Актуальность проблемы формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности обусловлена требованиями, предъявляемыми к будущим специалистам, в связи с возрастающей конкуренцией на рынке труда. Современное общество предъявляет к работе будущих специалистов требования, предполагающие наличие у них самостоятельного, аналитического мышления, гибкого реагирования на меняющиеся условия социальной среды. Молодому специалисту требуется немало времени, чтобы адаптироваться к условиям рабочего места после окончания учебного заведения. Одно из главных условий для реализации готовности специалиста к будущей профессиональной деятельности является наличие у него способности самостоятельно принимать решения, используя полученные компетенции. (3)
Отечественные ученые О. С. Анисимов, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и другие констатировали, что используемая в высшем образовании информационная модель обучения, нацеливает студентов не только на принятие, но и на переработку информации, а также ее освоение. Такого рода модель детерминирует пассивную роль студента и формирует мотивы «избегания неудачи», инициирует приобретение необходимых компетенций, практически не способствует формированию психологической готовности к профессиональной деятельности.
Анализ сложившейся ситуации показал наличие следующих противоречий: высокие требования, предъявляемые к специалисту, с одной стороны, и недостаточная эффективность его подготовки в системе высшего профессионального образования; между высокими требованиями, предъявляемыми специалистам к овладению профессией и недостаточной личной готовностью; между социальным и педагогическим запросом практики на аргументированный подход к формированию личностной психологической готовности будущего специалиста в процессе его профессионального обучения на всех этапах образовательного континуума и отсутствием цельной системы психологического сопровождения становления специалиста в профессиональной деятельности [2].
Обучение в вузе формирует у студентов готовность к трудовой и профессиональной деятельности. А. Т. Ростунов трактует профессиональную готовность как категорию теории деятельности, выступающей, с одной стороны, как результат процесса подготовки, с другой — аттитюды на что-то [3].
Ряд авторов, исследующих проблему готовности, (Вилюнас В. К., Климов Е. А., Решетова З. А. и другие) трактуют ее как некое состояние сознания, психики и функциональных систем в ситуации решающий действий или подготовке к ним. Готовность определяет возможность субъекта действовать на достаточно высоком уровне, являясь основополагающим условием приспособления к трудовой деятельности, дальнейшей профессиональной самоактуализации и повышения квалификации.
П. А. Шавир трактует готовность к профессиональной деятельности как деятельностное состояние личности, вызывающее поведенческие реакции; как следствие деятельности; как качество, детерминирующее аттитюды на профессиональные ситуации и задачи, как возможность к целенаправленной деятельности, ее регуляции и стабильности, эффективности; как форма деятельности индивида, включаемая в общий поток его условий [5].
Проблему готовности целесообразно анализировать, исходя из основных этапов формирования личности человека: начало обучения в общеобразовательной школе; начало получения специального профессионального образования (профессиональная самодетерминация) и автономная профессиональная деятельность. Это отмечают Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, И. Шванцар).
В контексте нашего исследования мы рассматриваем готовность как личностное образование личности, интересующейся и желающую выполнять определенную профессиональную деятельность. Основополагающая характеристика профессиональной деятельности- ее комплексный характер, включающей гармонию внутренних структур, взаимообусловленности приоритетных компонентов личности специалиста, в стабильности, надежности их функционирования. Профессиональная готовность включает признаки, аргументирующие психологическое единство, целостность личности, инициирующие эффективность деятельности. В исследовании П. А. Рудика готовность представлена в виде многоаспектного психологического образования, когнитивные психические процессы которого отражают существенные стороны выполняемой деятельности, которые могут как увеличивать, так и понижать активность индивида, волевых составляющих, приводящих к осуществлению эффективных действий для реализации задачи, а также мотивов поведения [4].
Ю. П. Поваренков, анализируя проблему готовности к профессиональной деятельности, трактует ее как интегративное проявление всех сторон личности специалиста, вычленяя когнитивные, содержательные и мотивационные компоненты. Ученый выделил условия формирования готовности к креативному труду: автономность и осознанное усвоение культуры; деятельное участие в решении просоциальных задач, развитие креативного потенциала личности-ее познавательных процессов [1].
Анализируя научные подходы к раскрытию проблемы готовности к профессионально-педагогической деятельности (М. В. Гамезо, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, А. И. Щербаков), мы выделили в ней психологическую и бихевиористическую составляющие.
Рассматривая проблему психологической готовности слушателей образовательных организаций юридических вузов, мы выделили пять компонентов профессиональной готовности: организационно-содержательный, мотивационно-ценностный, познавательно-диагностический, личностно-эвохомологический, эмоционально-сензитивный.
Организационно- содержательный компонент профессиональной готовности юриста должен быть заложен на этапе освоения профессии. Уже при обучении в вузе, у будущих юристов должны развиваться профессионально- важные качества, играющие существенную роль в его деятельности.
Мы выделили основополагающие качества профессии юриста: креативные, логико-аналитические, эмоционально-волевые, деятельные. Это гибкость и мобильность мышления, высокая эффективность интеллектуальной деятельности, эмоциональная стабильность, волевой самоконтроль.
У юриста должно быть активное восприятие для формирования цельного образа изучаемого явления. Прежде всего, это зрительное и слуховое восприятие, восприятие времени, коррелируемое с эмоциональным состоянием.
Немаловажное значение в успешной профессиональной деятельности юриста играет такой познавательный процесс, как внимание. Оно должно быть направлено на сенсорную сферу клиента, с хорошей распределяемостью.
Юрист должен обладать произвольной, долговременной, зрительной и слуховой памятью для того, чтобы максимально объективно и грамотно осознать проблемы клиента и выработать алгоритм помощи.
Для максимально успешного решения профессиональных задач, юрист должен виртуально владеть анализом и синтезом, обобщением, сравнением, ассоциативными мыслительными операциями. Для него важны словесно-логическое и образное мышление, оперативность, вариабельность, конкретность и абстрактность мышления.
Работа юриста сопряжена с большими эмоционально-волевыми нагрузками, поэтому он должен развивать волю.
Современный уровень развития общественных отношений предъявляет повышенные требования к специалистам, в том числе, юридического профиля. Он должен обладать объективной эмпатией, рефлексией мышления, умением идентифицировать себя с субъектом взаимодействия, его проблемами, быть тактичным, предупредительным, дипломатичным. Профессиональный юрист должен обладать устойчивостью к дистрессам, к социальной аморфности и флуктуации, быть общительным, обладать психическим здоровьем, развитым абстрактным мышлением, быть экстравертом, иметь четкую дикцию, развитое аналитическое мышление, высокую социальную адаптивность, развитую вербальную и невербальную коммуникацию.
На этапе обучения юриста чрезвычайно важен мотивационно-ценностный компонент. В последнее десятилетие наблюдается снижение интереса молодых людей к освоению профессии. Анализ профессиональных мотивов показал, что условно всех студентов можно разделить на следующие группы: у первой группы преобладает мотив «неоформившееся желание заниматься юридической деятельностью» — 27 %. Для второй группы- 58 % характерно оформившееся желание заниматься юридической деятельностью и зафиксирована склонность к работе в парадигме «человек-человек». Третья группа (31 %) констатирует мотивы занятий профессионально- юридической деятельностью, интерес к специальным предметам и желание применять полученные знания. Для слушателей выпускного курса ведущим мотивом становится «социальная важность труда». Появляется потребность быть нужным, ценным людям, оказывать консультации, поддержку, реализовывать просоциальное поведение и конструктивную жизненную стратегию.
Профессиональная готовность слушателей — юристов отражается также в познавательно-диагностическом компоненте. В процессе обучения у слушателей формируется адекватное представление о своей будущей профессии, помогающее им дифференцировать знания, получаемы в вузе, на «применимые» и «неприменимые» в будущем. Искомый компонент необходим для выработки профессиональных качеств, компетенций, влияет на отношение слушателей ко всему учебному процессу.
Личностно-эвохомологический компонент предполагает следующие основные профессионально значимые качества личности будущего юриста: способность разбираться в людях, ориентировать их на просоциальную жизненную стратегию, конструктивно проводить досуг, определять уровень нравственно-волевых качеств клиентов, прогнозировать результаты своей деятельности, креативная самореализация, гибкая ориентация в социуме, своевременное реагирование на важные события. Юрист должен обладать высокой гражданской ответственностью, социальной мобильностью, истинной интеллигентностью, но при этом защищенной, духовной культурой, желанием и умением вступать в коммуникацию с другими людьми, высоким профессионализмом.
При подготовке профессиональных юристов возникает проблема вместить как можно больше информации не только правового, но и психологического, социального характера в ограниченное число учебных часов. Частичный выход из ситуации состоит в задействовании индивидуальных форм работы преподавателя со слушателями. Эти формы дают возможность осуществлять более тесное взаимодействие преподавателя со слушателями с учетом характерологических особенностей последних, индивидуальных воззрений по конкретным вопросам.
Важную роль при обучении будущих юристов выполняет такая учебная форма, как курсовая работа. В реализации данной учебной формы дается возможность осуществлять креативный подход, допускаются известные студентам концепции и подходы при построении гипотезы исследования. В то же время способы проверки и выводы должны быть аргументированными и обоснованными. На этом фоне парадоксальным является низкий рейтинг у слушателей и студентов курсовых и выпускных квалификационных работ. Напрашивается вывод, что выполнение курсовых и дипломных работ осуществляется формально, и по этой причине не могут быть реализованы обучающие функции анализируемых форм. Хорошо зарекомендовали себя минипроекты, выполняемые отдельными слушателями или временными исследовательскими группами.
Таким образом, целостная структура готовности к профессиональной деятельности специфична для каждого курса. Второй курс инициирует переструктуризацию профессиональной готовности только по одной позиции. Конец третьего — начало четвертого курсов являются критической точкой изменения профессиональной готовности слушателей к будущей деятельности. Исследование слушателей первых курсов констатировало, что у многих респондентов зафиксирована недостаточная профессиональная готовность к будущей деятельности. Готовность к профессиональной деятельности слушателей, будущих юристов — не догма, а динамичное явление. Психологическая готовность будущих юристов формируется в процессе обучения в вузе. Это явление претерпевает конструктивные качественные и количественные модификации, отражаясь в поступательной динамике трансформации от одного уровня к другому, детерминируется эндогенным балансом между ее компонентами и обеспечивает эффективное решение учебных и профессиональных задач разного уровня сложности и содержания. Трансформация одного уровня готовности к профессиональной деятельности слушателей-юристов в другой осуществляется постепенно и коррелирует с этапами обучения в вузе. Приоритетным фактором успешности профессиональной деятельности будущих юристов является учет соответствующей динамики.
Литература:
- Поваренков Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности [Текст] / Ю. П. Поваренков // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества. Сборник научных трудов. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ.
- Решетова З. А. Психологические основы профессионального обучения [Текст] / З. А. Решетова. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 207 с.
- Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности [Текст] / А. Т. Ростунов. — М.: 1984. — 176 с.
- Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности [Текст] / П. А. Рудик._М.,1988.-136 с.
- Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст] / П. А. Шавир. — М., 1981. — 95 с.