Семантико-стилистические, сентенционные и невербальные особенности формирования социальных практик взаимодействия с психически больными периода новой истории | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 11.11.2015

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Пиронкова, О. Ф. Семантико-стилистические, сентенционные и невербальные особенности формирования социальных практик взаимодействия с психически больными периода новой истории / О. Ф. Пиронкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 699-703. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23139/ (дата обращения: 18.12.2024).



 

В статье проведен анализ семантико-стилистических, сентенционных и невербальных особенностей социальных практик отношения к психически больным периода новой истории с целью углубленного понимания социальных процессов как фактора медико-социальной адаптации психически больных.

Выделены первопричины формирования социальных практик взаимодействия с психически больными, а также варианты и особенности вербально-поведенческих практик взаимодействия с психически больными европейских и славянских стран новой истории.

Ключевые слова: вербально-поведенческие практики, социальные практики, психически больные, общество, новая история.

 

Социальные практики по отношению к психически больным преобразовывались в течение длительного времени и нашли сове отражение в семантико-стилистических и сентенционных особенностях вербально-поведенческих практик.

Различия вербально-поведенческих социальных практик по отношению к психически больным четко прослеживаются в корреляции с различными историческими периодами и подлежат объяснению через изучение их структуры и предпосылок.

Выявление особенностей и систематизация вербально-поведенческих социальных практик взаимодействия с психически больными позволяет выделить наиболее неприемлемые из них, приводящие к стигматизации психически больных, установить их причину и способы социальной коррекции.

Однако, несмотря на социальную значимость проблемы, в специальной социологической литературе она не нашла должного отражения.

Подобные представления положили начало нашей работе. В наших предыдущих исследованиях мы рассмотрели семантико-стилистические и сентенционные особенности формирования вербально-поведенческих практик взаимодействия с психически больными доантичного и античного периодов и периода средневековья [1, 2].

В связи с этим целью настоящего исследования стал анализ семантико-стилистических, сентенционных и невербальных особенностей социальных практик отношения к психически больным периода новой истории.

Материалы и методы исследования: контент-анализ, науковедческий, социологический, семантический анализ.

Результаты исследования. Выявленные семантико-стилистические, сентенционные и невербальные особенности социальных практик по отношению к психически больным позволяют отметить их различия в зависимости от исторического периода, а также выраженное преобразование с тенденцией к дублированию исторически более ранних вербально-поведенческих практик, но в силу иных каузальных тенденций.

Примечательным является смещение модуса вербально-поведенческих практик взаимодействия с психически больными, с асоциального, характерного для средневековья, в сторону социально-приемлемых практик, что коррелировало с вытеснением доминирующей роли религиозных организаций в государственном устройстве.

В XIV — XV вв. Европа восстанавливает возникшее еще в античный период понятие о душевных болезнях и вводит модус изоляции психически больных, организовывая специальные дома для их содержания — госпитали (убежища, пристанища), а также колонии. Возникают тенденции к поиску методов излечения от безумия, изучению его первопричин, постепенно формируется нозологический подход в понимании психических болезней. Тем не менее терапевтические тактики носят неспецифический характер и имеют мало общего с медицинскими манипуляциями как таковыми. В качестве методов лечения больные подвергались избиению, принудительному стоянию на ногах, трепанации черепа с якобы устранением некоей материальной причины болезни — «удалением камня глупости» и т. д. При этом практика недобровольной госпитализации и изоляции, фактически — социального дистанцирования психически больных с последующим применением негуманных методов лечения являлась социальной нормой.

Вплоть до конца XVIII — первой половины XIX века психически больные содержались в этих «лечебных учреждениях» в асоциальных условиях, позиционирующихся как единственно возможные для них место и способ пребывания. Так, Ж.-Э. Д. Эскироль, в 1818 г. на основании собственных наблюдений утверждал, что в психиатрических учреждениях Франции «несчастные» психически больные подвергаются обращению, худшему, чем преступники, и живут в обстановке, достойной зверей [3].

Лишь с конца XVIII века в Европе отношение к психически больным изменилось. Основоположниками реформы социального общественного сознания в контексте психически больных принято считать главного врача парижской психиатрической больницы Бисетр Ф. Пинеля, который в буквальном смысле снял цепи с пациентов, заявив, что «помешанные» нуждаются не в тюремном содержании, а в лечении, а также автора системы нестеснения («no-restraint») — профессора Лондонского Университета, директора психиатрической больницы в Хенуэлле Джона Конноли [4].

В России путь принятия по отношению к психически больным такой социальной практики как предоставление медицинской помощи, в противовес изоляции, прошел не менее длинный путь, чем в Европе.

Отношение к психически больным претерпело модификацию благодаря Петру ІІІ. В 1761 г. он наложил резолюцию на «Указ о табеле о рангах», согласно которой «безумные» должны были помещаться не в монастыри, а в специальные дома для умалишенных — «нарочные дома по примеру доллгаузов в иностранных государствах». В исполнение указа в 1762 году был выпущен первый юридический документ о психиатрии, что перевело социальные практики по отношению к психически больным на нормативный уровень. Однако еще на протяжении десятилетия сохраняется практика изоляции психически больных в монастырях, что свидетельствует о ригидности социальных практик и невозможности их быстрой модификации даже в случае попыток их целенаправленного изменения на государственном уровне. Лишь с 1775 г., благодаря социально-административной реформе, вопросы содержания психически больных полностью перекладываются на светские структуры — Приказы общественного призрения, в структуру которых входили богадельни, воспитательные дома, дома сумасшедших и больницы, а с 1809 г. — на государственные структуры [4–6].

Примечательно, что в доллгаузах, позиционирующихся как психиатрические заведения, наличие медика не было обязательным, во главе заведения находился надзиратель, и только с 1828 г. в штат доллгаузов начали входить врачи [7].

С середины XIX века психически больные в России разделялись на подлежащих излечению и неизлечимых с соответствующими различиями в вербально-поведенческих практиках и местах содержания [8]. В то же время такая практика разграничения психически больных подтолкнула к развитию психиатрической науки, изучению особенностей психических заболеваний, их классификаций, развитию новых методов терапии.

С конца XIX века, благодаря С. С. Корсакову, стороннику системы «no restraint», в России отказываются от насильственных мер в отношении психически больных: связывания, использования смирительных рубашек и т. п. [9].

Но все еще вплоть до середины XX века общепринятой социальной нормой являлась принудительная госпитализация больных, обусловленная внеконкурентным преобладанием патерналистской модели.

Значимое место в истории становления отношения к психически больным являет собой период так называемого Третьего Рейха. Именно в это время ранее набравший силу модус принудительного лечения психически больных трансформируется в принудительную эвтаназию с целью расовой гигиены. На подвластных Третьему Рейху территориях психически больные снова подвергаются преследованиям и уничтожению в рамках социальной, а вернее — антисоциальной государственной практики, основанной на превратно понимаемых идеях евгеники. Подобные точки зрения не выступали в качестве обуславливающих вербально-поведенческие социальные практики со времен Платона.

Подобные тенденции сделали возможным убийство более миллиона психически больных, признанных таковыми врачами. К преступлениям, совершенным от имени медицины, относятся как бесчеловечные научные опыты над заключенными и «неугодными», так и стерилизация и убийство лиц, объявленных психически больными, в рамках «проекта эвтаназии» Т-4 [10].

Среди ряда врачей подобная государственная политика в отношении психически больных оправдательно аргументировалась необходимостью агрессивных мер с целью сохранения жизни социума как целого. По прошествии некоторого времени подобные практики в отношении душевно больных претерпели метаморфозу, распространившись и на политически неудобных лиц. Посредством «новых диагнозов», выделенных немецкими психиатрами, появилось множество пациентов, которые страдали «замаскированным слабоумием», «эндогенным нежеланием работать» и пр. В последующем отдельные черты использования социальной стигмы «психически больной» использовались и в Советском Союзе в качестве сдерживающего фактора антирежимных движений; подобный подход получил название «карательная психиатрия», «репрессивная психиатрия». Таким образом, манипулятивное поведение в форме причисления неугодных лиц к психически больным пронизывает практически всю историю человечества от античного периода до новой истории и обусловлено социально одобряемыми формами отрицательного отношения к лицам в случае наличия у них психического заболевания [10–16].

Тем не менее, такие дисквамирующие и дистанцирующие социальные практики, как избавление от психически больных посредством их изгнания, были не чужды этому историческому периоду.

После завершения Второй мировой войны, декларируемая рядом надгосударственных структур политика взаимодействия с психически больными в корне изменяет модус государственного к ним отношения. Страх общества перед возобновлением аналогичных фашистскому движений через ущемление прав любых социальных групп позволил обезопасить людей с психическими заболеваниями от негуманных социальных практик со стороны государства. С этого периода появляются нормативные документы, гарантирующие права людей любых сословий, в том числе психически больных. К ним можно отнести «Всеобщую декларацию прав человека», «Венскую декларацию», «Саламанкскую декларацию» и т. д.,– которые уравнивают психически больных в правах с психически здоровыми. Это обеспечило тенденцию постепенного отказа общества от ранее принятых вербально-поведенческих практик, обуславливающих стигматизацию психически больных. Начинают довлеть практики минимальной изоляции психически больных людей от общества, в том числе в рамках терапии. Отныне в США, Канаде и большинстве стран Европы свыше 90 % госпитализаций в психиатрические стационары стали осуществляться на добровольной основе. Модус терапии психически больных не только претерпел модификацию, но и расширился понятиями социальной реабилитации и адаптации. Возникшие в 1960-е годы антигоспитальное и антипсихиатрическое движения привели к явлению деинституционализации с реформированием системы оказания психиатрической помощи, что мотивировало дальнейшее распространение идей по защите гражданских прав душевнобольных и оказало большое влияние на гуманизацию законодательства в сфере психиатрии.

Вербальные практики по отношению к психически больным, по крайней мере, государственно обусловленные, стали подвергаться жесткой цензуре в контексте идей толерантности. Отныне уничижительная, инвективная лексика для определения психически больных признается некорректной, неприемлемой для употребления, вплоть до приобретения значения обсценной. Пересматриваются названия диагнозов с целью «смягчения» их семантического восприятия; определение «болезнь» по отношению к психическим нарушениям заменяется «расстройством» с социально-коннотированной целью.

Однако, не смотря на развертываемые в мире тенденции по ресоциализации психически больных, меры лечения и ухода за ними в области советской психиатрии в значительной степени были реализованы посредством социальной изоляции больных. В течение многих десятилетий в СССР освещение вопросов психиатрии в средствах массовой информации было минимизировано. Данная позиция позволяла оставаться стабильным стереотипу о психически больном и его месте в социуме, что обуславливало выраженную стигматизацию психически больных и негативное к ним отношение. Люди с диагнозом психического расстройства, вне зависимости от степени его тяжести, законодательно ограничивались в социальных правах по сравнению с психически здоровым лицам [17].

Следует отметить, что и ныне на постсоветском пространстве сохраняются жесткие законодательные рамки ограничения социальных прав психически больных,– что, тем не менее, не находит осуждения со стороны населения.

Выводы. Вербально-поведенческие социальные практики периода новой истории стало возможным разделить на индивидуальные, общественные и надобщественные. Последние включают в себя государственные институты и государство как единый социальный организм, а также религиозные организации. Следует отметить изменение весомости государственного влияния на формирование социальных практик по отношению к психически больным в сравнении с религиозными институтами. Так, государственная политика в период новой истории приобретает ключевое значение в формировании социальных практик, тогда как религиозные организации утрачивают прежнюю весомость; отныне их влияние на формирование социальных практик по отношению к психически больным теряет свою глобальность и ограничивается распространением на узкие социальные группы, фактически, приобретает локальность, и отныне не несет императивного характера. Модус политики конфессиональных систем также претерпевает изменения — и в большинстве конфессий приобретает характеристику патерналистского отношения, выраженного сострадания и терпимости.

Новая история характеризуется стремительной сменой ключевых модусов социальных практик по отношению к психически больным: от уничтожения, изолирования от общества и принудительного лечения до социальной адаптации и добровольности терапии. Примечательным является двойственность внедряемых практик в рамках одного пула их субъектов. Так, на государственном уровне пропагандируется «неущемление» прав психически больных — и одновременно с этим ужесточается нормативная база, вносящая ограничения на законодательном уровне.

Характерна «ригидность» практик, когда в рамках изменения их модуса предыдущий остается и продолжает реализовываться неосознанно — как наиболее привычный. Подобный механизм приводит в возникновению гетерогенности социальных практик либо их полиморфизму за счет вынужденного слияния старых (устоявшихся) и новых модусов практик по отношению к психически больным. С одной стороны, это тормозит и даже делает невозможной развертывание принятой к реализации позиции, с другой — рождает новую, зачастую, более безболезненно принимаемую социумом в целом.

 

Литература:

 

  1.                Пиронкова О. Ф. Семантико-стилистические и сентенционные особенности формирования вербально-поведенческих практик взаимодействия с психически больными доантичного и античного периодов / О. Ф. Пиронкова // Соціальні технології: актуальні проблеми теорії та практики, 2013. — № 58. — С. 28–35.
  2.                Піронкова О. Ф. Семантико-стилістичні та сентенційні особливості формування вербально-поведінкових практик взаємодії з психічно хворими періоду середньовіччя / О. Ф. Піронкова // Соціальні технології: актуальні проблеми теорії та практики, 2013. — №. 59–60. — С. 137–144.
  3.                Звягин И. М. История отношения к душевнобольным [Электронный ресурс] / И. М. Звягин. — Режим доступа: http://patologia.su/load/9–1-0–26.
  4.                Рохлин Л. Л. Очерки психиатрии. Тр. Московского НИИ психиатрии МЗ РСФСР. — М., 1967. — Т. 48. — 391 c.
  5.                Шерешевский А. М., Рохлина М. Л., Том А., Кестнер И. Знаменательные и юбилейные даты невропатологии и психиатрии 1888 г. // Журн.невропат. и психиатр. им. С. С. Корсакова. — 1988. — Т.88. — № 1. — С. 114–130.
  6.                Осипов В. П. Курс общего учения о душевных болезнях. — Берлин, Гос. изд. РСФСР, 1923. — 723 c.
  7.                Каннабих Ю. В. История психиатрии. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. — 235 c.
  8.                Донсков Н. А. Отчет о деятельности Убежища душевно-больных Казанского Губернского Земства. — Казань, 1910. — 71 c.
  9.                Корсаков С. С. Избранные произведения. — М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1954. — 772 с.
  10.            Петрюк П. Т. Психиатрия при нацизме: характеристика некоторых трагических особенностей. Сообщение 1 // Психічне здоров’я. — 2010. — № 3. — С. 71–80.
  11.            Подрабинек А. П. Карательная медицина / А. П. Подрабинек. — Нью-Йорк: Хроника, 1979. — 223 с.
  12.            Strous R. D. Врачи и их преступления против человечества в нацистской Германии [Электронный ресурс] / R. D. Strous. — Режим доступа: http://protivpytok.org/biblioteka/986–2.
  13.            Strous R. D. To protect or to publish: confidentiality and the fate of the mentally ill victims of Nazi euthanasia / R. D. Strous // J Med Ethics. — 2009. — № 35. — P. 361–364.
  14.            Lifton R. The Nazi doctors: medical killing and the psychology of genocide / R. Lifton / N. Y.: Basic. — 1986.
  15.            Proctor R. N. Racial hygiene: medicine under the Nazis / R. N. Proctoe // Cambridge: Harvard University Press. — 1988.
  16.            Dörner K. Bürger und Irre: zur Sozialgeschichte und Wissenschaftssoziologie der Psychiatrie. — zweite, verbesserte und ergänzte Auflage. — Hamburg: Europäische Verlagsanstalt, 1995. — 362 p.
  17.            Новиков Е. Отверженные. Об отношении общества к психически больным. Этический анализ / Е. Новиков // Здравый смысл. — 2004. — № 4 (33). [Електронний ресурс]. — Режим доступа: http://razumru.ru/humanism/journal/33/novikov.htm
Основные термины (генерируются автоматически): больной, практик, отношение, античный период, вербально-поведенческая практика взаимодействия, Европа, история, период новой, Россия, государственный уровень.


Ключевые слова

общество, вербально-поведенческие практики, социальные практики, психически больные, новая история., новая история

Похожие статьи

Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации личности студентов

В статье рассмотрены психологические факторы и пути формирования самоактуализирующейся личности, показана роль смысло-жизненных ориентаций в процессе самоактуализации. Изучены смысло-жизненные ориентации и эмоционально-личностные особенности студенто...

Оценка индивидуальных психологических паттернов у студентов Воронежской области с целью совершенствования их дальнейшей деятельности

Определены понятия психологического паттерна для осуществления оценочных процедур в разных ситуациях реагирования индивида. Показаны возможности психосемантического метода для оценки индивидуальных психологических паттернов у студентов Воронежской об...

Взаимодействие с зарубежными партнёрами в сфере бизнеса на примерах стран, относящихся к разным типам кросс-культурных психологий

Данная статья раскрывает роль кросс-культурной психологии на переговорах с зарубежным партнером. Рассматривается три основных типа кросс-культурной психологии, а также выделяются и описываются их характерные особенности на примерах конкретных стран. ...

Временная перспектива как подструктура самосознания депривированной личности

Статья посвящена теоретическому анализу походов к понятию «временная перспектива» в отечественной и зарубежной психологии. Раскрывается связь данного феномена с самосознанием личности. В заключении описаны результаты эмпирического исследования особен...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Педагогические условия формирования правовой культуры будущих учителей

В статье исследуются педагогические условия формирования правовой культуры студентов. Изучаются новые педагогические условия, модели, формы и методы, направленные на формирование правовой культуры будущих учителей. Рассматриваются структурные компоне...

Интегративно-поэтапный подход к формированию грамматической компетенции при обучении иностранному языку

Данная статья посвящена вопросам оптимизации процесса формирования грамматической компетенции у студентов в ходе изучения иностранного языка на основе интеграции современных и классических подходов и методов обучения. Особое внимание уделяется коммун...

Педагогическое моделирование процесса формирования нравственной культуры будущего юриста

Статья освещает общие контуры формирования этической культуры будущих юристов. Педагогическая модель формирования этической культуры будущих юристов включает когнитивную, потребностно-мотивационную и поведенческую сферы студентов. Использование воспи...

Проблема девиантного поведения в России: к вопросу об актуальности

Представленная статья посвящена анализу актуальных структурных элементов девиантного поведения среди граждан Российской Федерации, которые увлечены в различной профессиональной и социальной деятельности. Автором определены некоторые теоретические и э...

Психологические особенности адаптации студентов с ОВЗ к условия обучения в колледже-интернате

В статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в специализированном заведении интернатного типа; приводятся результаты исследования социально-психологической адаптированности; рассматривают...

Похожие статьи

Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации личности студентов

В статье рассмотрены психологические факторы и пути формирования самоактуализирующейся личности, показана роль смысло-жизненных ориентаций в процессе самоактуализации. Изучены смысло-жизненные ориентации и эмоционально-личностные особенности студенто...

Оценка индивидуальных психологических паттернов у студентов Воронежской области с целью совершенствования их дальнейшей деятельности

Определены понятия психологического паттерна для осуществления оценочных процедур в разных ситуациях реагирования индивида. Показаны возможности психосемантического метода для оценки индивидуальных психологических паттернов у студентов Воронежской об...

Взаимодействие с зарубежными партнёрами в сфере бизнеса на примерах стран, относящихся к разным типам кросс-культурных психологий

Данная статья раскрывает роль кросс-культурной психологии на переговорах с зарубежным партнером. Рассматривается три основных типа кросс-культурной психологии, а также выделяются и описываются их характерные особенности на примерах конкретных стран. ...

Временная перспектива как подструктура самосознания депривированной личности

Статья посвящена теоретическому анализу походов к понятию «временная перспектива» в отечественной и зарубежной психологии. Раскрывается связь данного феномена с самосознанием личности. В заключении описаны результаты эмпирического исследования особен...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Педагогические условия формирования правовой культуры будущих учителей

В статье исследуются педагогические условия формирования правовой культуры студентов. Изучаются новые педагогические условия, модели, формы и методы, направленные на формирование правовой культуры будущих учителей. Рассматриваются структурные компоне...

Интегративно-поэтапный подход к формированию грамматической компетенции при обучении иностранному языку

Данная статья посвящена вопросам оптимизации процесса формирования грамматической компетенции у студентов в ходе изучения иностранного языка на основе интеграции современных и классических подходов и методов обучения. Особое внимание уделяется коммун...

Педагогическое моделирование процесса формирования нравственной культуры будущего юриста

Статья освещает общие контуры формирования этической культуры будущих юристов. Педагогическая модель формирования этической культуры будущих юристов включает когнитивную, потребностно-мотивационную и поведенческую сферы студентов. Использование воспи...

Проблема девиантного поведения в России: к вопросу об актуальности

Представленная статья посвящена анализу актуальных структурных элементов девиантного поведения среди граждан Российской Федерации, которые увлечены в различной профессиональной и социальной деятельности. Автором определены некоторые теоретические и э...

Психологические особенности адаптации студентов с ОВЗ к условия обучения в колледже-интернате

В статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в специализированном заведении интернатного типа; приводятся результаты исследования социально-психологической адаптированности; рассматривают...

Задать вопрос