В статье приводятся результаты исследования товарного запаса компании ООО «Нике-Балт Импорт» с помощью метода АВС-анализа, сделаны соответствующие выводы и предложены рекомендации для компании.
Ключевые слова: АВС-анализ, товарный запас, ассортиментные группы, метод экспертных оценок, складская площадь.
Компания ООО «Нике-Балт Импорт» существует на Калининградском рынке с ноября 2008 года. Занимается оптовой торговлей парфюмерными и косметическими товарами, которые хранятся на собственном складе. Площадь склада составляет 200 м2.
Для того, чтоб выявить самые важные проблемы, снижающие эффективность компании, кроме кризисных явлений последнего времени, по предложению практиканта было принято решение воспользоваться «методом экспертных оценок» [5].
Совместным обсуждением управленческой командой компании составлен предварительный список проблем. К ним были отнесены:
1)отсутствие квалифицированных работников;
2)недостаток складских площадей;
3)отсутствие современного программного обеспечения;
4)проблемы организации цепочек поставок;
5)технические проблемы с транспортом;
6)простой на таможне;
7) старение товара.
При использовании метода экспертных оценок были соблюдены обязательные требования к использованию данного метода [5]:
профессионализм;
креативность (способность решать творческие задачи);
научная интуиция;
заинтересованность в объективных результатах экспертной работы;
независимость суждений;
объективность;
всесторонность (способность видеть проблему с различных точек зрения) и др.
В экспертной оценке перечисленных выше проблем приняли участие лица, перечисленные в первом столбце таблицы 1. Для оценивания была принята шкала рангов по важности (чем больше ранг, тем важнее сравниваемая проблема). Полученные оценки представлены в таблице.
Таблица 1
Экспертные оценки важности проблем ООО «Нике-Балт Импорт»
Эксперты |
№ проблемы |
Сумма рангов |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
Генеральный директор |
2 |
7 |
1 |
3 |
4 |
6 |
5 |
28 |
Бухгалтер |
2 |
4 |
1 |
5 |
3 |
7 |
6 |
28 |
Начальник склада |
2 |
7 |
1 |
4 |
6 |
3 |
5 |
28 |
Супервайзер |
1 |
7 |
2 |
5 |
4 |
3 |
6 |
28 |
Торговый представитель |
1 |
5 |
2 |
6 |
7 |
3 |
4 |
28 |
Мария Кладова |
1 |
7 |
2 |
6 |
4 |
3 |
5 |
28 |
Сумма рангов |
9 |
37 |
9 |
29 |
28 |
25 |
31 |
168 |
Для оценки согласованности мнения экспертов использован коэффициент конкордации, вычисленное значение которого равно 0,7, что свидетельствует о вполне приемлемой согласованности мнений экспертов.
Оценки объектов, получаемые в результате обработки экспертных оценок, представляют собой случайные величины. Поэтому необходимо оценивать надежность (достоверность) результатов экспертизы. При этом рассчитанную величину коэффициента конкордации следует взвешивать по критерию Пирсона χ2 («хи-квадрат») [5] с определенным уровнем значимости, т.е. с максимальной вероятностью неправильного результата экспертизы. Обычно задавать значимость достаточно в пределах 0,005 – 0,05. Определяя и сравнивая расчетное и табличное значение критерия Пирсона, окончательно оценивают результативность применения метода экспертных оценок.
Для нашего случая, χ2р (25,2) >χ2т (12,6) при уровне значимости α =0,05. Значит, мнения экспертов окончательно признаются согласованными и достаточно достоверными (с вероятностью 95%) и результаты экспертизы можно использовать в дальнейшем анализе.
Выбираем из таблицы 1 самую значимую проблему для компании: «Недостаток складских площадей». Существует четыре решения выявленной проблемы: построить собственный склад, использовать общий или арендованный склад, обеспечить быструю оборачиваемость товаров [4]. Затраты на строительство, содержание или аренду нового склада достаточно большие, а значит значительно вырастет стоимость реализуемых товаров, кроме того, произойдёт «замораживание» существенных финансовых ресурсов. Поэтому рациональным решением признано обеспечение повышения оборачиваемости товаров.
Для решения проблемы недостатка складских площадей компании необходимо постоянно совершенствовать, оптимизировать и контролировать товарные запасы на складе. С этой целью необходимо регулярно проводить анализ товарного запаса, чтобы в первую очередь, реализовывать товары, занимающие наибольшую площадь, тем самым освобождая место и обеспечивая быструю оборачиваемость товаров, а также получения наибольшей прибыли.
Как известно, оценивание рациональности использования площадей складского помещения товарными запасами весьма эффективно производится при помощи метода АВС-анализа [2-4].
ABC-анализа основан на принципе Парето, который формулируется следующим образом: «За большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин» [1]. В настоящее время принцип популярен, как «правило 20 на 80».
Алгоритм выполнения АВС-анализа:
1. Определение цели анализа;
2. Определение объектов анализа;
3. Определение факторов для дифференциации объектов анализа;
4. Формирование информационного массива для анализа;
5. Оценка объектов анализа по выделенным факторам;
6. Ранжирование показателей;
7. Разделение объектов на группы;
8. Интерпретация результатов.
Из данных, предоставленных компанией, видно, что товарные запасы представляют 39 ассортиментных групп (таблица 2), ассортиментный перечень не превышает 100 наименований, а, следовательно, простой сортировки, по убыванию, для АВС-анализа достаточно.
Конечная цель анализа – дать рекомендации по ускорению оборачиваемости товарных запасов на складе. Объектом анализа являются ассортиментные группы. Фактор, на основе которого будет осуществляться дифференциация объекта анализа, это занимаемая каждой ассортиментной группой площадь на складе.
Был сформирован информационный массив для проведения АВС-анализа. Для этого отсортированы ассортиментные группы по убыванию, подсчитаны их доля и доли нарастающим итогом (таблица 2).
Таблица 2
Фрагмент результатов сортировки и ранжирования ассортиментных групп
Порядковый номер |
Ассортиментная группа |
Занимаемая площадь на складе, м2 |
Занимаемая площадь на складе, доля, % |
Занимаемая площадь на складе, доля нарастающим итогом, % |
1 |
33 герметики |
21,58 |
10,79 |
10,79 |
… |
… |
… |
… |
… |
7 |
14 губки, тряпки |
9,68 |
4,84 |
47,48 |
8 |
32 клей |
9,66 |
4,83 |
52,31 |
… |
… |
… |
… |
… |
17 |
19 освежитель воздуха |
3,91 |
1,96 |
79,96 |
18 |
18 перчатки |
3,65 |
1,83 |
81,78 |
… |
… |
… |
… |
… |
39 |
36 уплотнитель |
0,29 |
0,15 |
100,00 |
|
|
200 |
|
|
Далее необходимо разделить объекты анализа на группы по правилам АВС-анализа.
Существуют различные методы выделения групп: эмпирический, метод суммы, дифференциальный метод, метод многоугольника, метод касательных, метод петли [3].
Для разделения выбран наиболее распространенный эмпирический метод, который по мировой практике заключается в делении объектов на основе усредненных результатов. В согласии с классической пропорцией 20% объектов должны обеспечивать 80% результата. Кроме того, для анализа запасов используют соотношение 50%, 30%, 20%. В нашем случае к группе «А» относится 7 ассортиментных групп, к «В» - 10 ассортиментных групп и к «С» - 22 ассортиментные группы. Общее количество ассортиментных групп 39. В таблице 3 показано сравнение результата АВС-анализа с рекомендуемыми значениями.
Из таблицы 3 видно, что полученные значения близки к рекомендуемым. Это свидетельствует о том, что результаты дифференциации товарных запасов близки к принятым в мировой практике рекомендациям проведения АВС-анализа и могут быть использованы для дальнейших управленческих решений.
На рисунке 1 представлена диаграмма Парето, построенная по результатам дифференциации товарных запасов ООО «Нике-Балт Импорт».
Таблица 3
Сравнение результатов АВС-анализа с рекомендуемыми значениями
|
Реальные значения |
Рекомендуемые значения |
||
Запасы |
Наименования |
Запасы |
Наименования |
|
Группа А |
47,48 % |
18 % |
50% |
20% |
Группа В |
32,48% |
25,6 % |
30% |
30% |
Группа С |
20,04 % |
56,4 % |
20% |
50% |
Рис.1. Диаграмма Парето для ассортиментных групп
Для того чтобы обеспечить быструю оборачиваемость товаров, необходимо обеспечить и стимулировать быструю реализацию товаров группы «А», так как они занимают 47,48% площади всего склада. Остальные рекомендации по использованию полученных результатов будут разрабатываться в дальнейших исследованиях.
Литература:
- Алесинская, Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. 79 с.
- АВС-анализ в логистике: методы выделения групп //Сайт Интернет-проекта «Корпоративный менеджмент», 30.08.2011, URL: http://www.cfin.ru/management/manufact/abc.shtml (дата обращения: 15.10.2015)
- Гаджинский, А.М. Практикум по логистике. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и КО, 2007. 284 с.
- Логистика в примерах и задачах: Учеб. Пособие / В.С. Лукинский, В.И. Бережной, Е.В. Бережная и др. М.: Финансы и статистика, 2007. 288 с.
- Нордин, В.В. Практические методы повышения качества управления в транспортной и сервисной отраслях: учебно-практическое пособие. Калининград: Изд-во БФУ им. И.Канта, 2010. 212 с.