В данной статье авторами показана динамика изменения предпринимательского климата в Европе, а так же рассмотрена финансовая активность МСБ, определены основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Европе.
Ключевые слова:малый и средний бизнес, динамика изменения предпринимательского климата, проблемы малого и среднего бизнеса, финансовая активность.
Key words:small and medium business, changes in the business climate, problems of small and medium-sized businesses, financial activity.
Значительная роль МСП заключается также и в том, что он насыщает рынок новыми товарами и услугами, обеспечивает достаточное количество новых рабочих мест, удовлетворяет нужды крупных предприятий. Зарубежная практика стимулирования и развития МСП показывает, что государственная поддержка данного направления благотворно влияет на устойчивость экономики в целом.
На сегодняшний день, доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России составляет 20 %, в то время как в 2011 году этот показатель в США и Германии был на уровне 50–52 %, в Франции — 55–62 %, в Японии — 52–55 %. В соответствии с концепцией социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, планируется увеличить долю малого и среднего предпринимательства в ВВП страны в два раза3.В соответствии с указанными критериями по состоянию на 1 января 2014 года, по данным Росстата и ФНС России, в Российской Федерации зарегистрировано 5,59 млн субъектов МСП. Среди субъектов МСП преобладают индивидуальные предприниматели, а количество малых и средних предприятий сократилось на 0,2 % и 3,6 % соответственно. Данная динамика свидетельствует об ухудшающихся условиях для функционирования субъектов МСП
Не секрет, что малый и средний бизнес занимает большое место в экономике Европы — на его долю приходится 99,8 % нефинансовых предприятий Европейского Союза. По сравнению с крупными, малых предприятий отличает большая гибкость и относительная устойчивость в условиях кризиса. Вместе с тем, малый бизнес в гораздо большей степени зависит от заемного финансирования, доступность которого ощутимо снизилась во время кризиса. Поэтому в последние годы внутренняя экономическая политика Европейского Союза была направлена на улучшение бизнес-климата и облегчение доступа малому и среднему бизнесу к рынкам капитала. Результативность этой политики наглядно отражает динамика Индекса предпринимательского климата МСБ, который публикует Европейская ассоциация малого и среднего предпринимательства (TheEuropeanAssociationofCraft, SmallandMedium-sized Enterprises). Индекс демонстрирует положительную динамику четвертый период (полугодие) подряд и по состоянию на I полугодие 2015 года достиг 72,3 (+0,6) процентных пунктов.
В наше время в зарубежных странах широко распространяются интерактивные инструменты развития и поддержки МСб, такие как информационные порталы, вебинары, видеоконференции и т. п. В качестве примера выступает Континентальная сеть в поддержку малого и среднего бизнеса (European Enteprise Network) — портал с бесплатными информационными ресурсами по поддержке МСП, который объединил в себе более 600 агентств и организаций, выполняющих роль посредника между МСП и Евросоюзом.
Любой представитель МСП может относительно быстро и просто узнать обо всех возможностях развития компании, новых методах и технологиях, повышении квалификации сотрудников, оценить рискованность работы в другой стране ЕС и, главное, получить прямые контакты и всю необходимую информацию о конкретном Европейском фонде, который может софинансировать проект развития данного предприятия, что оказывает существенную поддержку малому и среднему бизнесу.
Безусловно, даже в развитых зарубежных странах имеются свои проблемы малого и среднего бизнеса. Наиболее существенными из них являются:
Согласно данным Европейского Центрального Банка, в 2014 году наиболее значимыми задачами для малого и среднего бизнеса являлись поиск новых клиентов, найм квалифицированных кадров и решение проблем, связанных с государственным регулированием предпринимательской деятельности. Доступность заемного финансирования занимает пятое место в рейтинге.
При этом уровень значимости данного фактора существенно колеблется по странам. Наиболее существенной эта проблема является для Греции (32 % представителей греческих МСБ отметили ее в качестве приоритетной), Ирландии (18 %), Испании и Португалии (по 17 %), в то время как для Германии и Австрии значение показателя составляет 9 % и 7 % соответственно.
Банковские кредиты по-прежнему являются наиболее востребованным источником внешнего финансирования для малого и среднего бизнеса — в них заинтересован 61 % европейских предприятий.
По всем указанным направлениям поддержка оказывается за счет широкого ряда инструментов, а именно: выдача гарантий на возврат кредита, предоставление заемных ресурсов, формирование собственного капитала предприятия, предоставление грантов (субсидий) и консультационная (образовательная) поддержка. Выбор конкретного инструмента (или набора инструментов) для поддержки производится по итогам:
оценки предприятия (финансовое положение, деловая репутация);
оценки проекта (определение реализуемости, коммерческой эффективности инвестиционного проекта);
оценки технологии (продукта, услуги), предполагаемой к разработке в рамках проекта;
оценки специальных аспектов проекта.
При этом максимально широким набором инструментов поддержки потенциально может располагать тот субъект малого и среднего бизнеса, реализация проекта которого приведет к росту показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, включая количество рабочих мест, и будет способствовать существенному технологическому развитию предприятия и/или экономики региона местонахождения предприятия.
МСП позволяет не только заполнить все имеющиеся рынки, но и полностью удовлетворить потребности населения в услугах и товарах;
становление МСП — одно из самых действенных средств обеспечения конкурентоспособной среды и антимонопольной политики;
МСП отличается от крупного и среднего бизнеса первоначально восприимчивостью и гибкостью по отношению к конъюнктуре рынка;
малые предприятия могут дешевле и быстрее обновлять основные фонды, производить полную или частичную автоматизацию процесса производства, внедрять и использовать новые технологии, добиваться оптимального соотношения ручного и автоматизированного труда;
развитие МСП создает класс мелких собственников и средний класс, заинтересованный в наведении порядка в стране и стабилизации экономики;
развитие МСП позволяет не только решить, но и смягчить проблему безработицы.
Так же одним из факторов сопутствующему изменению динамики предпринимательского климата является условия изменения кредитования МСБ. В таблице нами показаны условия изменения кредитования МСБ и приведена относительная разница (в процентах) между числом банков, смягчивших условия кредитования МСБ, и тех, кто их ужесточил….
Наименования стран |
Общие условия по кредитованию |
Маржа по кредитам |
Маржа по наиболее рискованным кредитам |
Германия |
3 |
9 |
-3 |
Испания |
60 |
80 |
40 |
Франция |
13 |
36 |
11 |
Италия |
25 |
63 |
-13 |
Нидерланды |
0 |
13 |
13 |
Для стимулирования секьюритизации кредитов малого и среднего бизнеса ЕЦБ предпринимаются различные меры по упрощению и повышению прозрачности кредитных продуктов. В результате, несмотря на то, что кредиты МСБ по-прежнему составляют незначительную часть от общего объема секьюритизированных активов, в этом сегменте рынка также наметились положительные тенденции — рост объемов (по сравнению с 2013 годом) и снижение уровня дефолтности.
В 2005 г. в Великобритании были разрешены налоговые скидки на затраты на НИОКР. Таким образом, страна внесла вклад в инновационные компании, оказав положительное влияние на их рост. Отметим, что в Великобритании также предусмотрены различные налоговые стимулы для инвесторов в капитал малых и средних компаний.
Проанализировав практику налогового стимулирования в России и в развитых странах Запада, можно прийти к заключению: грамотная налоговая практика является важным фактором развития МСП. При этом развитые страны имеют более давние традиции налогового стимулирования малого бизнеса, чем Россия, и поэтому достигли в этой области больших результатов.
Заслуживает внимания тот факт, что около 90 % малых предприятий в ряде развитых стран ЕС, в США, Китае, Индии, Бразилии — это микропредприятия с численностью не более 5 чел. В этой связи представляется, что критерии отнесения предприятий к малому бизнесу имеют экономический смысл лишь в контексте проводимой экономической политики и данные об уровне развития малого бизнеса по разным странам несопоставимы.
Серьезное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства оказывает электронная торговля (e-commerce) — один из новейших феноменов в мировой экономике, нормативно-правовая база которой в странах-членах ЕАЭС также требует гармонизации. Наиболее быстрыми темпами электронная торговля развивается в США, где 17 млн. малых предприятий, а в секторе МСП создается более 40 % валового национального продукта, причем у половины малых предприятий выручка составляет менее 500 тыс. долл. По данным Electronic Payments Association, общий объем задействованного в это сфере капитала в США в 2010 году составил 50,3 трлн долл. Не в последнюю очередь это связано с тем, что в США развитию электронных средств связи, Интернета и электронной торговли уделяется особое внимание.
Полагаем, что принятие в нашей стране государственной программы по поддержке будущих национальных лидеров в лице сектора успешно функционирующих предпринимательских фирм среднего бизнеса сможет стать своеобразной площадкой для выращивания передовых производителей. В деятельности сектора предпринимательских фирм среднего бизнеса заложен потенциал роста, наиболее полно раскрыться которому поможет государственная программа по поддержке этих компаний.
Литература:
- В зоне евро. Банк кредитования обследования (первый квартал 2015), Европейский Центральный банк.
- Доклад о результатах обследования по вопросу о доступе для финансирования предприятий в зоне евро — с апреля по Сентябрь 2014, Европейского центрального банка.
- Инвестиции и финансирование инвестиций в Европе (2015) экономики департамента Европейского инвестиционного банка.
- Финансирование МСП и предпринимателей к 2015 году ОЭСР табло.
- The EU Craft and SME Barometer 2015/H1.