В статье рассматривается внешнеторговая политика как одна из важнейших составляющих экономической безопасности государства. В работе проанализированы основные источники формирования федерального бюджета РФ.
Ключевые слова: внешнеторговая политика, экспорт, импорт, экономическая безопасность.
Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней экономической политикой государства и направлена на формирование условий для социально-экономического развития страны, повышение конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке, обеспечение экономической безопасности государства.
Рис. 1. Структура доходов федерального бюджета в 2013 г. (млрд. руб.)
Экономическая безопасность — это состояние какого-либо субъекта, характеризующаяся наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем. Она включает в себя следующие аспекты:
1) сохранение платежеспособности;
2) планирование будущих денежных потоков экономического субъекта;
3) безопасность занятости.
Таким образом, на макроэкономическом уровне одним из индикаторов экономической безопасности России является состояние федерального бюджета РФ, а точнее динамика его доходной части, т. к. именно из этих средств происходит финансирование социальных обязательств России, национальной безопасности и системы охраны правопорядка, науки и образования, а также субсидирование различных отраслей экономики.
Рассмотрение источников формирования федерального бюджета России (рис. 1) выявило сильную зависимость доходной части от развития внешнеэкономических связей (56 % доходной части федерального бюджета РФ в 2013 г.).
Таким образом, формирование и реализация внешнеторговой политики должны осуществляться с учетом фактора экономической безопасности РФ.
Для обеспечения экономической безопасности России руководством страны предпринимаются усилия по выводу государства на новые условия осуществления внешнеэкономической деятельности. Это особенно это важно в условиях санкций, введенных некоторыми странами ЕС и США против России, и ответного эмбарго, что не могло не отразиться на состоянии внешнеторгового баланса и неизменно приведет к уменьшению поступлений в доходную часть федерального бюджета РФ, а также может привести к снижению уровня экономической безопасности [1, 2].
В связи с этим, разработан комплекс мероприятий по созданию условий наибольшего благоприятствования развитию внешнеторговых отношений. С этой целью в рамках обеспечения экономической безопасности осуществляются две дорожные карты (планы мероприятий) — «Совершенствование таможенного администрирования» и «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта».
Проект «Совершенствования таможенного администрирования» призван облегчить порядок перемещения товаров через таможенную границу. Предлагается сделать порядок совершения таможенных операций более простым, быстрым, прозрачным, и менее затратным с одновременным повышением эффективности таможенного контроля за счет внедрения новой модели таможенного оформления, предусматривающей расчет и уплату таможенных платежей после выпуска товаров под надежные финансовые гарантии и смещение таможенного контроля на этап после выпуска товаров.
«Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» направлена на обеспечение успешного продвижения российского несырьевого экспорта на рынки зарубежных стран, что, с вою очередь, будет способствовать диверсификации экспорта, повышению его вклада в модернизацию отечественной экономики, обеспечению устойчивого хозяйственного роста.
Присоединение России к ВТО и создание Единого экономического пространства определяют новые горизонты внешнеэкономической деятельности и одновременно предъявляют новые требования к качеству государственного регулирования и институтам развития, а также предъявляют новые требования к обеспечению экономической безопасности.
При этом, с целью сохранения функции контроля в рамках реализации мер по обеспечению экономической безопасности (при наибольшем благоприятствовании внешнеторговым связям) развивается система управления рисками (СУР), основные цели и перспективы которой отмечены в Приказе ФТС № 1385 от 18 июля 2014 г. в отношении Решения коллегии ФТС России от 29 мая 2014 г. «О современном состоянии и перспективах развития системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации».
Целью системы управления рисками (СУР) является создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля. Именно СУР в совокупности с другими компонентами входит в систему по защите экономических и национальных интересов России.
Итак, стратегической целью таможенной службы Российской Федерации является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования.
Литература:
- Электронный ресурс: http://www.customs.ru/
- Коварда В. В. Взаимосвязь и взаимообусловленность внешнеторговой и внутренней политики России [Текст] / В. В. Коварда // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 431–437.