Антикоррупционный мониторинг: научные основы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 03.11.2015

Статья просмотрена: 254 раза

Библиографическое описание:

Ахъядов, Э. С. Антикоррупционный мониторинг: научные основы / Э. С. Ахъядов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 551-553. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23025/ (дата обращения: 18.12.2024).



 

Современные международные инициативы в сфере противодействия коррупции связаны с развитием институциональных механизмов слежения за исполнением конвенционных антикоррупционных требований. Такие механизмы созданы в контексте требований основополагающих международных правовых документов, регулирующих вопросы противодействия коррупции. Наряду с этим активно развиваются независимые контрольные механизмы оценки состояния дел в сфере противодействия коррупции на национальном уровне, которые осуществляют международные неправительственные.

Проводимые как международными, так и неправительственными структурами антикоррупционные исследования, не только имеют неодинаковый методологический аппарат, объекты, цели и задачи специального познания, но и разнятся по субъектному экспертному обеспечению. Содержание исследований, обусловленных международно-правовыми обязательствами России, носит прагматический характер планового учета конвенционных требований с позиции их имплементации в национальное законодательство и практику правоприменения.

Наряду с этим считается целесообразным проведение на регулярной основе нравственно-правовой учебы во всех трудовых коллективах структурных подразделений исполнительной власти, направленной на повышение уровня правосознания государственных служащих и развитие морально-волевых качеств, для дальнейшего руководства и применения в своей профессиональной деятельности.

В качестве одной из действенных мер по культурно-нравственному воспитанию подрастающего поколения предлагается включение в учебные программы всех общеобразовательных учреждений обязательного предмета изучения — Этики поведения в обществе, с зачетной системой оценки, основанной на практическом применении полученных знаний в сценарном проецировании различных ситуаций. [1]

Неспособность власти эффективно противодействовать коррупционным проявлениям в общественной жизнедеятельности наиболее остро проявляется на нерешенности многих социальных проблем. В этом аспекте распространение коррупции негативным образом отражается на состоянии безопасности и правопорядка, качестве медицинского обслуживания и образования, социального и пенсионного обеспечения граждан, тем самым, усиливая социальную напряженность в обществе. Одной из основных причин сложившейся неблагоприятной ситуации является несправедливое перераспределение доходов населения из-за недифференцированности ставок по налоговым платежам, косвенно дающих возможность уклонения от уплаты части налогов наиболее обеспеченной категории граждан, тем самым, перекладывая налоговое бремя на малоимущих людей. Вследствие этого, происходит расслоение общественной структуры и увеличение разрыва между уровнем доходов различных категорий граждан. Другим существенным фактором, характеризующим социальные негативные последствия коррупции, является нечестная конкуренция в сфере бизнеса, проявляемая в лоббировании интересов отдельных экономических субъектов, обладании ими определенными льготами и преференциями. [2]

В этом контексте, для выравнивания сложившейся ситуации необходимо создать равные условия ведения бизнеса (правила игры) для всех участников предпринимательской деятельности, а также равные возможности получения жизненных благ для всех категорий граждан, т. е. равенство должно достигаться исключительно в обладании качественных характеристик (свободы и ответственности, прав и обязанностей). А среди количественных показателей (абсолютных и относительных) — действовать принципы сбалансированности, соразмерности и пропорциональности.

В свете нерешенности многих социальных проблем семей государственных служащих (обеспеченности жильём, потребности в качественном медицинском обслуживании и хорошем образовании, проведения досуга и отдыха) и в целях избежания возникновения «конфликта интересов» (т. е. личных интересов работников и служащих органов власти с интересом государственным), необходимо создать благоприятные социально-экономические условия для данной категории граждан, тем самым, обеспечивая добросовестное выполнение служебных обязанностей. На сегодняшний день представители органов государственной власти во многом ограничены в возможностях решения своих жизненных проблем из-за недостаточно высокого уровня доходов, что создает благоприятную почву для возникновения всевозможных злоупотреблений при выполнении служебных обязанностей. Не каждый рядовой сотрудник в состоянии себе позволить взять кредит в банке на условиях, предлагаемых ему кредитной организацией. [3]

Исходя из этого, одним из способов решения вышеназванных проблем и формирования соответствующих условий, который исходит по своей сути из других сфер жизнедеятельности, видится расширение правовых возможностей доступа государственных служащих к получению материальных благ, при одновременной его чёткой регламентации. Для этих целей следует создать единый Центр по предоставлению кредитных ресурсов данной категории граждан на различные нужды (ипотечное и потребительское кредитование, кредиты на образование и другие цели). Он может быть реализован в форме Федерального Кредитного Агентства, как одного из структурных подразделений исполнительной власти и подотчетного Председателю Правительства РФ. Естественным вытекающим из этого основанием будет являться введение ограничений для государственных служащих по получению услуг кредитного характера в других кредитных организациях. Таким образом, будут созданы единые условия для кредитования государственных служащих, с равноустановленной и фиксированной процентной ставкой за пользование кредитными ресурсами для всех категорий служащих, но при этом срок погашения ссудной задолженности привязывается к суммарному доходу (обратно пропорционален денежному довольствию и заработной плате), т. е. регулирует размер ежемесячных платежей по уплате основного долга в зависимости от уровня доходов должностных лиц. [4]

Это существенно снизит коррупционный риск, проявляемый в виде субсидирования и льготного кредитования частным бизнесом жизненных потребностей представителей власти в обмен на оказание определенных видов услуг. Вместе с этим, вышеназванная мера станет одной из своеобразных форм инвестирования бюджетных ресурсов в решение социальных проблем, развитие реального сектора экономики и инфраструктуры. Для этих целей будут закладываться необходимые средства в соответствующую расходную часть бюджета, которая в последствие будет самофинансироваться из доходов от погашения суммарной ссудной задолженности и уплаты процентов, тем самым, предоставляя возможность расширения спектра и объемов кредитования. Также это будет служить одним из действенных экономических инструментов денежно-кредитного регулирования, наряду с эффектами решения социальных проблем.

Подводя итог вышеизложенному можно сделать вывод о том, что эффективность антикоррупционных мер будет во многом зависеть от политической воли властных структур к неуклонному претворению в жизнь основных идей и принципов противодействия коррупции, а также от готовности общества принять активное участие в этом процессе и взять за основу в своей жизнедеятельности соблюдение этических норм и требований закона.

Анализируя возможные эффекты возникновения от реализации предлагаемой антикоррупционной политики государства, становится очевидным её инновационная направленность. Наряду с этим, главными достоинствами основных мероприятий в этой области являются их широкий спектр применения, затрагивающий все сферы общественной жизнедеятельности; систематизация антикоррупционных мер и использование комплексного подхода при их осуществлении, подразумевающего согласованность и чёткую координацию действий; создание многоуровневой системы контроля за деятельностью органов государственной власти и встраивание контрольных функций в процесс ее взаимодействия с бизнесом.

Негативным же фактором, влияющим на ухудшение антикоррупционного климата в стране, является закостенелость бюрократической системы и чиновнического аппарата, не способного самостоятельно, без радикальных мер, трансформироваться в передовой отряд по борьбе со злоупотреблениями власти, тем самым на собственном примере, показывать приверженность провозглашенным принципам. Ещё одним проблемным аспектом является разрушение духовно-нравственных устоев и ценностей в общественном сознании, ведущее к деградации основ человеческих взаимоотношений. [5]

Для эффективного проведения антикоррупционной политики государства и получения положительных результатов от предпринимаемых действий в этой области предлагается осуществить следующие мероприятия:

  1.                Провести экспертную оценку предлагаемым алгоритмам решения задач противодействия коррупции.
  2.                На основе сформулированных антикоррупционных мер выработать действенные механизмы реализации поставленных задач в рамках проведения антикоррупционной политики государства.
  3.                Создать законодательную основу для эффективного проведения антикоррупционной политики государства.
  4.                Возвести в ранг доктрины политику государства по борьбе с коррупцией, придать ей соответствующий статус и сделать одним из руководящих принципов социально-экономического развития страны.
  5.                Образовать специальное ведомство по противодействию коррупции, отвечающее за проведение антикоррупционной политики государства.
  6.                Повысить общественную осведомленность о правовых возможностях граждан применения всех доступных средств и ресурсов воздействия на власть, в рамках государственной политики противодействия коррупции.

Только в едином тандеме «государство и общество» можно победить коррупционного монстра и укрепить иммунитет против его деструктивного воздействия на общественный организм. О способности разрешить эту злободневную дилемму свидетельствуют многочисленные факты и примеры из славной истории нашей государственности. В самые сложные периоды развития нашего общества, люди объединяли свои усилия и консолидировались в единую монолитную общественную структуру, которая эффективно решала и более сложные задачи социально-экономического развития и предотвращала любые угрозы нашей национальной безопасности.

 

Литература:

 

  1.                Бидова Б. Б. Институциональное обеспечение национальной системы антикоррупционного мониторинга [Текст] / Б. Б. Бидова // Молодой ученый. — 2015. — № 21.
  2.                Газимзянов Р. Р. Историко-криминологическое исследование противодействия коррупции в России с XVI века по настоящее время //Следователь. 2014. № 6. — С. 46.
  3.                Астанин В. В. Коррупция и борьба с ней в России XVI-XX веков: диалектика системного подхода. — М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. — С. 124.
  4.                Черкашина Е. А. Коррупция в России: причины возникновения и методы борьбы. — Уфа: Лето, 2014. — С. 77.
  5.                Астанин В. В. Организованная коррупция и реагирование на нее. — М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 2012. — С. 23.
Основные термины (генерируются автоматически): антикоррупционная политика государства, категория граждан, государственная власть, исполнительная власть, мера, общественная жизнедеятельность, противодействие коррупции, сфера противодействия коррупции, уровень доходов, эффективное проведение.


Задать вопрос