Scientific article considers esthetical quality of adversement and developing process of economical life in public.
Ключевые слова:символ, реклама, информация, коммуникация, технология, ритуал, сознание, культура, товар, услуги, потребитель
Реклама давно уже стала фактором культурной, политической и экономической жизни нашего казахстанского общества. Являясь важным связующим звеном между производителем и потребителем, реклама способствовала развитию общества. Она всегда была одним из важных рычагов, стимулирующих процесс производства, совершенствование выпускаемых товаров, и в этом качестве выступает не только как “двигатель торговли”, но и как своеобразный “двигатель прогресса”. Можно рассматривать рекламу как бизнес, как форму коммуникации, как вид искусства. Феномен свойственный человеческому сообществу, она все же носит уникальный характер, и отдельные ее аспекты в совокупности являются неотъемлемой частью культуры.
Реклама по мере своего формирования воспринимала и отражала особенности культуры в разные периоды истории, характерные черты своего времени, принимая при этом все новые и новые формы и свойственные ей функции. Жизнь общества «замешана» на рекламе. Чтобы быть воспринятыми обществом, правила организации жизни должны быть известны всем. Чтобы стать неоспоримыми, они должны быть запечатлены и переданы новым поколениям на любом доступном материале, будь то камень, кожа животного или бумага. Истоки афиши берут свое начало еще в наскальных рисунках. Описания жизни средиземноморских цивилизаций, в частности Египта, свидетельствует, что так называемая наружная реклама существовала еще в древнейшие времена. История донесла до наших дней подтверждения того, что цивилизации средиземноморского бассейна оставили в письменном виде фундаментальные правила организации общественной жизни. Прототипом же афиши можно считать египетский папирус из Александрии (164 г. до н. э.), который в настоящее время хранится в Лувре. В нем говорится о вознаграждении за поимку двух беглых рабов. К этому виду рекламы можно отнести и официальные сообщения, зафиксированные на деревянных панно в Древней Греции. До наших дней дошла обширная информация о Великой Римской империи, которая позволяет восстановить систему организации наружной рекламы, сравнимую с современной. Во всех римских городах были установлены так называемые альбомы — стены, выбеленные известью, часто богато украшенные, на которые красной или черной краской наносились официальные сообщения, предназначенные для населения. Попытки стереть или повредить эти тексты жестоко наказывались. В то же время на шумных и людных городских улицах расцветала частная реклама, например, театральные афиши с написанными крупными шрифтом именами актеров, а зачастую и с рисунками отдельных сцен из спектаклей. Об этом свидетельствуют фрагменты разрушенных землетрясением стен древнего Помпеи. Сама история развития рекламы, по мнению специалистов уходит в глубь веков и зачатки рекламных объявлений найдены уже на древних папирусах. Предшественники журналистов — шпильманы, глашатаи, проповедники, муллы — первые специалисты в области налаживания общественных связей.
В своей основе реклама — это экономическое явление. Она имеет самый широкий социальный контекст и проявляется во всех многообразии социальных связей: экономических, политических, религиозных и т. д.
Она выполняет экономические задачи, стоящие перед производителем или продавцом товаров и услуг, влияет на экономические решения, принимаемые потребителем, и является неотъемлемой частью экономической системы. Реклама не просто инструмент рыночных отношений, но и значительная по своим масштабам часть экономики индустриально развитых стран. Ее экономическая функция выражается в информировании о товаре или услуге, их популяризации, повышении спроса и товарооборота. Реклама способствует росту уровня потребления, поддерживая внимания и интерес основных групп потребителей к рекламируемому продукту. Она влияет на распределение расходов потребителей, улучшая положение в секторах экономики, инвестирующих значительные средства в рекламу. Прежде всего — это функция информирования общества о товарах и услугах. В связи с очевидным многообразием возможностей, которые открываются перед ней в силу ее специфики, реклама в обществе выполняет ряд важных функций, о которых немало связано в работах известных зарубежных, российских и отечественных ученых и исследователей.
Сегодня реклама становится одним из самых распространенных видов информации и коммуникации. По мнению одного из ведущих рекламистов Жака Сегела, «на пороге третьего тысячелетия общества потребления, характеризующее нынешний век, превращается на наших глазах в общество пользователей информации. Именно информации станет своей разной валютой будущего, в котором коммуникация будет основным видом деятельности. Изобретение телефона, телевизора, компьютера — краеугольные моменты в истории создания мира коммуникации. Именно они станут основными масс-медиа следующего тысячелетия. Уже сегодня формируются условия для осуществления процесса коммуникации как в режиме on-line, так и виртуально. Реклама в будущем мире займет свое достойное место. Ведь она всегда отражает состояние души народа, его психологию, менталитет. Реклама — это своеобразный перископ, через который мы можем смотреть в ближайшее будущее с его новыми продуктами, услугами». [1]
Классические труды в таких областях знаний, как философия социология и психология, широко рассматриваются в современном контексте развития маркетинга и рекламы. Особый интерес в настоящее время вызывает вопрос изучения влияния символов и архетипов в рекламе, потому что в основе логотипа любой организации или рекламного графического сообщения лежит знак или символ.
Важную роль в развитии изучения психологических аспектов человека, в том числе в восприятии рекламного сообщения, сыграли труды как самого основателя психоанализа З.Фрейда [2]. Однако в контексте дизайна рекламы аспекта коллективного бессознательного стали рассматриваться не так давно. Важно отметить, что специальной литературы, посвященной анализу связи рекламного сообщения с коллективным бессознательным, крайне мало. Одним из первых, кто попытался проанализировать значение использование знаков и символов в рекламе, стал итальянский профессор лингвистики У. Эко (UmbertoEko) [3]
Отметим, что общий объем мирового рынка мобильной рекламы составит почти $16 млрд. в этом году. Хотя Google пока является на нем безоговорочным лидером, активно развиваются в этом направлении и социальные сети Facebook, и Twitter. Все компании на рынке находятся в поиске монетизации своих сервисов.
Реклама распространяет социальные ценности. Она способствует формированию стиля жизни, стереотипов, которые отражают культурные особенности стран и народов. Реклама — отражение жизни той или иной страны. Известный американский историк Д.Бурстин, как бы подтверждая эту мысль, писал: «Покажите мне рекламу той или иной страны, и я вам все же скажу об этой стране». Реклама является отражением культурно-исторических традиций страны.
Созданная в 2001 году компания RaimbekAgro стало ведущим производителем ультра пастеризованного молока в Республике Казахстан. Молоко и молочные продукты компании высоко ценят во всех регионах страны за вкус и качество.
В традициях тюркского шаманизма есть ритуал обхода целителя вокруг больного человека, смысл этого ритуала в переносе, переселении «болезни» с больного на другую вещь или существо. Шаман, двигаясь по кругу вокруг больного, берет его болезнь на себя. Поэтому у казахов есть поверье, что нельзя делать круг вокруг дома или человека, потому что болезнь кого-то из находящихся в доме или конкретного человека могут перейти к совершившему круговой обход. Такой обход по кругу мог совершать лишь чадолюбивый человек, с тем, чтобы взяв на себя болезнь, вылечить своего ребенка или хотя бы облегчить его страдания. Это добровольная жертва ради спасения своего ребенка, слово «айналайын» (от казахского озн. «да буду я жертвой за тебя»), означает готовность к самопожертвованию ради любимого человека. Владеющие могуществом шаманы лечили болезнь таким образом; с одной стороны, их могущество позволяло рассеять болезнь, взятую на себя, с другой стороны, целительство являлось для них долгом человеколюбия. Таким образом, если движение в этом ритуале изобразить с помощью схемы, в основе которой лежит знак «абак» то пограничная точка «М» на окружности — это место переселения болезни, а центральная точка «К» — «местонахождение болезни». Основная идея состоит в том, чтобы переселить болезнь из точки «К»в точку «М». То есть, точка «М» становится ипостасью, копией эманацией точки «К». В этом смысле точка «М» выполняет функцию границы, двери при переходе из одного измерения в другое, из одного мира в другой.
Рекламу можно рассматривать как специфическую форму пропаганды. Внедряя в сознание людей определенные ценности, реклама пропагандирует опирающийся на эти ценности образ жизни. Она оказывает влияние на наше отношение к себе и окружающей среде. Реклама всегда была одним из самых эффективных каналов социологической пропаганды. Она умышленно игнорирует непривлекательные стороны жизни. В основе ее — идея благополучия, благоустроенный быт, счастливая семья. При сравнении образов жизни человек может самостоятельно сделать вывод о преимуществах того или иного социального строя и ориентироваться на его ценности.
Образовательная функция рекламы заключается в том, что по мере появления новых товаров, которые являются результатом технических и технологических открытий, она знакомит потребителей с правилами пользования этими новшествами. В процессе рекламной коммуникации она формирует представления о нормах и правилах поведения людей в различных ситуациях и, таким образом, выполняет задачу социализации, приобщения человека к общественной жизни. Более того, часто она задает модели поведения представителей различных слоев общества и категорий потенциальных потребителей посредством четкого указания адресатов рекламной информации. Она, наконец, диктует моду, на те или иные товары.
Реклама оказывает многоплановые влияние на человеке, на его представления и оценки. Ее воздействие может носить как прямой, так и косвенной характер. Реклама используется для информирования общества о новшествах, призванных сделать жизнь человека более комфортной и удобной, что связано с созданием новых товаров и услуг. Она может применяться для решения практических задач увеличения прибыли фирмы и для реализации других стратегических маркетинговых целей производителей. Вместе с тем реклама оказывает опосредованное влияние на мнения и поведение людей, на процесс формирования общественного сознания.
Реклама — спутница человека на протяжении всей истории его жизни. Но свое истинное преимущество — многотиражность, способность одновременно воздействовать на численно большие рассредоточенные аудитории, то есть выступать как массовое явление. Она смогла реализовать с возникновением рынка производителей, рынка информационных средств — носителей рекламы и рынка потребителей рекламируемых товаров и услуг. Реклама — это особая форма коммуникации. Процесс коммуникации реализует наиболее общие задачи, такие, например, как информировать общества о событиях и фактах общественной жизни; выработать отношение, заставить человека действовать, чтобы достичь желаемого результата; установить и развивать контакты между людьми; управлять процессом общения. В отличия от этого реклама решает свои собственные задачи. Она призвана создавать заданные образы, убеждать потребителя в необходимости покупки того или иного товара, формировать у него желание купить рекламируемый товар, подталкивать потребителя к совершению покупки товара, продукта или услуги. Подводя итоги вышеизложенному, можно кратко сформировать следующие выводы.
Во-первых, в современным дизайне рекламы, как в Казахстане, так и за рубежом можно выделить наиболее частое использование определенных моделей и символов. В частности, это — символ круга, который используется, как символ солнца, бесконечности, на протяжении всей истории человечества, многочисленными народами, партиями, брендами и т. д., и они имеют глубокие корни своего развития в качестве образов используемых людьми с древних времен.
Во-вторых, в основе дизайна, в том числе, графического дизайна рекламы, практический всегда находится базисный символ, образ, цель. Использование которого в основном — связать рекламные сообщения с коллективным бессознательным целевой аудитории (потребителями рекламного сообщения) Тем самым на потребителя, на его восприятия и поведение оказывается определенные влияние на уровне подсознания.
Литература:
- Головлева Е. Л. Основы рекламы: Учебное пособие. –М.:ЗАО «Издательский Дом «Главбух», 2003. — 272 с.
- Пименов П. А. Основы рекламы –М.: Гардарики, 2009. -399 б.
- Фрейд.З. По ту сторону принципа удовольствия. Я и оно Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. Я и оно:Пер. С немецского — М:ООО «Издательство АСТ» «Фолио», 2001, — 160с.
- Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семологию — сыб: «Симпозиум», 2004. — 544с.
- Юнг К. Г. Психология бессознательного. — М: «Когито — Центр», 2006. — 352с.
- ainalain.kz
- www.otuken.kz