

Колбаса Клин Докторская вареная в натуральной оболочке

218

92,6

8569,1

3

Колбаса Микоян Традиционная из куриных грудок подкопченная

235

75,6

5710,7

4

Ветчина Клин Деликатесная в вакууме

243

67,6

4565,6

5

Колбаса Егорьевская КГФ Докторская вареная

251

59,6

3548,5

6

Колбаса Сервелат Финский варено-копченый нарезка столбик

283

27,6

760,1

7

Колбаса Докторская ручной вязки в натуральной оболочке

301

9,6

91,6

8

Колбаса Докторская вареная

307

3,6

12,7

9

Колбаса Индолина Краковская из мяса индейки полукопченая в вакууме

308

2,6

6,6

10

Колбаса Останкино Венская салями полукопченая

317

6,4

41,4

Всего

 

5279,7

918,2

80267,5

Показатели вариации

Средняя цена, руб. за ед

346,6

Коэффициент осцилляции,%

111,9

Размах, руб.

388,0

Относительное линейное отклонение,%

21,8

Среднее линейное отклонение, руб.

84,6

Коэффициент вариации,%

32,6

 

По результатам вариационного анализа (таблице 3) был сделан вывод, что цена на исследованный товар колеблется в пределах 388 руб., что выше среднего на 11,9 %. В среднем средняя потребительская цена на колбасную продукцию отклоняется от нормы в пределах 84,6 руб., что составляет 24,4 % по отношению к среднему значению. Величина коэффициента вариации, составляющая 32,6 %, свидетельствует о том, что колеблемость средних значений цен достаточно заметная (почти равен 33%). Но в целом совокупность стоит считать однородной, а её среднюю – надёжной.

На основе таблицы 3 можно сделать вывод, что среднее значение цен на колбасные изделия в 2015 году составляет 346,6 руб. Это значение наиболее приближено к прогнозному значению, рассчитанному на основе средних абсолютных приростов, но все же превышает его примерно на 17 руб. Так как разница между фактическим и прогнозным значениями не так велика, то используемый метод прогноза весьма эффективен, но в условиях кризиса дает не совсем точные результаты. Поэтому проводить прогнозирование цен на последующие периоды будет не целесообразно.

 

Литература:

  1. Сандерс Ф. Основные экономические понятия: структура преподавания: учебное пособие; Пер. с англ. М.: 1995.
  2. Василевский А. И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах. Школьный справочник. Ярославль: «Академия развития», 1997. 256 с.
  3. Стенлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих; Пер. с англ. М.: Республика. 1994.
  4. Мамедов О. Ю. Современная экономика. Ростов-на-Дону. 2001.
  5. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: 2-х т. / Общая редакция В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1994. Том 1.
  6. http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики
  7. http://www.utkonos.ru – Интернет гипермаркет «Утконос»
  8. lms-2.kantiana.ru – Образовательный портал БФУ им. Канта
Основные термины (генерируются автоматически): колбасная продукция, цена, колбаса, основа средних, среднее, уровень инфляции, вариационный анализ, динамик цен, основа средних темпов роста, потребительская цена.


Похожие статьи

Статистическое исследование цен на потребительские услуги

В данной статье рассматривается понятие потребительской услуги, оценивается ситуация на рынке потребительских услуг. Представлены результаты исследования ди-намики цен на электроэнергию за период с 2005 по 2014 год, и проведена вариация цен на эту же...

Маркетинговое исследование зерновых каш для детского питания в России

Статья описывает особенности выбора детского питания потребителями, включая зерновые каши, динамику деятельности производителей на рынке Российской Федерации. Согласно исследованиям подмечены факторы, влияющие на выбор продукции, описаны основные мар...

Статистический анализ индекса потребительских цен на товары и услуги в РФ

В статье приведено исследование зависимости индекса потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации выявлены факторы оказывающие наибольшее влияние на ИПЦ.

Моделирование оценки качества обслуживания персонала отеля с помощью регрессионного анализа

В данной статье приводятся результаты исследования рынка гостиничных услуг и его состояния в Калининградской области, выдвигаются основные причины данного состояния, так же формулируются рекомендации по повышению качества реализации гостиничных услуг...

Анализ целевой аудитории компании «Эскимос» в г. Томске

На примере компании по производству мороженого «Эскимос» проведен анализ потребителей с целью определения целевой аудитории. Для этого, проанализированы предпочтения потребителей при покупке товара, рассмотрены группы потребителей продукции, рассчита...

Исследование рынка общественного питания Калининградской области

В данной статье приводятся результаты исследования рынка общественного питания Калининградской области, выявляется основные тенденции и потребительские предпочтения. На основании результатов исследования делаются прогнозы и рекомендации.

Анализ конкурентных преимуществ предприятий по производству сахара

На конкурентоспособность предприятия оказывают влияния различные факторы. В работе приведен сравнительный анализ конкурентоспособности организаций, занимающихся производством сахара на рынке Пензенской области.

Динамика производства маслосемян подсолнечника (на материалах Ульяновской области)

В статье проведен анализ тенденций производства маслосемян подсолнечника на материалах Ульяновской области, выявлены тенденции роста валового сбора и рассчитаны прогнозируемые показатели.

Определение контрольных критических точек при производстве мясных рубленых полуфабрикатов

В данной работе выявлены контрольно-критические точки при производстве мясных рубленых полуфабрикатов и рассмотрены возможные пути их предотвращения.

Анализ конкурентоспособности платных медицинских услуг

В данной статье приводятся результаты исследования рынка медицинских услуг и его состояния в Калининградской области, выдвигаются основные причины данного со-стояния, так же определяются основные направления для того, чтобы повысить каче-ство медицин...

Похожие статьи

Статистическое исследование цен на потребительские услуги

В данной статье рассматривается понятие потребительской услуги, оценивается ситуация на рынке потребительских услуг. Представлены результаты исследования ди-намики цен на электроэнергию за период с 2005 по 2014 год, и проведена вариация цен на эту же...

Маркетинговое исследование зерновых каш для детского питания в России

Статья описывает особенности выбора детского питания потребителями, включая зерновые каши, динамику деятельности производителей на рынке Российской Федерации. Согласно исследованиям подмечены факторы, влияющие на выбор продукции, описаны основные мар...

Статистический анализ индекса потребительских цен на товары и услуги в РФ

В статье приведено исследование зависимости индекса потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации выявлены факторы оказывающие наибольшее влияние на ИПЦ.

Моделирование оценки качества обслуживания персонала отеля с помощью регрессионного анализа

В данной статье приводятся результаты исследования рынка гостиничных услуг и его состояния в Калининградской области, выдвигаются основные причины данного состояния, так же формулируются рекомендации по повышению качества реализации гостиничных услуг...

Анализ целевой аудитории компании «Эскимос» в г. Томске

На примере компании по производству мороженого «Эскимос» проведен анализ потребителей с целью определения целевой аудитории. Для этого, проанализированы предпочтения потребителей при покупке товара, рассмотрены группы потребителей продукции, рассчита...

Исследование рынка общественного питания Калининградской области

В данной статье приводятся результаты исследования рынка общественного питания Калининградской области, выявляется основные тенденции и потребительские предпочтения. На основании результатов исследования делаются прогнозы и рекомендации.

Анализ конкурентных преимуществ предприятий по производству сахара

На конкурентоспособность предприятия оказывают влияния различные факторы. В работе приведен сравнительный анализ конкурентоспособности организаций, занимающихся производством сахара на рынке Пензенской области.

Динамика производства маслосемян подсолнечника (на материалах Ульяновской области)

В статье проведен анализ тенденций производства маслосемян подсолнечника на материалах Ульяновской области, выявлены тенденции роста валового сбора и рассчитаны прогнозируемые показатели.

Определение контрольных критических точек при производстве мясных рубленых полуфабрикатов

В данной работе выявлены контрольно-критические точки при производстве мясных рубленых полуфабрикатов и рассмотрены возможные пути их предотвращения.

Анализ конкурентоспособности платных медицинских услуг

В данной статье приводятся результаты исследования рынка медицинских услуг и его состояния в Калининградской области, выдвигаются основные причины данного со-стояния, так же определяются основные направления для того, чтобы повысить каче-ство медицин...

Задать вопрос