Затронутая тема в большей степени адресована учителям-логопедам групп компенсирующей направленности для дошкольников с общим недоразвитием речи, родителям и психологам. Согласно Федеральному государственному образовательномустандарту на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, чувства. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
В ходе реализации адаптированной образовательной «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой в ДОУ были проведены исследования в группе компенсирующей направленности для дошкольников с ОНР. По результатам мониторинга у детей, у которых первично страдают все компоненты речи глобальным образом идёт задержка в формировании вербально-коммуникативных навыков, и как следствие этого возникают недостатки в умении вести диалог. Дети не умеют использовать доступные вербальные и невербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога, т. е. не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться.
Учитывая результаты первичной диагностики, в своём опыте работы на тему: «Игры и игровые упражнения, направленные на формирование лексико-грамматических категорий как средство развития диалогической речи дошкольников с ОНР в условиях ДОУ» предложила стратегию ведения традиционных и частично изменённых игр и игровых упражнений, что позволило в конце коррекционного периода обеспечить равные стартовые возможности в дальнейшем обучении детей группы компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи в массовой школе с учетом их психофизического развития и индивидуальных особенностей.
В основу опыта была положена теория формирования речевой коммуникации (Л. С. Выготский и А. Р. Лурия). Бесспорно, речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка, но основной и первоначальной является её коммуникативная функция, так как назначение речи быть средством общения. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное повторение в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.
В процессе коррекционной работы традиционные дидактические лексико — грамматические игры и игровые упражнения в непосредственно организованной деятельности проводятся в форме диалога, при этом на разных этапах коррекционной работы вид диалога изменяется в зависимости от ведущей в ней роли либо взрослого, либо ребёнка:
«ВЗРОСЛЫЙ — РЕБЁНОК» дидактические игры — диалоги, игры — приветствия/ игры — итоги;
«РЕБЁНОК — РЕБЁНОК» дидактические игры — диалоги, командные игры (участвует от трёх и более детей).
Хочу отметить, что диалог — самая естественная, природная форма речи. Это реактивная, ситуативно — непроизвольная речь, которая часто жестко подавляется в условиях организованных занятий. В этот момент педагогическая логика вступает в конфликт с логикой речевого общения, поэтому для контроля за ситуацией на занятиях и в свободной деятельности дошкольникам были предложены карточки — «семафоры» и визуальные правила ведения диалога.
Стратегия формирования диалогической речи старших дошкольников с ОНР.
№ Блока |
Период коррекционной работы |
Этап
|
Виды игр-диалогов
|
Средство реализации |
I
|
1–2 квартал (1год обучения по «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой) |
1. Игры, направленные на непроизвольное усвоение ребенком ведения диалога. 2. Игры, направленные на усвоение этикета диалога (правила ведения диалога) 3. Игры, направленные на обучение дошкольников задавать вопрос. |
(Взрослый задает вопрос, ребёнок отвечает) На этом этапе проходит обучение дошкольников умению задавать вопрос. (игры типа «Угадай, вопрос это или нет», «Задай вопрос и угадай, что в коробке» и т. д.) |
1.Ритуалы начала и окончания занятия (по лексико-грамматическим категориям). 2. Лексико-грамматические игры и упражнения. («Кто? Что?», «Чего не стало?», «Один-много-несколько», «Чудесный мешочек», «Скажи наоборот», «Кто где живет?», «Семейка», «Хорошо-лучше», «Скажи наоборот», «Чей хвост? Чья лапа?«Какой? Какая? какое?», «Исправь ошибку», «Я знаю пять названий (обобщающее слово)», «Отгадай предмет, который я загадала», «Закончи предложение», «Съедобное — несъедобное» др.) |
II |
3 квартал (1год обучения по «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой) |
1.Игры на закрепление усвоения правила ведения диалога. 2. Игры на закрепление взаимодействия и самостоятельности ведения диалога. |
|
1. Ритуалы начала и окончания занятия (по лексико-грамматическим категориям). 2. Лексико-грамматические игры и упражнения (те же). |
III |
2 год обучения по «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой
|
1.Игры на закрепление взаимодействия и самостоятельности ведения диалога. 2.Игры-путешествия. 3. «Брейн — ринги» 4. «Поле чудес». 5. «Своя игра».
|
1. Игры-приветствия/ игры — итоги (в начале / в конце каждого занятия); 2. Дидактически речевые игры — диалоги «ВЗРОСЛЫЙ — РЕБЁНОК»; 3. Дидактически речевые игры — диалоги «РЕБЁНОК — РЕБЁНОК»(«Юный логопед»); 4. Командные речевые игры (участвует от трёх и более детей). |
1.Ритуалы начала и окончания занятия (по лексико-грамматическим категориям). 2. Лексико-грамматические игры и упражнения (те же). |
Результаты мониторинга в конце второго года обучения в группе дошкольников компенсирующей направленности показали, что данная коррекционно-логопедическая стратегия по формированию диалогического взаимодействия у дошкольников с ОНР направлена на формирование вербально-коммуникативных умений и помогает эффективной социализации и обучению в целом. Следовательно, сознательно воздействуя на сферу коммуникации максимальным использованием учебных ситуаций в создании «поля общения», способствуя становлению или перестройке складывающихся отношений и взаимодействия дошкольников, мы эффективнее управляем процессом обучения, активизируя учебную деятельность детей с речевым недоразвитием.
Литература:
- Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. Автор-составитель И. А. Пазухина. Спб, “Детство-Пресс”, 2004.
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. Н., Филичева Т. Б. Преодоление ОНР у дошкольников. Москва, 1990.
- Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. Москва, «Издательство ГНОМ и Д», 2003.
- Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. Москва, 1968.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Учимся общаться с ребенком // Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М., Стрелкова Л. П. и др. М., 1993.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва, 1993.