В статье раскрываются современные технологии воспитательной работы классного руководителя, способствующие развитию творческой индивидуальности младших школьников.
Ключевые слова: технологии, планирование социальное проектирование, модель воспитания.
Создает человека природа, но развивает и образует его общество.
В. Г. Белинский
Включение детей в новый, необычайно привлекательный для них вид деятельности — учение — делает школу центром жизни ребенка. Школа для младшего школьника, особенно на первых порах, — это, прежде всего учитель, который учит его, оценивает его успехи, приходит на помощь при неудачах. Сверстники ещё не играют значительной роли при определении того, что хорошо и что плохо, общественное мнение как регулятор поведения и взаимоотношений между детьми только формируется. Самооценка развита недостаточно, ученик не может еще самостоятельно оценить свои возможности и результаты усилий. Все это может сделать взрослый, и, прежде всего учитель, который выступает высшим авторитетом во всех делах. Учителя начальных классов как классные руководители работают в особых условиях с детьми от 6-ти до 10-ти лет. Введение ФГОС потребовало от нас огромной работы. Наше методическое объединение работало по теме «Развитие творческой индивидуальности обучающихся»
Перед собой мы поставили цель, этого оказалось мало.
Учебный процесс стал более результативным, а воспитательный процесс оставался на прежнем уровне.
В соответствии с нормативно правовыми документами мы стали использовать современные технологии в воспитательной работе.
Перед классным руководителем стоит одна из важных задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника.
А передо мной, как руководителем МО, встал вопрос какие механизмы обеспечивают реализацию воспитательной работы составляющей ФГОС?
В качестве базовой для реализации воспитательной деятельности я использовали следующую организационную модель, которая исходя из задач, форм и содержания воспитательной деятельности включает следующие компоненты:
воспитательный план образовательного учреждения, а именно через часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные исследования и т. д.);
дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
воспитательные программы преподавателей;
система воспитательной работы;
классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т. д.);
Учителем начальных классов разработана и обобщена «Воспитательная система класса». Мною разработана программа «Здоровым быть модно» по формированию здорового образа жизни детей.
Наши классные руководители предусматривают новые этапы в развитии личности младшего школьника и постоянно изменяют содержание и формы работы с детьми. В чем же заключается воспитательная деятельность классного руководителя? Это прежде всего забота о здоровье детей, создание благоприятной эмоциональной обстановки в детском коллективе, организация свободного времени детей, изучение их индивидуальных особенностей, оказание помощи семье в воспитании ребенка.
Что и привело к выводу: основная задача планирования — так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя и применять свои знания в практической деятельности.
Опыт показал, что обучение и воспитание-это два взаимосвязанных процесса. Их нельзя разрывать. Процесс воспитания сложнее и труднее, чем обучение, он требует от педагога более тонкого подхода к ребенку.
Это процесс постоянного творчества, где учитель должен свои знания и опыт применять к постоянно меняющимся педагогическим ситуациям. Ведь результаты воспитания обнаруживаются со временем, их нельзя заметить сразу. Поэтому труднее определить допущенные просчеты и упущения в воспитании. Для успешного проведения воспитательной работы учитель развивает в себе постоянное стремление самому учиться, расширять и углублять свои знания. Он должен уметь следить за развитием своих учеников, их ростом, проникать во внутренний мир ребенка, понимать его мысли и переживания, мотивы поступков, подходить к каждому ребенку с оптимистической перспективой. Я пришла к выводу, что это возможно, лишь тогда, когда ребенок видит в учителе своего друга, единомышленника, если учитель может пережить с ним радость победы и горечь неудач.
Практика показала, что учитель знающий, но недобрый, не справедливый может вызвать у ребенка нелюбовь к школе, нежелание ее посещать, страх перед таким учителем заставляет детей лгать, быть неискренними. И потребуется много, много встреч с другими людьми, непохожими на такого учителя, чтобы изменить складывающиеся отношения к школе, к людям.
С этой целью практикуем внедрение современных технологий в воспитательный процесс, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях.
Современные технологии позволяют нам разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками и их родителями.
В рамках методической темы работаем над вопросами:
1. Как поддержать интерес обучающихся к классным часам, внеклассным мероприятиям в условиях современной школы?
2. Как повысить мотивацию и вовлечь обучающихся в активную внеурочную деятельность?
3. В какой форме проводить родительские собрания, чтобы родители не потеряли желание посещать школу?
4. Как остаться педагогическим грамотным специалистом, способным научить и воспитать ребёнка, когда современные дети понимают в компьютерных технологиях лучше, чем классные руководители?
В настоящее время учителя нашего МО успешно используют следующие технологии, которые согласно ФГОС применяются как в учебной, так и воспитательной работе. Это:
технология проектного метода;
личностно-ориентированная технология;
технология здоровьесберегающая;
технология игры;
технология развития критического мышления;
технология КТД И. П. Иванова, Караковского Д.;
технология создания ситуации успеха;
Остановлюсь на некоторых современных технологиях, которые наиболее активно используются в нашем МО.
1. Социальное проектирование — технология социального воспитания детей. Главный педагогический смысл этой технологии — создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я — концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
2. Технологиясотрудничества — задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся работа проходит в команде, дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своей команды. Дети учатся работать в команде, оценивая свою работу и успех и успех и работу команды.
3. Личностно-ориентированное воспитание — это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. В условиях современной школы каждый ребенок имеет возможность развивать свои способности. Сейчас множество конкурсов, проектов на уровне города, области, федерации, где дети нашей школы принимают активное участие и занимают призовые места. Для достижения высоких результатов классными руководителями используется личностно-ориентированный подход к каждому ученику.
4. Игровые технологии — включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Данная технология наиболее успешно реализуется в начальной школе, где дети еще играют, верят в сказку и добро. Игровые технологии используются при проведении классных часов и при проведении семейных праздников. («Папа, мама, я — читающая (дружная, спортивная, читающая) семья». (Новогодние представления и праздники к 8 Марта совместно с родителями)
5. Технологии КТД И. П. Иванова (коллективные творческие дела)
Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Постулаты КТД:
коллективное творчество;
единое дело и добровольное участие в нём;
свобода выбора форм деятельности;
содружество взрослых и детей;
развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Технология КТД не нова для наших педагогов. С 1992 года она активно используется в воспитательной работе. И сегодня воспитательная работа в школе строится по принципу КТД.
6. Технологии проектного метода. В нашей школе успешно работает научное общество учащихся «Думай. Твори. Исследуй». (работа с одаренными детьми). В основе его работы лежит метод проектов. Каждый учащийся школы имеет возможность заниматься исследовательской деятельностью. Ежегодно проходит научная конференция, где ребята представляют результаты своих исследований.
Наши учащиеся с исследовательскими работами участвуют и побеждают в муниципальных и городских конкурсах.
Мы считаем, что понятие профессионализм подразумевает не только профессиональную компетентность, но и чувство нового, инициативность, умение видеть проблемы, ставить задачи и обеспечивать их решение. Это владение культурой труда, культурой отношений и общения, профессиональной этикой, это умение критически взглянуть на результаты своей деятельности.
Превратиться в профессионала, способного выстраивать разумную систему воспитания в соответствии с возрастом воспитанников и уровнем их развития, профессионала, способного видеть пути развития вверенного ему коллектива.
Литература:
- Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной работы компоненты ФГОС/ Т. В. Плахова. — Волгоград: Учитель, 2014г.-157с.
- Диагностика и развитие компетентности в общении / авт. — сост.: Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. М.: Изд-во МГУ, 1991
- Воспитание личности в коллективе. –М.: Центр «Педагогический поиск», 200г.
- Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению/ авт.- Кравцова Е. Е.