Термин «государственная молодежная политика» рассматривается как деятельность, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив, реализуемая в вузе на основе деятельности государства, общественных организаций и органов по работе с молодежью.
Государственная молодёжная политика — направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного расширения возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышения уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочнения ее лидерских позиций на мировой арене.
Молодежная политика является системным явлением, нормативно обоснованным на федеральном, региональном и местном уровнях.
2 декабря 2014 года Председатель Правительства России Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной молодежной политики до 2025 года» (Распоряжение от 29 ноября 2014 года № 2403-р).
Подписанным распоряжением утверждены Основы государственной молодёжной политики на период до 2025 года (далее — Основы). Они разработаны с учётом положений Стратегии государственной национальной политики в части реализации задач в сфере гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи.
Основы направлены на создание благоприятных условий для самореализации молодёжи и эффективных механизмов её поддержки, воспитание гражданственности и патриотизма, развитие молодёжных инициатив и поддержку талантливой молодёжи, формирование ценностей здорового образа жизни и института семьи, воспитание культуры межнационального общения и уважения к представителям других народов.
Федеральный уровень представлен организационными и управленческими документами, выступающими основой реализации государственной молодежной политики, определяющими ключевые понятия и приоритетные направления данного процесса и являющимися правовой основой реализации государственной молодежной политики на региональном уровне и уровне образовательного учреждения.
Так, ключевыми целями государственной молодежной политики определены: совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития РФ, а также содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни страны. Для их достижения планируется реализовать шесть групп задач: формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы государства; развитие просветительской работы с молодежью, инновационных образовательных и воспитательных технологий, а также создание условий для самообразования молодежи; формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития молодежи, формирование экологической культуры, повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи; создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии «социального лифта» (как способа изменения социального статуса); создание благоприятных условий для молодых семей, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры и образа успешной молодой семьи, всестороннюю поддержку молодых семей; формирование информационного поля, благоприятного для развития молодежи, интенсификация механизмов обратной связи между госструктурами, общественными объединениями и молодежью, повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах патриотического и гражданского воспитания молодежи.
В частности, в ходе реализации концепции государственной молодежной политики намечено совершенствование законодательства, разработка комплексных программ по реализации молодежной политики, развитие механизмов межведомственного взаимодействия и системы государственно-частного партнерства, создание условий для самореализации молодежи, стимулирование трудовой и образовательной мобильности молодежи. Кроме того, планируется создать консультативные, совещательные и координационные органы по вопросам государственной молодежной политики.
Также в приоритетах государственной молодежной политики — развитие комплексной системы социальной защиты и социальной поддержки молодежи, включая поддержку детей и молодежи, оставшихся без попечения родителей, а также молодежи, находящейся на профилактическом лечении и в исправительных учреждениях.
Реализовывать государственную молодежную политику предполагается за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов, а также за счет привлечения средств внебюджетных источников.
Региональный уровень реализации государственной молодежной политики, обеспечивает решение задач, связанных со спецификой социально-экономической деятельности региона, реализации целевых программ по поддержке молодых специалистов и развитию молодежных движений.
На основании Постановления Администрации г. Пензы от 29.09.2014 N 1131/1 утверждена муниципальная программа «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в городе Пензе на 2015–2020 годы», которая направлена на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития потенциала молодежи и его использования в интересах развития города Пензы; совершенствование системы гражданского и патриотического воспитания в молодежной среде на основе отечественных нравственных и культурных традиций и ценностей, развитие допризывной подготовки молодежи к военной службе, военно-прикладных и военно-технических видов спорта, популяризация и пропаганда духовно-нравственных ценностей в молодежной среде, укрепление института молодой семьи, пропаганда ответственного родительства; повышение эффективности пропаганды физической культуры и спорта, включая меры по популяризации нравственных ценностей спорта в средствах массовой информации; развитие и поддержка молодежных общественных организаций и объединений, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи, вовлечение молодых людей в добровольческую деятельность, в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, формирование механизмов, распространение эффективных моделей и форм неформального образования и участия молодежи в реализации молодежной политики.
В систему по работе с молодёжью в городе Пензе входят: Комитет по физической культуре, спорту и молодёжной политике города Пензы, Управление образования города Пензы, Управление культуры города Пензы, Социальное управление города Пензы, Управление ФСНК по Пензенской области, учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования, дополнительного образования детей, муниципальное бюджетное учреждение «Молодёжный центр «Юность» города Пензы, муниципальное бюджетное учреждение «Молодёжный центр «Орион» города Пензы, детские и молодёжные общественные организации и объединения города Пензы, Городской штаб ОМОД, городской Штаб студенческих отрядов, Пензенская городская молодежная общественная организация «Мобильные отряды студентов», Пензенская региональная общественная организация «Молодёжный патриотический союз», средства массовой информации.
С 2005 года координация работы в области молодежной политики осуществляется Комитетом по физической культуре, спорту и молодёжной политики города Пензы. Основные направления деятельности Комитета:
реализация молодежной политики в городе Пензе;
разработка и реализация целевых программ по развитию физической культуры и спорта с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей;
создание условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения;
поддержка молодежного предпринимательства;
решение вопросов занятости и содействия по трудоустройству молодежи и подростков;
поддержка талантливой молодежи;
взаимодействие с молодежными и детскими общественными объединениями, поддержка их деятельности;
развитие системы клубов и социальных служб для молодежи, системы детского, молодежного и семейного отдыха;
организация отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних и молодёжи;
создание системы информационного обеспечения молодежи и молодежной политики.
Непосредственное исполнение функций осуществляет структурное подразделение Комитета — отдел по молодёжной политикеи проводит работу в следующих направлениях:
организация и проведение общегородских массовых мероприятий по молодежной политике;
организация комплексного решения актуальных социальных проблем молодежи в учреждениях.
В ведомственном подчинении Комитета находятся 2 молодёжных центра: муниципальное бюджетное учреждение Молодёжный центр «Юность» города Пензы и муниципальное бюджетное учреждение Молодёжный центр «Орион» города Пензы, 18 подростковых клубов спортивной направленности, закрепленных за Комитетом постановлением главы администрации города Пензы от 24.11.2006 № 1368, с общим числом занимающихся более 430 человек.
В целях повышения социальной активности населения, пропаганды здорового образа жизни, профилактики подростковой преступности, Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике города Пензы проводит мероприятия, направленные на первичную профилактику негативных зависимостей и асоциального поведения. Комитет включён в реализацию долгосрочных целевых программ по работе с молодёжью профилактической направленности:«Профилактика негативных явлений и правонарушений среди подростков и молодежи города Пензы на 2011–2015 годы», «Профилактика правонарушений и взаимодействие с правоохранительными органами по охране общественного порядка в городе Пензе на 2010–2015 годы», «Профилактика и предупреждение употребления наркотических средств, алкоголизма, пьянства, табакокурения в городе Пензе на 2010–2015 годы».
В 2009 году, в Год молодёжи России, на федеральном уровне принято решение о необходимости создания в каждом регионе Российской Федерации молодёжных центров. В настоящее время в городе Пензе действуют два молодёжных центра: Муниципальное бюджетное учреждение «Молодёжный центр «Юность» города Пензы (МБУ «МЦ «Юность» г. Пензы) и Муниципальное бюджетное учреждение «Молодёжный центр «Орион» города Пензы (МБУ «МЦ «Орион» г. Пензы).
Основные направления работы МБУ «МЦ «Юность» г. Пензы:
координация молодёжных инициатив, развитие муниципальной системы мер поощрения способной и талантливой молодёжи, поддержка их деятельности в муниципальном образовании, по месту жительства, учёбы и т. д.;
содействие в трудоустройстве подростков и молодёжи, профориентационная работа, консультативная помощь несовершеннолетним по вопросам трудового законодательства, взаимодействие с центром занятости населения, общественными организациями, создающими рабочие места, в т. ч. временные для трудоустройства подростков и молодёжи;
организация пропаганды здорового образа жизни среди детей и молодёжи;
сотрудничество с общественными организациями, пропагандирующими успешный семейный опыт; поддержка творчества молодых, в т. ч. студенческих семей;
проведение работы с общественными гражданско-патриотическими объединениями и иными организациями, работающими с детьми и молодёжью по обмену опытом.
В рамках правового воспитания и информационно-консультативной помощи подросткам и молодёжи на базе МБУ «МЦ «Юность» г. Пензы работает молодежная юридическая консультация.
Основные направления работы МБУ «МЦ «Орион» г. Пензы:
организация и проведение общегородских массовых мероприятий по молодежной политике: молодежных акций, слетов, лагерей, фестивалей, смотров-конкурсов, семинаров, праздников; организация временных работ для подростов и молодежи; поддержка молодежных видов досуга;
организация комплексного решения актуальных социальных проблем молодежи.
На базе МБУ «МЦ «Орион» г. Пензы создана служба правовой помощи подросткам, работает кабинет психологической помощи подросткам и молодежи, организована работа службы социально-психологического сопровождения подростков и молодёжи СТАРТ, Городской штаб волонтёрских отрядов МОСТ.
Литература:
- Е. А. Макеева — Инновационные методы обучения как необходимый элемент модернизации образования в современной России // Вестник Казанского технологического университета. — 2010. — № 8. — С. 149–152.
- Е. А. Макеева — Исторический и личностный смысл познания // Вестник Казанского технологического университета. — 2014. — Т. 7. — № 1. — С. 351–353.