В данной статье рассматривается применение синквейнов, как одного из методических приёмов технологии критического мышления, на уроках изобразительного искусства с целью успешного развития младших школьников.
Ключевые слова: синквейн, технологии критического мышления, учащиеся.
Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. На современном этапе обучения важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Успешному развитию и обучению младших школьников способствует применение в работе педагогов методов и форм развивающего обучения.
Одной из эффективных форм является технология критического мышления.
Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разных приемов и техник, ориентированных на поддержание интереса учащихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности; она представляет ученику условия для осмысления материала и помогает ему обобщить приобретенные знания [3]. Даная технология заставляет ребёнка мыслить. Паскаль Блез говорил: «Все наше достоинство — в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно — в этом основа нравственности» [2].
Активная самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед человеком возникает проблема, вопрос. Л. Н. Толстой писал: “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти” [3].
Основа технологии критического мышления — три этапа в структуре урока: вызов, осмысление и рефлексия. Все эти три этапа нацелены на развитие умственных способностей учащихся: учат решать проблему, формулировать идею (ключевую фразу), обогащают словарный запас; позволяют почувствовать себя хоть на мгновение творцом и справиться с работой всем учащимся.
“Ум — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь”- говорил древнегреческий философПлутарх [3]. Зажечь факел умственных способностей позволяют методические приёмы, которые входят в технологию критического мышления. Одним из приёмов ТКМ является составление синквейнов.
Синквейн — это форма свободного творчества. Это почти стихи. Почти, потому что «столбиком», но не складно. Его называют пятистишьем, так как содержит пять строк.
Написание синквейна требует умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Относительная простота построения синквейна позволяют быстро получить результат, но не всегда всё сразу получается. Чтобы синквейн получился удачным, очень важно обращать внимание на содержательность каждой строки. [2].
Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна.На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.Пятая строчка — это слово — резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:
знает содержание учебного материала темы;
умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;
умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи [1].
Работать над составлением синквейна можно самостоятельно, в парах, в группе.
Данный приём можно использовать для анализа узкого понятия, можно составить краткий рассказ на заданную тему, используя приготовленный дома синквейн, как подсказку [4].
Чаще всего на занятиях в начальных классах составляется традиционный (дидактический) синквейн. Приведём примеры составления синквейнов на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
Рассмотрим тему урока в 4-м классе: «Какого цвета Родина. Пейзаж родной земли».
Для составления синквейна возьмём слово «Родина».
- Существительное: родина
- Какая она для вас? Надо подобрать два прилагательных (например: прекрасная, единственная, удивительная, любимая, богатая)
- Что она делает для вас и других людей? Надо подобрать три глагола (например: гордится, заботится, надеется, придаёт силы, помогает, любит, ценит, верит)
- Своё отношение или афоризм, выражение, пословица или поговорка о родине (Лучше нет родного края! Моя родина — моё село и др.)
- Синоним, или, как по-другому можно назвать Родину (страна, отчизна, отечество. Россия — Родина моя!)
В итоге получили сенквейн: Родина прекрасная, единственная; придаёт силы, заботится, гордится; лучше нет родного края; Россия — родина моя!
Приведём примеры составления синквейнов ещё по одной теме ИЗО в 4-ом классе: «За весной, красой природы, лето красное придёт. Композиция и колорит весеннего пейзажа».
Для составления синквейна можно взять слова: «весна», «пейзаж», «композиция».
Основное слово |
Схема синквейна |
Синквейн |
весна |
Существительное 2 прилагательных 3 глагола Предложение-характеристика Слово, которое отражает личное отношение к теме, синоним |
1) весна; 2) тёплая, радостная; 3)наступает, оживает, радует; 4)красивое время года; 5)жизнь. |
пейзаж |
Существительное 2 прилагательных 3 глагола Предложение-характеристика Слово или предложение, которое отражает личное отношение к теме, синоним |
1) пейзаж; 2) живописный, завораживающий;
4)картина с изображением природы; 5) пейзаж родной земли |
композиция |
Существительное; 2 прилагательных; 3 глагола; Предложение-характеристика; Слово, которое отражает личное отношение к теме, синоним. |
1) композиция; 2) сложная, впечатляющая; 3)составляет, создаёт, рассказывает 4)мёртвая натура; 5)композиция из неживых предметов- натюрморт. |
Из приведённых примеров видно, что с помощью синквейна учащиеся учатся быстро и эффективно анализировать, синтезировать и обобщать понятия и информацию.
Можно усложнять задания детям: провести анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих, ее определить).
Например: во втором классе по ИЗО есть тема: «Как и чем работают художники? Художник рисует красками».
Детям можно предложить отгадать слова «художник» и «краски».
Кто это? |
1) _________ 2) известный, талантливый; 3) пишет, изображает, выставляет; 4) мастер кисти 5) творец |
Что это? |
1)____________ 2) разноцветные, яркие, густые; 3) раскрашивают, смешиваются, разводятся; 4) изображения, выполненные ими, называют живописью; 5) акварель |
В третьем классе в учебниках по ИЗО даётся уже довольно объёмный теоретический материал. Не все дети могут последовательно пересказать прочитанное. Помощником в пересказе содержания парагрофа может быть, составленный дома синквейн.
Дать задание составить синквейн по ИЗО в 3-м классе можно по темам «Театр», «Маска», «Афиша». Используя содержание парагрофа, можно составить следующий синквейн по теме «Маска».
1) маска;
2) карнавальная, театральная;
3) скрывает, выражает, изменяет;
4) волшебное превращение в любого героя;
5) скрытность.
Синквейн требует от ребёнка небольших временных затрат, а его составление — реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Но надо помнить, что только в системе применяя приёмы технологии критического мышления можно добиться положительных результатов.
Литература:
- Винокурова М. И.. Что такое синквейн и как с ним работать — http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/01/22/chto-takoe-sinkveyn-i-kak-s-nim-rabotat [Электронный ресурс]
2. Душка Н. Д.. Синквейн в работе с дошкольниками» / Журнал «Логопед» № 5 (2005).
- Рыбакова В. М.. Формирование учебной мотивации младших школьников — festival.1september.ru/articles/573081 [Электронный ресурс]