Вырастить здорового ребёнка крепким, сильным, здоровым — это желание каждого родителя. Но как это сделать, какими путями и средствами многие не знают.
Мы никогда не найдем путь в страну здоровья, если не будем закалять организм детей. Закаливание является прекрасным и доступным средством профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей.
Закаливание — это комплекс методов и приемов целенаправленного повышения функциональных резервов организма, его устойчивости к неблагоприятным факторам окружающей среды.
Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья. Здоровье детей — это будущее нашей страны.
Проанализировав состояние здоровья детей, приходящих в наш детский сад, мы отметили, что становится все больше детей с частыми простудными заболеваниями.
Следовательно, мы пришли к выводу:
Закаливающие мероприятия — это основа воспитательно-оздоровительного процесса, цель которых — снизить заболеваемость детей.
Суть закаливания состоит в следующем. Закаливание следует начинать, прежде всего, с устранения имеющегося перегревания. В помещении t — воздуха не должно превышать + 20 с, а воды для умывания +37 с.
Посмотрим, как одеваются наши дети. Зимой, закутанные с головы до ног «заботливыми» руками мам и бабушек, дети наши бывают, похожи на неуклюжих медвежат. Даже весной и летом далеко не у каждого малыша можно увидеть открытые уши.
Да и в домашней обстановке дети нередко носят шерстяные вещи. Тем самым создаются условия для перегревания, формируется большая уязвимость растущего организма к охлаждению и последующему простудному заболеванию.
Итак, первое условие эффективного закаливания ребёнка использование не перегревающей одежды.
Хорошее закаливающее действие оказывает хождение босиком. Установлено, что на подошве стопы имеется значительно больше t — пых рецептов, чем на остальных участках кожи. Выявлено на взаимосвязь этих рецептов со слизистой оболочкой верхних дыхательных путей и всех внутренних органов. Активным пропагандистом этого метода является известный специалист по лечебной физической культуре профессор С. И. Иванов.
Большинство малышей любят ходить босиком. Препятствовать им в этом не следует. Однако начинать нужно с малых и непродолжительных воздействий, например, приучать ребёнка находиться некоторое время (до 3–5 мин.) босиком на коврике или одеяле. В жаркие летние дни можно бегать потраве или по песку. Затем можно разрешать бегать по полу, постепенно увеличивая время (15–20 мин.). Такой метод закаливания успешно использоваться и в режиме детского сада при выполнении упражнений гимнастики и на занятиях по физкультуре.
Неотъемлемой частью закаливания являются регулярные прогулки, даже во время ненастья, сокращая время. Регулярность является гарантом привыкания организма, особенно носоглотки к постепенному снижению температуры воздуха.
Многие родители считают, что детей надо оберегать от всего: от простуд, от инфекций, от падений и ушибов, от опасности, но забывают о самом главном: что изобилие комфорта, которым мы окружаем ребенка, способствует воспитанию лени, бессилия, малоподвижности, а значит болезней.
В систему общих закаливающих процедур в работе с детьми входят следующие физкультурно-оздоровительные мероприятия, как в детском саду, так и дома:
- Соблюдение правил режима дня.
- Сквозное проветривание
- Утренняя гимнастика в проветренном помещении.
- Дыхательная гимнастика.
- Оздоровительная гимнастика после сна.
- Физкультурные занятия.
- Хождение босиком.
- Дорожки здоровья.
- Закаливание носоглотки.
Итак, если мы хотим видеть детей здоровыми, то должны закаливать их с раннего возраста. В минимум закаливания входит обязательное использование не перегревающей одежды, пребывание ребенка в помещение при температуры воздуха не более +18 С, ежедневное применение контрастных воздушных или водных процедур. Солнце, воздух и вода должны быть друзьями с первых дней его жизни.
Каждый родитель должен четко понимать, что формирование потенциала здоровья его ребенка полностью возлагается на него. Медицинские и педагогические организации могут стать помощниками и советчиками. Выбор методов и способов укрепления здоровья ребенка зависит от родителей. А также не забывать, что они являются каждодневным ярчайшим примером для ребенка.
Литература:
- Б. П. Никитин «Детство без болезней», С-Пб, 1996
- В. Н. Зимонина Расту здоровым. М., 1997;
- В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2000;
- В. А. Доскин., Л. Г. Голубева Растем здоровыми. Москва, Просвещение, 2003.