Применение синквейнов на уроках изобразительного искусства в начальной школе как один из методических приёмов технологии критического мышления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 10.11.2015

Статья просмотрена: 3793 раза

Библиографическое описание:

Фейлер, Е. В. Применение синквейнов на уроках изобразительного искусства в начальной школе как один из методических приёмов технологии критического мышления / Е. В. Фейлер, Е. А. Коконова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 869-872. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23053/ (дата обращения: 18.12.2024).



 

В данной статье рассматривается применение синквейнов, как одного из методических приёмов технологии критического мышления, на уроках изобразительного искусства с целью успешного развития младших школьников.

Ключевые слова: синквейн, технологии критического мышления, учащиеся.

 

Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. На современном этапе обучения важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.

Успешному развитию и обучению младших школьников способствует применение в работе педагогов методов и форм развивающего обучения.

Одной из эффективных форм является технология критического мышления.

Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разных приемов и техник, ориентированных на поддержание интереса учащихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности; она представляет ученику условия для осмысления материала и помогает ему обобщить приобретенные знания [3]. Даная технология заставляет ребёнка мыслить. Паскаль Блез говорил: «Все наше достоинство — в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно — в этом основа нравственности» [2].

Активная самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед человеком возникает проблема, вопрос. Л. Н. Толстой писал: “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти” [3].

Основа технологии критического мышления — три этапа в структуре урока: вызов, осмысление и рефлексия. Все эти три этапа нацелены на развитие умственных способностей учащихся: учат решать проблему, формулировать идею (ключевую фразу), обогащают словарный запас; позволяют почувствовать себя хоть на мгновение творцом и справиться с работой всем учащимся.

“Ум — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь”- говорил древнегреческий философПлутарх [3]. Зажечь факел умственных способностей позволяют методические приёмы, которые входят в технологию критического мышления. Одним из приёмов ТКМ является составление синквейнов.

Синквейн — это форма свободного творчества. Это почти стихи. Почти, потому что «столбиком», но не складно. Его называют пятистишьем, так как содержит пять строк.

Написание синквейна требует умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Относительная простота построения синквейна позволяют быстро получить результат, но не всегда всё сразу получается. Чтобы синквейн получился удачным, очень важно обращать внимание на содержательность каждой строки. [2].

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна.На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.Пятая строчка — это слово — резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:

          знает содержание учебного материала темы;

          умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;

          умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи [1].

Работать над составлением синквейна можно самостоятельно, в парах, в группе.

Данный приём можно использовать для анализа узкого понятия, можно составить краткий рассказ на заданную тему, используя приготовленный дома синквейн, как подсказку [4].

Чаще всего на занятиях в начальных классах составляется традиционный (дидактический) синквейн. Приведём примеры составления синквейнов на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

Рассмотрим тему урока в 4-м классе: «Какого цвета Родина. Пейзаж родной земли».

Для составления синквейна возьмём слово «Родина».

  1.                Существительное: родина
  2.                Какая она для вас? Надо подобрать два прилагательных (например: прекрасная, единственная, удивительная, любимая, богатая)
  3.                Что она делает для вас и других людей? Надо подобрать три глагола (например: гордится, заботится, надеется, придаёт силы, помогает, любит, ценит, верит)
  4.                Своё отношение или афоризм, выражение, пословица или поговорка о родине (Лучше нет родного края! Моя родина — моё село и др.)
  5.                Синоним, или, как по-другому можно назвать Родину (страна, отчизна, отечество. Россия — Родина моя!)

В итоге получили сенквейн: Родина прекрасная, единственная; придаёт силы, заботится, гордится; лучше нет родного края; Россия — родина моя!

Приведём примеры составления синквейнов ещё по одной теме ИЗО в 4-ом классе: «За весной, красой природы, лето красное придёт. Композиция и колорит весеннего пейзажа».

Для составления синквейна можно взять слова: «весна», «пейзаж», «композиция».

Основное слово

Схема синквейна

Синквейн

весна

Существительное

2 прилагательных

3 глагола

Предложение-характеристика

Слово, которое отражает личное отношение к теме, синоним

1) весна;

2) тёплая, радостная;

3)наступает, оживает, радует;

4)красивое время года;

5)жизнь.

пейзаж

Существительное

2 прилагательных

3 глагола

Предложение-характеристика

Слово или предложение, которое отражает личное отношение к теме, синоним

1) пейзаж;

2) живописный, завораживающий;

  1.                3)рассказывает, создаёт, очаровывает;

4)картина с изображением природы;

5) пейзаж родной земли

композиция

Существительное;

2 прилагательных;

3 глагола;

Предложение-характеристика;

Слово, которое отражает личное отношение к теме, синоним.

1) композиция;

2) сложная, впечатляющая;

3)составляет, создаёт, рассказывает

4)мёртвая натура;

5)композиция из неживых предметов- натюрморт.

 

Из приведённых примеров видно, что с помощью синквейна учащиеся учатся быстро и эффективно анализировать, синтезировать и обобщать понятия и информацию.

Можно усложнять задания детям: провести анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих, ее определить).

Например: во втором классе по ИЗО есть тема: «Как и чем работают художники? Художник рисует красками».

Детям можно предложить отгадать слова «художник» и «краски».

Кто это?

1) _________

2) известный, талантливый;

3) пишет, изображает, выставляет;

4) мастер кисти

5) творец

Что это?

1)____________

2) разноцветные, яркие, густые;

3) раскрашивают, смешиваются, разводятся;

4) изображения, выполненные ими, называют живописью;

5) акварель

 

В третьем классе в учебниках по ИЗО даётся уже довольно объёмный теоретический материал. Не все дети могут последовательно пересказать прочитанное. Помощником в пересказе содержания парагрофа может быть, составленный дома синквейн.

Дать задание составить синквейн по ИЗО в 3-м классе можно по темам «Театр», «Маска», «Афиша». Используя содержание парагрофа, можно составить следующий синквейн по теме «Маска».

1)                 маска;

2)                 карнавальная, театральная;

3)                 скрывает, выражает, изменяет;

4)                 волшебное превращение в любого героя;

5)                 скрытность.

Синквейн требует от ребёнка небольших временных затрат, а его составление — реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Но надо помнить, что только в системе применяя приёмы технологии критического мышления можно добиться положительных результатов.

 

Литература:

 

  1.                Винокурова М. И.. Что такое синквейн и как с ним работать — http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/01/22/chto-takoe-sinkveyn-i-kak-s-nim-rabotat [Электронный ресурс]

2.                  Душка Н. Д.. Синквейн в работе с дошкольниками» / Журнал «Логопед» № 5 (2005).

  1.                Рыбакова В. М.. Формирование учебной мотивации младших школьников — festival.1september.ru/articles/573081 [Электронный ресурс]

4.                  Терентьева Н. П.. Синквейн по «Котловану» / Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, личное отношение, слово, глагол, изобразительное искусство, родная земля, родной край, Россия, успешное развитие, учебный материал.


Похожие статьи

Совершенствование у учащихся навыков аргументации в письменной речи с использованием эффективных приёмов критического мышления

Данная статья посвящена исследованию влияния приёмов критического мышления на развитие навыков аргументирования в письменной речи учащихся 9-го класса с казахским языком обучения на уроках русского языка и литературы.

К вопросу об обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается современные технологии обучения иностранным языкам в средней школе, использование которых позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении иностранного языка и позволяет решать целый ряд дидактических задач.

Исследовательский урок диалогового обучения младших школьников первоначальному чтению

В статье раскрываются содержательные особенности технологии диалогового обучения первоклассников первоначальному чтению на основе организации проблемных ситуаций. Данная педагогическая технология рассматривается сквозь призму структуры исследовательс...

Методы практического обучения японскому языку на начальном этапе языковой подготовки в вузе

Статья посвящена методам практического обучения, используемым на разных этапах языковой подготовки в системе высшего профессионального образования. Особое внимание уделяется начальному этапу изучения японского языка, в ходе которого, для повышения уч...

К вопросу о формировании грамматических навыков у младших школьников на уроках иностранного языка

Статья посвящена вопросу формирования грамматических навыков у обучающихся начальной школы с помощью использования компьютерных технологий. В статье рассматривается роль современных компьютерных средств обучения на уроках английского языка при формир...

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка в свете ФГОС

Данная статья рассматривает технологию развития критического мышления при обучении английскому языку в современной школе в рамках ФГОС. Автор раскрывает стадии (фазы) предлагаемой технологии, указывает на их применение во время урока. Рассказывает о ...

Методы формирования навыков церемониального ораторского искусства на уроках английского языка в 10-м классе

Цель данной статьи заключается в рассмотрении методов и подходов, используемых при формировании навыков церемониального публичного выступления на уроках английского языка в 10 классе. Отмечая важность данной темы в контексте современного образования,...

О разработке элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации» для старших школьников

В данной статье говорится о значимости элективных курсов в профильном обучении, приводятся особенности разработки межпредметного элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации». Данная тема является актуальной на сегодняшний день, та...

Лингвистический эксперимент в обучении младших школьников орфографии

В статье рассматривается предпосылки реализации лингвистического эксперимента как метода обучения младших школьников орфографии во втором классе. На материале учебной темы «Орфограмма» представляются возможности метода в структуре урока исследователь...

Использование арт-технологий в обучении английскому языку в средней школе

Данная статья посвящена применению основных форм и методов искусства на уроках английского языка. В статье рассматриваются основные понятия арт-технологий: творческие презентации, ролевые игры, театрализованные уроки.

Похожие статьи

Совершенствование у учащихся навыков аргументации в письменной речи с использованием эффективных приёмов критического мышления

Данная статья посвящена исследованию влияния приёмов критического мышления на развитие навыков аргументирования в письменной речи учащихся 9-го класса с казахским языком обучения на уроках русского языка и литературы.

К вопросу об обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается современные технологии обучения иностранным языкам в средней школе, использование которых позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении иностранного языка и позволяет решать целый ряд дидактических задач.

Исследовательский урок диалогового обучения младших школьников первоначальному чтению

В статье раскрываются содержательные особенности технологии диалогового обучения первоклассников первоначальному чтению на основе организации проблемных ситуаций. Данная педагогическая технология рассматривается сквозь призму структуры исследовательс...

Методы практического обучения японскому языку на начальном этапе языковой подготовки в вузе

Статья посвящена методам практического обучения, используемым на разных этапах языковой подготовки в системе высшего профессионального образования. Особое внимание уделяется начальному этапу изучения японского языка, в ходе которого, для повышения уч...

К вопросу о формировании грамматических навыков у младших школьников на уроках иностранного языка

Статья посвящена вопросу формирования грамматических навыков у обучающихся начальной школы с помощью использования компьютерных технологий. В статье рассматривается роль современных компьютерных средств обучения на уроках английского языка при формир...

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка в свете ФГОС

Данная статья рассматривает технологию развития критического мышления при обучении английскому языку в современной школе в рамках ФГОС. Автор раскрывает стадии (фазы) предлагаемой технологии, указывает на их применение во время урока. Рассказывает о ...

Методы формирования навыков церемониального ораторского искусства на уроках английского языка в 10-м классе

Цель данной статьи заключается в рассмотрении методов и подходов, используемых при формировании навыков церемониального публичного выступления на уроках английского языка в 10 классе. Отмечая важность данной темы в контексте современного образования,...

О разработке элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации» для старших школьников

В данной статье говорится о значимости элективных курсов в профильном обучении, приводятся особенности разработки межпредметного элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации». Данная тема является актуальной на сегодняшний день, та...

Лингвистический эксперимент в обучении младших школьников орфографии

В статье рассматривается предпосылки реализации лингвистического эксперимента как метода обучения младших школьников орфографии во втором классе. На материале учебной темы «Орфограмма» представляются возможности метода в структуре урока исследователь...

Использование арт-технологий в обучении английскому языку в средней школе

Данная статья посвящена применению основных форм и методов искусства на уроках английского языка. В статье рассматриваются основные понятия арт-технологий: творческие презентации, ролевые игры, театрализованные уроки.

Задать вопрос