Учитывая возросшие размеры проявления и масштабы распространения коррупционных действий, подрывающие как экономический потенциал государства, так и доверие граждан к органам государственной власти, созрела реальная необходимость принятия неотложных и действенных мер по борьбе с этими негативными явлениями. Коррупцией на сегодняшний день поражены практически все сферы общественной жизнедеятельности и уровни социальной действительности. Злоупотребления вошли в нашу повседневную жизнь как должное явление, тем самым, становясь нормой жизни и заменяя в общественном сознании такие добродетели, как долг, честь и достоинство. Государство при этом несет колоссальный и невосполнимый ущерб в виде потери репутации, как правового и культурного центра общественной организации, а также упущенных экономических возможностей. Результатом заражения системы государственной власти и частного бизнеса вирусом коррупции является всё возрастающее отставание по многим ключевым параметрам в социально-экономическом развитии от ведущих мировых лидеров. [1]
Для того чтобы переломить сложившуюся тенденцию внутриэкономической деструкции и морально-психологической деградации общества, и направить ее на неуклонный экономический рост, повышение уровня правосознания и морально-нравственной ответственности граждан, необходимо использовать весь арсенал экономических средств и идеологических возможностей, тем самым, создавая материальный заслон и морально-психологический барьер против наслоения своекорыстных интересов должностных лиц на исполнение ими служебных обязанностей. Индикатором создания таких социально-экономических условий будет служить осознание каждым субъектом экономической деятельности того, что переступание этого своеобразного барьера автоматически влечет за собой потерю чести, достоинства и деловой репутации, утрату которых не в состоянии восстановить и компенсировать никакая сила, обладающая материальными, административными и иными ресурсами. Работа в этой области должна быть комплексной, последовательной и принципиальной, направленной на достижение главной цели — устранение обстоятельств, способствующих совершению злоупотреблений и создание условий, при которых любое противоправное действие с использованием служебного положения, расценивалось самим обществом как вопиющее нарушение общественной морали и норм права.
Главной особенностью и отличительной чертой предлагаемых мероприятий является их превентивный характер воздействия, т. е. предупреждение совершения коррупционных действий и злоупотреблений на стадии их возникновения (борьба с причинами, а не со следствием), путем встраивания контрольных функций во все процессы взаимодействия субъектов экономической деятельности и на всех этапах их осуществления. [2]
Исходя из множественности причин возникновения коррупционной деятельности в системе общественных отношений, среди которых можно выделить экономические, организационные (институциональные) и социально-культурные факторы, работа по их профилактике, а в случае возникновения — локализации и последующему устранению, должна проводиться в едином правовом и идеологическом пространстве. Действия должны быть согласованными, затрагивать все сферы общественной жизнедеятельности, и направлены, как на повышение престижности государственной службы и материального стимулирования служащих, так и на развитие деятельности неправительственных организаций, гражданского самоуправления и контроля.
- Экономическая сфера. Главной целью антикоррупционной политики в экономической сфере является совершенствование технологического процесса взаимоотношений субъектов экономической активности и техническое перевооружение его функционального сопровождения.
Одной из наиболее эффективных мер в области противодействия распространению коррупционных проявлений в обществе и злоупотреблению служебными полномочиями в системе государственного управления, видится инновационное развитие банковско-финансового сектора экономики, а именно — совершенствование системы денежного обращения и расчетного обслуживания субъектов экономической деятельности, а также создание эффективного контроля за ее функционированием. В рамках этой задачи предусматривается постепенный переход от налично-денежных форм расчетов к полному применению безналичных платежных инструментов оплаты товаров, услуг и др., т. е. последовательная трансформация расчетно-кассовой системы, основанной на налично-денежном обращении, в высокотехнологичную электронно-расчетную систему.
Главным преимуществом данной инновации является подконтрольность и оперативность проведения всех расчетных операций в рамках этой системы, т. е. контрольные функции будут встраиваться в сам процесс расчетов, что существенно снизит уровень взяточничества и казнокрадства на всех этапах его осуществления. Наряду с этим, реализация этого проекта стимулирует развитие высоких технологий в области расчетного обслуживания населения, а именно разработке и внедрению средств электронных платежей и многофункциональных терминалов для их осуществления, что в свою очередь, является серьезным шагом к реструктуризации всей экономики и переводе ее на инновационный путь развития.
Прежде чем приступить к реализации этого проекта, необходимо создать адекватную данной задаче систему безопасности и защиты информации, которая сможет максимально обеспечить надежность, конфиденциальность и бесперебойность осуществления расчетных операций.
- Организационно-правовая сфера. В этой сфере деятельности основными задачами в рамках проведения единой антикоррупционной политики государства, являются следующие задачи. Повышение эффективности государственного управления и укрепление антикоррупционного иммунитета органов государственной власти через механизм периодического обновления руководящего состава структурных подразделений исполнительной власти. Снижение влияния государственного аппарата на деятельность частного бизнеса и граждан путем сокращения полномочий чиновников и расширения доступа населению к получению необходимых благ. Усиление роли общественного контроля за деятельностью всех ветвей государственной власти.
Одним из эффективных средств по противодействию злоупотреблений служебным положением представителей органов государственной власти является, прежде всего, продуманная и взвешенная кадровая политика. В рамках решения этой задачи представляется целесообразным проведение следующих мероприятий:
Во-первых, создание на региональном уровне ротационной системы для руководящего состава всех структурных подразделений исполнительной власти, а также государственных предприятий и организаций, находящихся как в федеральной, так и в муниципальной собственности (средний период ротации — 2 года). При назначении на руководящие должности необходимо руководствоваться оценкой профессиональных и морально-психологических качеств должностных лиц (на соответствие предъявляемым требованиям), а также приверженности выполнению поставленных задач и достижению намеченных целей, продиктованных государственными интересами и сформулированных в единой государственной политики. При этом следует исключить из системы практику назначения должностных лиц, основанную на личной преданности и заинтересованности, т. к. на первый взгляд это является мощным фактором для создания сплоченной команды, но в последующем превращается в источник коррупции и рассадник злоупотреблений, где царит круговая порука и покровительство групповых интересов. Так или иначе, это приводит, в конечном счете, к деструктивным процессам, угрожающим целостности всей структуры власти: противоборству внутри команды и доминированию своекорыстных интересов отдельных личностей над решением государственных задач, тем самым нанося серьёзный ущерб государству. [3]
Во-вторых, формирование унифицированной системы оценок результатов деятельности региональных руководителей и глав муниципальных образований, на основе реальных статистических данных и макроэкономических показателей развития возглавляемых ими субъектов; социологических опросов населения об эффективности работы региональных и местных органов власти, проводимыми независимыми центрами изучения общественного мнения; заключения региональных общественных палат об уровне коррупции, соблюдении законности и правопорядка, культурно-нравственном развитии общества и этической оценке власти.
Другим не менее важным шагом в системе антикоррупционных мер является объединение всех профильных контролирующих органов в единую структуру, в функциональные обязанности которой входило бы осуществление надзора за деятельностью всех субъектов экономических отношений. В рамках этой задачи Правительству, как главному органу исполнительной власти, отводится роль регулятора экономических отношений, а контроль за их качеством, т. е. соблюдением субъектами экономики установленных правил и требований закона, должен осуществлять независимый от Правительства орган с соответствующими полномочиями (прообраз Счетной палаты). Для этого необходимо систематизировать стандарты и нормативные требования в единую систему оценок по видам финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов. [4]
Таким образом, появится реальная возможность объективно оценивать социально-экономическое положение в стране путем анализа и сопоставления экспертных официальных данных и информации общественных организаций (в т. ч. результаты социологических опросов, статистические показатели независимых экспертов и международные оценочные индексы) по уровню и масштабам распространения коррупции.
- Культурно-информационная сфера. Экономические и организационно-правовые аспекты антикоррупционной деятельности, выраженные в материальном стимулировании государственных служащих и применении адекватных мер наказания за нарушение ими требований закона, а также проведение всевозможных политических акций и мероприятий, являются необходимым, но недостаточным условием для предотвращения коррупции. В этом контексте немаловажным фактором является повышение морального и культурно-образовательного уровня граждан, через воспитательно-просветительскую деятельность и идеологическую работу.
Для повышения эффективности и результативности антикоррупционных мероприятий, в дополнение к принятию законодательных инициатив по борьбе с коррупцией, представляется целесообразным введение этических стандартов для государственных служащих и представителей бизнес сообщества, которые наряду с нормативно-правовыми актами регламентировали бы деятельность субъектов экономики в производственном процессе и в сфере оказания услуг. В конечном виде эта модель должна представлять собой единую систему морально-правовых норм, выраженную в синтезе понятий верховенства закона и нравственности. [5]
Главными критериями для оценки деятельности государственных служащих и топ-менеджеров частных компаний, призваны стать порядочность, ответственность и профессионализм, основанный на высокой квалификации, и который в свою очередь, состоит из трех основных качеств: чувства долга, творческого подхода к выполнению поставленных задач и чувства гуманизма к окружающим. Если условно разделить субъектов экономической деятельности по видам собственности, то для субъектов частной собственности этими правилами могут стать корпоративная этика, а для субъектов государственной собственности — кодекс поведения государственного служащего.
Помимо этого, необходимо проводить постоянную информационно-просветительскую работу с населением по разъяснению основных положений и требований законодательных актов, о необходимости их уважения и соблюдения в своей жизнедеятельности, а также о правовых возможностях граждан при взаимодействии с представителями органов государственной власти. Для реализации намеченных целей необходимо задействовать как информационный, так и идеологическо-пропагандистский ресурсы, тем самым, возводя «мосты доверия» между властью и обществом. Так, например, при обращении граждан в любой уполномоченный орган государственной власти необходимо сделать естественной практикой предоставление исчерпывающей информации ответственным сотрудником обратившемуся лицу о его основных правах и вариантах оптимального правового решения возникающих проблем, т. е. взаимоотношения государственных служащих с населением должны строиться на основе поведенческого трансполирования (делай так, как бы ты хотел, чтобы к тебе отнеслись, окажись ты на месте другого).
Литература:
- Астанин В. В. Коррупция и борьба с ней в России XVI — XX веков: диалектика системного подхода. — М.: Омега-М, 2003. — С. 74.
- Яковенко С. В. Антикоррупционный мониторинг организации экономического сотрудничества и развития: публично-правовой аспект организации противодействия криминальным формам коррупции //Административное и муниципальное право. 2014. № 6. — С. 35.
- Макарова Т. Ю. Развитие представлений о коррупции как системном явлении //Юридические науки. 2014. № 3. — С. 64.
- Вилиева С. Ш. Инструменты противодействия коррупции //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. 2012. № 7. - С. 65.
- Бидова Б. Б. Антикоррупционный мониторинг в государственной политике противодействия коррупции в России Бидова Б. Б. Наказание в виде ареста в современном уголовном законодательстве СНГ и зарубежных стран [Текст] / Б. Б. Бидова // Молодой ученый. — 2015. — № 21