Роль и значение символов в современной рекламе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 17.11.2015

Статья просмотрена: 2843 раза

Библиографическое описание:

Ермаганбетова, А. А. Роль и значение символов в современной рекламе / А. А. Ермаганбетова, Г. Б. Сисембаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 717-721. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23010/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

Scientific article considers esthetical quality of adversement and developing process of economical life in public.

Ключевые слова:символ, реклама, информация, коммуникация, технология, ритуал, сознание, культура, товар, услуги, потребитель

 

Реклама давно уже стала фактором культурной, политической и экономической жизни нашего казахстанского общества. Являясь важным связующим звеном между производителем и потребителем, реклама способствовала развитию общества. Она всегда была одним из важных рычагов, стимулирующих процесс производства, совершенствование выпускаемых товаров, и в этом качестве выступает не только как “двигатель торговли”, но и как своеобразный “двигатель прогресса”. Можно рассматривать рекламу как бизнес, как форму коммуникации, как вид искусства. Феномен свойственный человеческому сообществу, она все же носит уникальный характер, и отдельные ее аспекты в совокупности являются неотъемлемой частью культуры.

Реклама по мере своего формирования воспринимала и отражала особенности культуры в разные периоды истории, характерные черты своего времени, принимая при этом все новые и новые формы и свойственные ей функции. Жизнь общества «замешана» на рекламе. Чтобы быть воспринятыми обществом, правила организации жизни должны быть известны всем. Чтобы стать неоспоримыми, они должны быть запечатлены и переданы новым поколениям на любом доступном материале, будь то камень, кожа животного или бумага. Истоки афиши берут свое начало еще в наскальных рисунках. Описания жизни средиземноморских цивилизаций, в частности Египта, свидетельствует, что так называемая наружная реклама существовала еще в древнейшие времена. История донесла до наших дней подтверждения того, что цивилизации средиземноморского бассейна оставили в письменном виде фундаментальные правила организации общественной жизни. Прототипом же афиши можно считать египетский папирус из Александрии (164 г. до н. э.), который в настоящее время хранится в Лувре. В нем говорится о вознаграждении за поимку двух беглых рабов. К этому виду рекламы можно отнести и официальные сообщения, зафиксированные на деревянных панно в Древней Греции. До наших дней дошла обширная информация о Великой Римской империи, которая позволяет восстановить систему организации наружной рекламы, сравнимую с современной. Во всех римских городах были установлены так называемые альбомы — стены, выбеленные известью, часто богато украшенные, на которые красной или черной краской наносились официальные сообщения, предназначенные для населения. Попытки стереть или повредить эти тексты жестоко наказывались. В то же время на шумных и людных городских улицах расцветала частная реклама, например, театральные афиши с написанными крупными шрифтом именами актеров, а зачастую и с рисунками отдельных сцен из спектаклей. Об этом свидетельствуют фрагменты разрушенных землетрясением стен древнего Помпеи. Сама история развития рекламы, по мнению специалистов уходит в глубь веков и зачатки рекламных объявлений найдены уже на древних папирусах. Предшественники журналистов — шпильманы, глашатаи, проповедники, муллы — первые специалисты в области налаживания общественных связей.

В своей основе реклама — это экономическое явление. Она имеет самый широкий социальный контекст и проявляется во всех многообразии социальных связей: экономических, политических, религиозных и т. д.

Она выполняет экономические задачи, стоящие перед производителем или продавцом товаров и услуг, влияет на экономические решения, принимаемые потребителем, и является неотъемлемой частью экономической системы. Реклама не просто инструмент рыночных отношений, но и значительная по своим масштабам часть экономики индустриально развитых стран. Ее экономическая функция выражается в информировании о товаре или услуге, их популяризации, повышении спроса и товарооборота. Реклама способствует росту уровня потребления, поддерживая внимания и интерес основных групп потребителей к рекламируемому продукту. Она влияет на распределение расходов потребителей, улучшая положение в секторах экономики, инвестирующих значительные средства в рекламу. Прежде всего — это функция информирования общества о товарах и услугах. В связи с очевидным многообразием возможностей, которые открываются перед ней в силу ее специфики, реклама в обществе выполняет ряд важных функций, о которых немало связано в работах известных зарубежных, российских и отечественных ученых и исследователей.

Сегодня реклама становится одним из самых распространенных видов информации и коммуникации. По мнению одного из ведущих рекламистов Жака Сегела, «на пороге третьего тысячелетия общества потребления, характеризующее нынешний век, превращается на наших глазах в общество пользователей информации. Именно информации станет своей разной валютой будущего, в котором коммуникация будет основным видом деятельности. Изобретение телефона, телевизора, компьютера — краеугольные моменты в истории создания мира коммуникации. Именно они станут основными масс-медиа следующего тысячелетия. Уже сегодня формируются условия для осуществления процесса коммуникации как в режиме on-line, так и виртуально. Реклама в будущем мире займет свое достойное место. Ведь она всегда отражает состояние души народа, его психологию, менталитет. Реклама — это своеобразный перископ, через который мы можем смотреть в ближайшее будущее с его новыми продуктами, услугами». [1]

Классические труды в таких областях знаний, как философия социология и психология, широко рассматриваются в современном контексте развития маркетинга и рекламы. Особый интерес в настоящее время вызывает вопрос изучения влияния символов и архетипов в рекламе, потому что в основе логотипа любой организации или рекламного графического сообщения лежит знак или символ.

Важную роль в развитии изучения психологических аспектов человека, в том числе в восприятии рекламного сообщения, сыграли труды как самого основателя психоанализа З.Фрейда [2]. Однако в контексте дизайна рекламы аспекта коллективного бессознательного стали рассматриваться не так давно. Важно отметить, что специальной литературы, посвященной анализу связи рекламного сообщения с коллективным бессознательным, крайне мало. Одним из первых, кто попытался проанализировать значение использование знаков и символов в рекламе, стал итальянский профессор лингвистики У. Эко (UmbertoEko) [3]

Отметим, что общий объем мирового рынка мобильной рекламы составит почти $16 млрд. в этом году. Хотя Google пока является на нем безоговорочным лидером, активно развиваются в этом направлении и социальные сети Facebook, и Twitter. Все компании на рынке находятся в поиске монетизации своих сервисов.

Реклама распространяет социальные ценности. Она способствует формированию стиля жизни, стереотипов, которые отражают культурные особенности стран и народов. Реклама — отражение жизни той или иной страны. Известный американский историк Д.Бурстин, как бы подтверждая эту мысль, писал: «Покажите мне рекламу той или иной страны, и я вам все же скажу об этой стране». Реклама является отражением культурно-исторических традиций страны.

Созданная в 2001 году компания RaimbekAgro стало ведущим производителем ультра пастеризованного молока в Республике Казахстан. Молоко и молочные продукты компании высоко ценят во всех регионах страны за вкус и качество.

В традициях тюркского шаманизма есть ритуал обхода целителя вокруг больного человека, смысл этого ритуала в переносе, переселении «болезни» с больного на другую вещь или существо. Шаман, двигаясь по кругу вокруг больного, берет его болезнь на себя. Поэтому у казахов есть поверье, что нельзя делать круг вокруг дома или человека, потому что болезнь кого-то из находящихся в доме или конкретного человека могут перейти к совершившему круговой обход. Такой обход по кругу мог совершать лишь чадолюбивый человек, с тем, чтобы взяв на себя болезнь, вылечить своего ребенка или хотя бы облегчить его страдания. Это добровольная жертва ради спасения своего ребенка, слово «айналайын» (от казахского озн. «да буду я жертвой за тебя»), означает готовность к самопожертвованию ради любимого человека. Владеющие могуществом шаманы лечили болезнь таким образом; с одной стороны, их могущество позволяло рассеять болезнь, взятую на себя, с другой стороны, целительство являлось для них долгом человеколюбия. Таким образом, если движение в этом ритуале изобразить с помощью схемы, в основе которой лежит знак «абак» то пограничная точка «М» на окружности — это место переселения болезни, а центральная точка «К» — «местонахождение болезни». Основная идея состоит в том, чтобы переселить болезнь из точки «К»в точку «М». То есть, точка «М» становится ипостасью, копией эманацией точки «К». В этом смысле точка «М» выполняет функцию границы, двери при переходе из одного измерения в другое, из одного мира в другой.

Рекламу можно рассматривать как специфическую форму пропаганды. Внедряя в сознание людей определенные ценности, реклама пропагандирует опирающийся на эти ценности образ жизни. Она оказывает влияние на наше отношение к себе и окружающей среде. Реклама всегда была одним из самых эффективных каналов социологической пропаганды. Она умышленно игнорирует непривлекательные стороны жизни. В основе ее — идея благополучия, благоустроенный быт, счастливая семья. При сравнении образов жизни человек может самостоятельно сделать вывод о преимуществах того или иного социального строя и ориентироваться на его ценности.

Образовательная функция рекламы заключается в том, что по мере появления новых товаров, которые являются результатом технических и технологических открытий, она знакомит потребителей с правилами пользования этими новшествами. В процессе рекламной коммуникации она формирует представления о нормах и правилах поведения людей в различных ситуациях и, таким образом, выполняет задачу социализации, приобщения человека к общественной жизни. Более того, часто она задает модели поведения представителей различных слоев общества и категорий потенциальных потребителей посредством четкого указания адресатов рекламной информации. Она, наконец, диктует моду, на те или иные товары.

Реклама оказывает многоплановые влияние на человеке, на его представления и оценки. Ее воздействие может носить как прямой, так и косвенной характер. Реклама используется для информирования общества о новшествах, призванных сделать жизнь человека более комфортной и удобной, что связано с созданием новых товаров и услуг. Она может применяться для решения практических задач увеличения прибыли фирмы и для реализации других стратегических маркетинговых целей производителей. Вместе с тем реклама оказывает опосредованное влияние на мнения и поведение людей, на процесс формирования общественного сознания.

Реклама — спутница человека на протяжении всей истории его жизни. Но свое истинное преимущество — многотиражность, способность одновременно воздействовать на численно большие рассредоточенные аудитории, то есть выступать как массовое явление. Она смогла реализовать с возникновением рынка производителей, рынка информационных средств — носителей рекламы и рынка потребителей рекламируемых товаров и услуг. Реклама — это особая форма коммуникации. Процесс коммуникации реализует наиболее общие задачи, такие, например, как информировать общества о событиях и фактах общественной жизни; выработать отношение, заставить человека действовать, чтобы достичь желаемого результата; установить и развивать контакты между людьми; управлять процессом общения. В отличия от этого реклама решает свои собственные задачи. Она призвана создавать заданные образы, убеждать потребителя в необходимости покупки того или иного товара, формировать у него желание купить рекламируемый товар, подталкивать потребителя к совершению покупки товара, продукта или услуги. Подводя итоги вышеизложенному, можно кратко сформировать следующие выводы.

Во-первых, в современным дизайне рекламы, как в Казахстане, так и за рубежом можно выделить наиболее частое использование определенных моделей и символов. В частности, это — символ круга, который используется, как символ солнца, бесконечности, на протяжении всей истории человечества, многочисленными народами, партиями, брендами и т. д., и они имеют глубокие корни своего развития в качестве образов используемых людьми с древних времен.

Во-вторых, в основе дизайна, в том числе, графического дизайна рекламы, практический всегда находится базисный символ, образ, цель. Использование которого в основном — связать рекламные сообщения с коллективным бессознательным целевой аудитории (потребителями рекламного сообщения) Тем самым на потребителя, на его восприятия и поведение оказывается определенные влияние на уровне подсознания.

 

Литература:

 

  1. Головлева Е. Л. Основы рекламы: Учебное пособие. –М.:ЗАО «Издательский Дом «Главбух», 2003. — 272 с.
  2. Пименов П. А. Основы рекламы –М.: Гардарики, 2009. -399 б.
  3. Фрейд.З. По ту сторону принципа удовольствия. Я и оно Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. Я и оно:Пер. С немецского — М:ООО «Издательство АСТ» «Фолио», 2001, — 160с.
  4. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семологию — сыб: «Симпозиум», 2004. — 544с.
  5. Юнг К. Г. Психология бессознательного. — М: «Когито — Центр», 2006. — 352с.
  6. ainalain.kz
  7. www.otuken.kz
Основные термины (генерируются автоматически): реклама, общественная жизнь, потребитель, рекламное сообщение, услуга, болезнь, время, Казахстан, образ, средиземноморский.


Похожие статьи

Атрибутивная картина мира в языке: лингвокогнитивный анализ русских прилагательных, обозначающих запах

Статья посвящена анализу русских перцептивных прилагательных с модусом запаха. В статье делается попытка найти ответ на главный вопрос современной когнитивистики о том, что в этих прилагательных отражено и обобщено, что является референтом данных при...

Проблемы совершенствования инновационного образования и технологии его реализации

To corporate and national culture

Данная работа посвящена рассмотрению корпоративной культуры, а также вопросу особенностей и различий национальной и корпоративной культур.

Массовая коммуникация и ее роль в конструировании прошлого, настоящего и будущего

Криптография: основные сведения

В этой статье рассматриваются основы криптографии, ее различные методы и ее значение для защиты информации в эпоху цифровых технологий.

Роль знаков, символов и мифов в рекламной и PR-деятельности

В данной статье описывается взаимосвязь между символами, знаками, а также мифами и рекламной и PR-деятельностью. Также описываются основные методы воздействия на потребителя через логотип, как символ(знак) определённого бренда.

Использование товарного знака в аудиовизуальном произведении

В статье автор исследует основные проблемы использования товарного знака в аудиовизуальном произведении.

К вопросу о понятии культурного кода в современной гуманитарной науке

The influence of the media on the formation of public opinion

The article considers of what influence does the media have in shaping public opinion.

English composite sentences with introductory «It»

The article discusses the English composite sentences with introductory “it”.

Похожие статьи

Атрибутивная картина мира в языке: лингвокогнитивный анализ русских прилагательных, обозначающих запах

Статья посвящена анализу русских перцептивных прилагательных с модусом запаха. В статье делается попытка найти ответ на главный вопрос современной когнитивистики о том, что в этих прилагательных отражено и обобщено, что является референтом данных при...

Проблемы совершенствования инновационного образования и технологии его реализации

To corporate and national culture

Данная работа посвящена рассмотрению корпоративной культуры, а также вопросу особенностей и различий национальной и корпоративной культур.

Массовая коммуникация и ее роль в конструировании прошлого, настоящего и будущего

Криптография: основные сведения

В этой статье рассматриваются основы криптографии, ее различные методы и ее значение для защиты информации в эпоху цифровых технологий.

Роль знаков, символов и мифов в рекламной и PR-деятельности

В данной статье описывается взаимосвязь между символами, знаками, а также мифами и рекламной и PR-деятельностью. Также описываются основные методы воздействия на потребителя через логотип, как символ(знак) определённого бренда.

Использование товарного знака в аудиовизуальном произведении

В статье автор исследует основные проблемы использования товарного знака в аудиовизуальном произведении.

К вопросу о понятии культурного кода в современной гуманитарной науке

The influence of the media on the formation of public opinion

The article considers of what influence does the media have in shaping public opinion.

English composite sentences with introductory «It»

The article discusses the English composite sentences with introductory “it”.

Задать вопрос