Автограф Всеволода Эмильевича Мейерхольда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 10.11.2015

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Макеева, Е. А. Автограф Всеволода Эмильевича Мейерхольда / Е. А. Макеева, М. А. Литвинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 659-662. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23120/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Все мы по праву гордимся нашими великими земляками: писателями, поэтами, художниками, выдающимися политическими деятелями. О них мы узнаем и изучаем их произведения на уроках литературы, истории, краеведения. Мы любим произведения Куприна, Лажечникова, Малышкина, Задорнова. Картинами К. А. Савицкого, Лентулова, Горюшкина мы любуемся в картинной галерее. Мы уважаем людей, которые жили и работали в нашем городе. Например, это такие выдающиеся деятели, как Салтыков-Щедрин, Сперанский. Но были такие яркие знаменитые личности, имена которых были попросту вычеркнуты на многие десятилетия не только из истории нашего города, но и культуры государства. Среди них мастер, режиссер, актер: В. Э. Мейерхольд. И сегодня мы познакомим Вас не только с его трагической биографией. Главной целью исследования было увидеть и рассказать Вам историю реабилитации честного имени и великого наследия этого непревзойденного мастера театра искусства.

Мария Алексеевна Валентей не родилась в нашем городе, не жила. Но, благодаря усилиям всей её жизни, было возвращено доброе имя и увековечена память о нашем, выдающемся земляке — Всеволоде Эмильевиче Мейерхольде.

«11 июня 1895 г. Уважаемый Александр Михайлович! Присылаю обещанное.

Сообщите пожалуйста, в каком костюме Вы пойдете к директору. Я ещё не знаю, попаду ли к нему. Маленькая просьба к Вам, если к 6-сти часам в гимназии не буду, значит к директору не пойду. Так Вы скажите, пожалуйста, ему, в случае спросит, что у меня болят зубы (при сём фыркаю). Готовый к услугам Вашим К. Мейерхольд. P. S. Как только прочтете, пожалуйста, тотчас отвечайте. Жду».

Легкий юмор, ребячество, свойственное скорее подростку, нежели юноше (ему уже исполнилось 21 год), всё это сквозит в этой коротенькой записке. Он тяготился затянувшимся пребыванием в гимназии. Но учеба уже позади — 9 июня 1895 г. он был в гимназии последний раз на выпускном акте. А это, скорее всего, визит вежливости к бывшему наставнику, который и воспринимается им, по меньшей мере, несерьёзно. Всё уже не играло для него никакой роли: впереди Москва и новая жизнь. Какая она? Лучше или хуже? Ведь как бы он не относился к своим родным, Пензу он любил, и всегда его тянуло домой.

Родился Мейерхольд в нашем городе 28 января 1874 года, последний ребенок в многодетной лютеранской семье, где постоянно звучала немецкая речь, получил три имени, непривычные для православной веры — Карл Теодор Казимир. Когда ему исполнилось 21 год, он добровольно сменил имя на «Всеволод» и осознанно принял православие.

Известные театралы Мейерхольды держали ложу в театре и постоянно приглашали к себе заезжих знаменитостей. Мейерхольд с детства мечтал о театре и воплотил свою мечту в жизнь: сначала экспериментирует в императорских театрах, затем все силы отдает становлению нового, советского театра.

Революцию 1917 года известный режиссер, уже создавший к тому времени собственный «театральный язык», принял безоговорочно, вступил в партию большевиков и становится одним из активнейших строителей нового советского театра.

В программе «Театральный Октябрь» Всеволод Мейерхольд объявил войну старым академическим канонам. В своем театре он обучает актеров специальной дисциплине «биомеханике», требуя от артистов на сцене акробатической легкости и спортивной выправки.

Сблизившись с Владимиром Маяковским, режиссер ставит пьесы «Клоп» и «Баня».

Несмотря на мировую славу Мейерхольда и его театра, творческие приемы режиссера не принимали те, кто сверху надзирал за творческими процессами.

Шло время… Его искусство перестало вписываться в рамки социалистического реализма. Сначала придумывают ругательное слово «мейерхольдовщина» и заставляют публично каяться, потом признают его спектакли идеологически несостоятельными и даже клеветническими. Театр закрывают.

В ночь с 19 на 20 июня 1939 года Мейерхольд арестован. Появляется последняя фотография Мастера, она была сделана в тюрьме. Затем следуют обвинения в антисоветской деятельности, шпионаже, жуткие пытки и расстрел 2 февраля 1940 года.

Но рассказ не столько о жизни и творчестве Всеволода Эмильевича, сколько о восстановлении его доброго имени. О судьбе Мейерхольда, объявленного «врагом народа», семье и близким ничего не было известно. Даже о том, что он был расстрелян в феврале 1940 года, узнали только в годы хрущевской «оттепели» благодаря самоотверженной деятельности его внучки — Марии Алексеевны Воробьевой-Мейерхольд (в замужестве Валентей), всю свою жизнь отдавшей борьбе за восстановление справедливости по отношению к Мейерхольду.

В начале 1946 года Мария Алексеевна направляет первое письмо Сталину о судьбе Мейерхольда. И только 24 ноября 1987 года — (через 32 года!) — ей удается получить справку о подлинной дате и причине смерти Мейерхольда.

Благодаря настойчивости Марии, политическая реабилитация В. Э. Мейерхольда состоялась: 26 ноября 1955 года. Теперь необходимо было восстановить справедливость в отношении его художественной деятельности.

Мария Алексеевна организовала несколько писем от Комиссии по творческому наследию В. Э. Мейерхольда с предложением издать сборник воспоминаний. Затем последовал сборник «Творческое наследие В. Э. Мейерхольда», вышел двухтомный «Мейерхольдовский сборник».

Мария Алексеевна обладала даром привлекать, притягивать к себе людей. Исполняла бескорыстное служение. Щедро дарила семейные мейерхольдовские раритеты (мебель, книги, фарфор) в Пензу и в музей-квартиру. Подвигала делать то же самое учеников и сотрудников деда.

9 февраля 1974 года в Пензе, по инициативе Марии Алексеевны, открыта мемориальная доска Мейерхольду на здании школы, где находилась вторая мужская гимназия, в которой он учился.

В 1980 году, благодаря ей же, в Пензе, рассмотрели вопрос о создании местного музея истории театра в доме, где родился и вырос Всеволод.

24 февраля 1948 года к 110-летию со дня рождения В. Э. Мейерхольда, состоялось торжественное открытие первого в мире мемориала Мейерхольда. Было приложено много усилий и труда к возвращению к жизни дома Мастера. Это была очередная победа над забвением.

В 1986 году Мария Алексеевна получает возможность знакомства с документами следственного дела Мейерхольда. Ей становится известно подлинное место захоронения Мейерхольда — «Общая могила № 1. Захоронение невостребованных прахов с 1930 г. — 1942 г. включительно» на кладбище московского крематория у Донского монастыря. Это было новой победой в деле восстановления доброго имени ее деда. Но нужно было идти дальше…

В 1994 году к 120-летию Мастера в Пензе театрального искусства Дом В. Э. Мейерхольда, создается новая экспозиция, полностью посвященная его жизни и творчеству.

В 1999 году на территории музейного комплекса в Пензе появился удивительный памятник. Первый в мире. Мастер, воплощенный в бронзе, будто входит в двери родного дома. Он «вернулся в свой город, знакомый до слез».

20 ноября 1999 года состоялось открытие.

Памятник Мейерхольду необычен. Автор должен был решить сложную задачу: воссоздать память о человеке, который был вычеркнут из жизни очень трагично. Отсюда такое решение. Поэтому его появление здесь, это, с одной стороны, возвращение к истокам, а с другой, это театральная Муза, тот мир, который был ему близок, и, в принципе, сделал его бессмертным. Глядя на поворот головы, его «медальный» профиль, мы чувствуем, что это не просто памятник — это «Образ». Мимо него нельзя пройти мимо, чтобы не поинтересоваться: «А вы не знаете, кто это?». Ведь на нём элегантная одежда актёра, а в руках не плащ, а скорее, театральный занавес, внутри которого кукла. Рука не мужская, а женская и, они друг к другу направлены. Дверь, в которую он как бы собирается войти приоткрыта, но её невозможно открыть из этого мира, она открывается с другой стороны и пускают туда тоже только по решению «той» стороны. Дверь в этой композиции необычная: это дверь и бутафорская и театральная, и дверь в иной мир…мир смерти и бессмертия… Это идея входа куда-то, куда пустят нас или нет…

Автор этой композиции Юрий Евгеньевич Ткаченко сказал: «Мне хотелось сделать памятник, какого ещё не было в России. Я хотел, чтобы этот человек был с нами…»

Так оно и получилось.

На открытии памятника присутствовала последняя семья Мейерхольда вместе с Марией Алексеевной Валентей.

Чуть раньше Марии Алексеевне было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Казалось, что Мария Алексеевна будет жить вечно, но 15 января 2003 Мария Алексеевна Валентей скончалась в Москве и была похоронена на Ваганьковском кладбище.

Она отдавала своё сердце семье — матери, мужу, сыновьям, внукам. Работая учительницей русского языка и литературы в обычной московской школе, давала своим ученикам куда больше, чем требовала школа. Она вообще отдавала больше, чем могла.

И всё же главной линией её жизни была борьба за восстановление справедливости по отношению к Мейерхольду, за возвращение его наследия в отечественную и мировую культуру.

Его творческое наследие артиста, режиссёра, педагога, теоретика театра безусловное достояние мировой театральной школы, а значит и театрального будущего, которое стало возможным благодаря Марии Алексеевне Валентей.

В день памяти Всеволода Эмильевича Мейерхольда в 2011 году в Центре, носящем его имя, состоялась презентация документального фильма «Маша Мейерхольд», посвященного внучке режиссера Марии Алексеевне Воробьевой-Мейерхольд (Валентей).

В картине представлена история подвижнического пути Марии Валентей, ее борьбы за возвращение имени и творческого наследия режиссера в отечественную и мировую культуру.

«В фильме мы рассказываем о человеке, благодаря которому созданы и активно действуют Музей Мейрхольда на его родине в Пензе и музей-квартира мастера в Москве в Брюсовом переулке, первым заведующим которого и была Мария Алексеевна вплоть до своей кончины в 2003 году. В создании картины принимали участие те, кто вместе с Марией Валентей боролся за этот музей, а также ее друзья, ученики, потомки Всеволода Эмильевича. В их числе создатель Центра имени Мейрхольда режиссер Валерий Фокин, театровед Алла Михайлова, режиссер Андрей Хржановский и другие», — рассказал РИА Новости режиссер фильма Сергей Куцеватов, для которого эта лента стала кинодебютом.

«С точки зрения «физического» состояния музея, то пока все обстоит хорошо. За это время было проведено три ремонта. Помимо вечеров и встреч, которые традиционно проходят в музее, были созданы две большие экспозиции: первая посвящена 130-летию Мейерхольда и 80-летию Марии Алексеевны, а вторая, которая действует и сейчас, Мейерхольду-актеру и актерам театра Мейерхольда. Второй сезон совместно с Музеем кино мы проводим цикл вечеров, где показываем и рассказываем о фильмах, созданных при участии Мейерхольда», — сказала РИА Новости Наталья Макерова, которая возглавила Музей-квартиру после смерти Марии Валентей.

По словам Макеровой, музей пополняется экспонатами, документами и фотографиями. Среди новых поступлений особенно ценными стали восемь писем Зинаиды Райх, жены Мейерхольда, писательнице Мариэтте Шагинян, подаренные ее дочерью Мирей, и подлинный гардероб из квартиры мастера, переданный музею внучкой Марии Валентей.

Основные термины (генерируются автоматически): Пенза, доброе имя, жизнь, Марии, Мария, Москва, мировая культура, РИА Новости, советский театр, Творческое наследие.


Задать вопрос