Применение АВС – анализа для управления товарными запасами торговой компании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 09.11.2015

Статья просмотрена: 1754 раза

Библиографическое описание:

Нордин, В. В. Применение АВС – анализа для управления товарными запасами торговой компании / В. В. Нордин, М. Д. Кладова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21.1 (101.1). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/archive/101/23090/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

В статье приводятся результаты исследования товарного запаса компании ООО «Нике-Балт Импорт» с помощью метода АВС-анализа, сделаны соответствующие выводы и предложены рекомендации для компании.

Ключевые слова: АВС-анализ, товарный запас, ассортиментные группы, метод экспертных оценок, складская площадь.

Компания ООО «Нике-Балт Импорт» существует на Калининградском рынке с ноября 2008 года. Занимается оптовой торговлей парфюмерными и косметическими товарами, которые хранятся на собственном складе. Площадь склада составляет 200 м2.

Для того, чтоб выявить самые важные проблемы, снижающие эффективность компании, кроме кризисных явлений последнего времени, по предложению практиканта было принято решение воспользоваться «методом экспертных оценок» [5].

Совместным обсуждением управленческой командой компании составлен предварительный список проблем. К ним были отнесены:

1)отсутствие квалифицированных работников;

2)недостаток складских площадей;

3)отсутствие современного программного обеспечения;

4)проблемы организации цепочек поставок;

5)технические проблемы с транспортом;

6)простой на таможне;

7)  старение товара.

При использовании метода экспертных оценок были соблюдены обязательные требования к использованию данного метода [5]:

        профессионализм;

        креативность (способность решать творческие задачи);

        научная интуиция;

        заинтересованность в объективных результатах экспертной работы;

        независимость суждений;

        объективность;

        всесторонность (способность видеть проблему с различных точек зрения) и др.

В экспертной оценке перечисленных выше проблем приняли участие лица, перечисленные в первом столбце таблицы 1. Для оценивания была принята шкала рангов по важности (чем больше ранг, тем важнее сравниваемая проблема). Полученные оценки представлены в таблице.

Таблица 1

Экспертные оценки важности проблем ООО «Нике-Балт Импорт»

Эксперты

№ проблемы

Сумма рангов

1

2

3

4

5

6

7

Генеральный директор

2

7

1

3

4

6

5

28

Бухгалтер

2

4

1

5

3

7

6

28

Начальник склада

2

7

1

4

6

3

5

28

Супервайзер

1

7

2

5

4

3

6

28

Торговый представитель

1

5

2

6

7

3

4

28

Мария Кладова

1

7

2

6

4

3

5

28

Сумма рангов

9

37

9

29

28

25

31

168

 

Для оценки согласованности мнения экспертов использован коэффициент конкордации, вычисленное значение которого равно 0,7, что свидетельствует о вполне приемлемой согласованности мнений экспертов.

Оценки объектов, получаемые в результате обработки экспертных оценок, представляют собой случайные величины. Поэтому необходимо оценивать надежность (достоверность) результатов экспертизы. При этом рассчитанную величину коэффициента конкордации следует взвешивать по критерию Пирсона χ2 («хи-квадрат») [5] с определенным уровнем значимости, т.е. с максимальной вероятностью неправильного результата экспертизы. Обычно задавать значимость достаточно в пределах 0,005 – 0,05. Определяя и сравнивая расчетное и табличное значение критерия Пирсона, окончательно оценивают результативность применения метода экспертных оценок.

Для нашего случая, χ2р (25,2) >χ2т (12,6) при уровне значимости α =0,05. Значит, мнения экспертов окончательно признаются согласованными и достаточно достоверными (с вероятностью 95%) и результаты экспертизы можно использовать в дальнейшем анализе.

Выбираем из таблицы 1 самую значимую проблему для компании: «Недостаток складских площадей». Существует четыре решения выявленной проблемы: построить собственный склад, использовать общий или арендованный склад, обеспечить быструю оборачиваемость товаров [4]. Затраты на строительство, содержание или аренду нового склада достаточно большие, а значит значительно вырастет стоимость реализуемых товаров, кроме того, произойдёт «замораживание» существенных финансовых ресурсов. Поэтому рациональным решением признано обеспечение повышения оборачиваемости товаров.

Для решения проблемы недостатка складских площадей компании необходимо постоянно совершенствовать, оптимизировать и контролировать товарные запасы на складе. С этой целью необходимо регулярно проводить анализ товарного запаса, чтобы в первую очередь, реализовывать товары, занимающие наибольшую площадь, тем самым освобождая место и обеспечивая быструю оборачиваемость товаров, а также получения наибольшей прибыли.

Как известно, оценивание рациональности использования площадей складского помещения товарными запасами весьма эффективно производится при помощи метода АВС-анализа [2-4].

ABC-анализа основан на принципе Парето, который формулируется следующим образом: «За большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин» [1]. В настоящее время принцип популярен, как «правило 20 на 80».

Алгоритм выполнения АВС-анализа:

1. Определение цели анализа;

2. Определение объектов анализа;

3. Определение факторов для дифференциации объектов анализа;

4. Формирование информационного массива для анализа;

5. Оценка объектов анализа по выделенным факторам;

6. Ранжирование показателей;

7. Разделение объектов на группы;

8. Интерпретация результатов.

Из данных, предоставленных компанией, видно, что товарные запасы представляют 39 ассортиментных групп (таблица 2), ассортиментный перечень не превышает 100 наименований, а, следовательно, простой сортировки, по убыванию, для АВС-анализа достаточно.

Конечная цель анализа – дать рекомендации по ускорению оборачиваемости товарных запасов на складе. Объектом анализа являются ассортиментные группы. Фактор, на основе которого будет осуществляться дифференциация объекта анализа, это занимаемая каждой ассортиментной группой площадь на складе.

Был сформирован информационный массив для проведения АВС-анализа. Для этого отсортированы ассортиментные группы по убыванию, подсчитаны их доля и доли нарастающим итогом (таблица 2).

Таблица 2

Фрагмент результатов сортировки и ранжирования ассортиментных групп

Порядковый номер

Ассортиментная группа

Занимаемая площадь на складе, м2

Занимаемая площадь на складе,

доля, %

Занимаемая площадь на складе, доля нарастающим итогом, %

1

33 герметики

21,58

10,79

10,79

7

14 губки, тряпки

9,68

4,84

47,48

8

32 клей

9,66

4,83

52,31

17

19 освежитель воздуха

3,91

1,96

79,96

18

18 перчатки

3,65

1,83

81,78

39

36 уплотнитель

0,29

0,15

100,00

 

 

200

 

 

 

Далее необходимо разделить объекты анализа на группы по правилам АВС-анализа.

Существуют различные методы выделения групп: эмпирический, метод суммы, дифференциальный метод, метод многоугольника, метод касательных, метод петли [3].

Для разделения выбран наиболее распространенный эмпирический метод, который по мировой практике заключается в делении объектов на основе усредненных результатов. В согласии с классической пропорцией 20% объектов должны обеспечивать 80% результата. Кроме того, для анализа запасов используют соотношение 50%, 30%, 20%. В нашем случае к группе «А» относится 7 ассортиментных групп, к «В» - 10 ассортиментных групп и к «С» - 22 ассортиментные группы. Общее количество ассортиментных групп 39. В таблице 3 показано сравнение результата АВС-анализа с рекомендуемыми значениями.

Из таблицы 3 видно, что полученные значения близки к рекомендуемым. Это свидетельствует о том, что результаты дифференциации товарных запасов близки к принятым в мировой практике рекомендациям проведения АВС-анализа и могут быть использованы для дальнейших управленческих решений.

На рисунке 1 представлена диаграмма Парето, построенная по результатам дифференциации товарных запасов ООО «Нике-Балт Импорт».

Таблица 3

Сравнение результатов АВС-анализа с рекомендуемыми значениями

 

Реальные значения

Рекомендуемые значения

Запасы

Наименования

Запасы

Наименования

Группа А

47,48 %

18 %

50%

20%

Группа В

32,48%

25,6 %

30%

30%

Группа С

20,04 %

56,4 %

20%

50%

 

 

Рис.1. Диаграмма Парето для ассортиментных групп

 

Для того чтобы обеспечить быструю оборачиваемость товаров, необходимо обеспечить и стимулировать быструю реализацию товаров группы «А», так как они занимают 47,48% площади всего склада. Остальные рекомендации по использованию полученных результатов будут разрабатываться в дальнейших исследованиях.

 

Литература:

  1. Алесинская, Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. 79 с.
  2. АВС-анализ в логистике: методы выделения групп //Сайт Интернет-проекта «Корпоративный менеджмент», 30.08.2011, URL: http://www.cfin.ru/management/manufact/abc.shtml (дата обращения: 15.10.2015)
  3. Гаджинский, А.М. Практикум по логистике. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и КО, 2007. 284 с.
  4. Логистика в примерах и задачах: Учеб. Пособие / В.С. Лукинский, В.И. Бережной, Е.В. Бережная и др. М.: Финансы и статистика, 2007. 288 с.
  5. Нордин, В.В. Практические методы повышения качества управления в транспортной и сервисной отраслях: учебно-практическое пособие. Калининград: Изд-во БФУ им. И.Канта, 2010. 212 с.
Основные термины (генерируются автоматически): группа, анализ, быстрая оборачиваемость товаров, занимаемая площадь, запас, таблица, ассортиментная группа, информационный массив, мировая практика, собственный склад.


Ключевые слова

метод экспертных оценок, АВС-анализ, товарный запас, ассортиментные группы, складская площадь

Похожие статьи

Оценка рыночного риска Value-at-Risk (VaR) с помощью метода исторического моделирования

В данной статье рассматривается оценка финансового риска по методологии Value-at-Risk с применением метода исторических моделей на примере ГМК «Норникель». В исследовании за основу взяты данные по изменению рыночной стоимости компании за определенный...

Фармацевтический рынок и его сегменты с позиции товарного ассортимента аптечных учреждений

В статье рассматривается ассортимент аптечной организации. Описываются характерные черты для ассортимента организации, рассматриваются примеры для аптечной сети, с расчетом количественного соотношения ассортиментных групп на примере ГУП «Волгофарм».

Совершенствование ассортиментной политики в ООО «Юговской комбинат молочных продуктов»

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты ассортиментной политики, проанализирована её классическая теория, а также рассмотрен вариант расширения ассортимента на предприятии ООО «ЮКМП»

Практические аспекты использования системы «Директ-костинг» на предприятиях пищевой промышленности

В статье рассмотрены существующие в теории и практике разновидности учетной системы «Директ-костинг» с целью определения (выбора) наиболее оптимальной для целей учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на предприятиях пищевой промышленн...

Оценка обоснованности премиальных систем

В статье проведен анализ системы премирования на ООО «Агрегатка Казань». Анализ начинается с изучения организационной структуры предприятия и количественной и качественной оценки персонала. Затем рассчитываются показатели производительности труда каж...

Сравнительный подход к оценке конкурентоспособности химического предприятия

Представлены особенности применения модели GE/McKinsey стратегического планирования бизнеса производственной деятельности ООО «Ярославский пигмент»; рассчитаны параметры привлекательности и конкурентоспособности сегментов рынка; разработана матрица G...

Анализ целевой аудитории компании «Эскимос» в г. Томске

На примере компании по производству мороженого «Эскимос» проведен анализ потребителей с целью определения целевой аудитории. Для этого, проанализированы предпочтения потребителей при покупке товара, рассмотрены группы потребителей продукции, рассчита...

Анализ финансовой устойчивости ООО «СП Андреевка»

В данной статье приведены определения понятия «финансовая устойчивость» различными авторами, на примере предприятия АПК применены методы исследования финансовой устойчивости, произведен расчет показателей и сделаны выводы о состоянии предприятия.

АВС-анализ как инструмент анализа результатов управления ассортиментом в категорийном менеджменте

В статье рассмотрены принципы построения концепции категорийного менеджмента в компании, рассмотрены этапы выполнения АВС-анализа, обозначены преимущества и недостатки метода.

Оценка результатов работы компании ООО «Союз Квадро Маркетинг»

В статье рассматриваются основные экономические показатели рекламного агентства полного цикла ООО «СОЮЗ КВАДРО МАРКЕТИНГ». Проведен анализ изменения показателей из формы № 2 «Отчет о финансовых результатах». Также представлен SWOT-анализ предприятия.

Похожие статьи

Оценка рыночного риска Value-at-Risk (VaR) с помощью метода исторического моделирования

В данной статье рассматривается оценка финансового риска по методологии Value-at-Risk с применением метода исторических моделей на примере ГМК «Норникель». В исследовании за основу взяты данные по изменению рыночной стоимости компании за определенный...

Фармацевтический рынок и его сегменты с позиции товарного ассортимента аптечных учреждений

В статье рассматривается ассортимент аптечной организации. Описываются характерные черты для ассортимента организации, рассматриваются примеры для аптечной сети, с расчетом количественного соотношения ассортиментных групп на примере ГУП «Волгофарм».

Совершенствование ассортиментной политики в ООО «Юговской комбинат молочных продуктов»

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты ассортиментной политики, проанализирована её классическая теория, а также рассмотрен вариант расширения ассортимента на предприятии ООО «ЮКМП»

Практические аспекты использования системы «Директ-костинг» на предприятиях пищевой промышленности

В статье рассмотрены существующие в теории и практике разновидности учетной системы «Директ-костинг» с целью определения (выбора) наиболее оптимальной для целей учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на предприятиях пищевой промышленн...

Оценка обоснованности премиальных систем

В статье проведен анализ системы премирования на ООО «Агрегатка Казань». Анализ начинается с изучения организационной структуры предприятия и количественной и качественной оценки персонала. Затем рассчитываются показатели производительности труда каж...

Сравнительный подход к оценке конкурентоспособности химического предприятия

Представлены особенности применения модели GE/McKinsey стратегического планирования бизнеса производственной деятельности ООО «Ярославский пигмент»; рассчитаны параметры привлекательности и конкурентоспособности сегментов рынка; разработана матрица G...

Анализ целевой аудитории компании «Эскимос» в г. Томске

На примере компании по производству мороженого «Эскимос» проведен анализ потребителей с целью определения целевой аудитории. Для этого, проанализированы предпочтения потребителей при покупке товара, рассмотрены группы потребителей продукции, рассчита...

Анализ финансовой устойчивости ООО «СП Андреевка»

В данной статье приведены определения понятия «финансовая устойчивость» различными авторами, на примере предприятия АПК применены методы исследования финансовой устойчивости, произведен расчет показателей и сделаны выводы о состоянии предприятия.

АВС-анализ как инструмент анализа результатов управления ассортиментом в категорийном менеджменте

В статье рассмотрены принципы построения концепции категорийного менеджмента в компании, рассмотрены этапы выполнения АВС-анализа, обозначены преимущества и недостатки метода.

Оценка результатов работы компании ООО «Союз Квадро Маркетинг»

В статье рассматриваются основные экономические показатели рекламного агентства полного цикла ООО «СОЮЗ КВАДРО МАРКЕТИНГ». Проведен анализ изменения показателей из формы № 2 «Отчет о финансовых результатах». Также представлен SWOT-анализ предприятия.

Задать вопрос