Даже в самые простые и известные игры дети предпочитают играть с новым и необычным материалом. Зачастую оказывается, что игрушки интересуют ребенка гораздо меньше, чем реальные бытовые вещи. Малыши могут бесконечно перекладывать пуговицы, катать клубочки шерстяных ниток, открывать и закрывать банки, коробочки и шкатулки. Маленького исследователя нельзя лишать радости освоения пространства и накопления нового сенсорного, чувственного опыта, поэтому мы призываем мам и пап включать в развивающие игры с малышами самые разнообразные предметы.
Известно, что счетные палочки — одно из первых приспособлений для обучения вычислениям. Занятия с использованием этого счетного материала, несомненно, способствуют развитию логического, пространственного и абстрактного мышления, а также изучению геометрических фигур, математических представлений и речи. Опыт работы с детьми раннего возраста убедил нас, в том, что счетные палочки предназначены не только для школьных занятий, но отлично подходят и для развивающих занимательных игр с малышами. Не зря счетные палочки использовали такие известные педагоги, как М. Монтессори, Н. Зайцев, Кюизенер и авторы других методик раннего развития, а также для обучения дошкольников и в качестве развивающей игрушки.
Задания с использованием счетных палочек успешно применяются и при ранней диагностике умственного развития детей. К примеру, психолого-педагогическая диагностика уровня развития ребенка раннего возраста Е. А. Стребелевой содержит упражнение «Молоточек» или «Домик» (рис. № 1). Данное задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца и умения ребенка действовать по подражанию, наглядному показу [2]. Процедура проведения игры очень проста: педагог-психолог строит перед ребенком фигуру из палочек «молоточек» или «домик», а затем просит малыша сделать так же: «Построй, как у меня». При необходимости специалист еще раз проводит задание по подражанию, а затем снова предлагают ребенку выполнить задание по образцу. При этом следует обращать внимание на следующие действия ребенка: принятие им задания, характер действия (по подражанию, показу, образцу), обучаемость, результат и эмоциональное отношение к результату. Результаты проведенной диагностики уровня развития показали, что именно это заданий вызывает наибольшие затруднения у детей. По нашим данным, порядка 85 % малышей не справляются с заданием и только 15 % детей правильно понимают задание и строят «молоточек» только после подражания действиям взрослого и при этом заинтересованы в конечном результате.
Мы связывает данное положение вещей с тем, что, во-первых, предложенный малышам счетный материал для них очень непривычен. А во-вторых, как показывает мониторинг развития, у большинства малышей необходимо формировать активный интерес к свойствам и качествам предметов, активно развивать перцептивные действия, такие, как пробы и примеривание. Важным направлением в развивающе-коррекционной работе является стимулирование наглядно-действенного мышления, внимания, памяти, тактильной чувствительности, а также формирование целостного представления об окружающей действительности.
Рис. 1. Диагностическое задание «Молоточек» или «Домик» (Е. А. Стребелева)
С этой целью и можно организовывать увлекательные игры с элементами конструирования. Мы убеждены, что счетные палочки — это отличная развивающая игрушка. С помощью них можно выложить вместе с ребенком разные композиции. Для этих целей детскими психологами разработаны замечательные пособия для малышей. Так, нами успешно применяется альбом Е. А. Янушко «Волшебные палочки», — художественный альбом серии «Это может ваш малыш» для детей от одного до трех лет. В этом альбоме малышам предлагаются очень интересные задания, которые в игровой форме помогут малышу развить мелкую моторику, воображение, познакомят его с основами конструирования и моделирования. Альбом удобен в применении, все задания ребенок выполняет прямо на страницах книги.
Кроме того, детям раннего возраста очень нравится составлять разные композиции. Можно предложить малышу выложить из палочек домик для куколки, длинную дорогу для поезда, лучики для солнышка или разноцветный заборчик. При каждом задании желательно рассказывать детям стишки, потешки или загадывать простые загадки.
Для развития тонкой моторики рук, соотносящих и дифференцированных движений пальцев рук можно использовать бутылочку или небольшую банку, куда малышу предлагается бросать палочки по одной. Такая игра может надолго увлечь малыша, ведь дети очень любят засовывать предметы в отверстия, прятать их.
Примерно в том же возрасте можно начинать учить малыша сортировать палочки по цветам. Для начала выберите палочки двух цветов и покажите, как их можно разложить на две разные кучки. Можете предложить ребенку разложить палочки по коробкам или пакетикам. Когда малыш научится справляться с заданием, добавьте палочки еще одного цвета [1]. Такая игра развивает сенсорное восприятие, умение сравнивать, находить сходство и различия, знакомит малыша с логическими операциями анализа и синтеза на элементарном уровне.
В раннем возрасте вполне уместно применять счетные палочки по их прямому назначению. Когда начинать знакомить ребенка с математикой, родители решают сами. Однако некоторые малыши проявляют неподдельный интерес к операциям простого счета. В возрасте двух лет ребенок уже начинает оперировать понятиями «один», «много». Начинает считать до двух, а к трем-трем с половиной годам считает в переделах пяти. С помощью счетных палочек можно наглядно продемонстрировать состав числа, познакомиться с простейшими математическими операциями сложения и вычитания, умножения и деления, изучить понятия числа и количества.
На данном этапе дети помогут не только научиться считать, но и познакомят с основными геометрическими фигурами. Для этих целей можно выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек, выкладывать геометрические фигуры по нарисованному контуру, играть в превращения: из одних геометрических фигур делать другие.
Очень важно помогать малышу осваивать пространственные обозначения (выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между). Малыши также могут освоить пространственные понятия (высоко, низко, рядом, около и т. д.), научится правильно использовать в своей речи предлоги, обозначающие расположения предметов (в, над, под, на). Уже к двум годам ребенок знакомится с понятиями «широкий», «узкий», «длинный», «короткий». Это можно сделать, выкладывая дорожки из счетных палочек. Так можно знакомить ребенка с понятиями «короткий», «длинный», «самый длинный», «самый короткий» [1]. Ребенок будет видеть, что чем больше палочек в дорожке, тем длиннее она получается.
Самые разнообразные палочки с успехом используются нами на игровых занятиях по продуктивной изобразительной деятельности. В сфере развития изобразительной и творческой деятельности детей раннего возраста, они позволяют решать следующие задачи: способствовать развитию тактильной чувствительности, сенсорных ощущений, тонкой моторики рук;развитию восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи, а также эстетического отношения к окружающему миру. При помощи палочек или спичек (очищенных от серы), пластилина или соленого теста можно сделать невероятно забавных колючих ёжиков, грибочки на ножках, цветочки на стеблях, домики с заборчиками, павлиний хвост и множество смешных животных на тонких ножках. Если добавить природные материалы и крупы, то можно выложить самые разнообразные картинки, панно, методом вдавливания украсить баночку, кашпо или небольшую вазу. Разнообразие поделок зависит только от фантазии малыша и его родителей.
Игры с самыми разнообразными палочками вызывают у малышей искренний интерес, восторг, инициативность и стимулируют самостоятельные исследовательские действия. Такие игровые упражнения и задания несут в себе неоспоримую дидактическую ценность, так как являются многофункциональными, развивая практически все области психомоторного развития ребенка, а также его эмоционально-волевой сферы.
Литература:
- Митлина М. Играем и учимся со счетными палочками [Электронный ресурс] // Семейный портал — режим доступа: http://www.7ya.ru (дата обращения: 26.02. 2012).
- Стребелева Е. А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2–3 лет): Ранняя диагностика умственного развития // Альманах института коррекционной педагогики PAO. — M., 2001 № 4