Меняющийся мир детства в современном пространстве взрослых | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 23.11.2015

Статья просмотрена: 879 раз

Библиографическое описание:

Щелина, Т. Т. Меняющийся мир детства в современном пространстве взрослых / Т. Т. Щелина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23158/ (дата обращения: 18.12.2024).

 

«Неразлучные друзья, неразлучные друзья есть на белом свете. Неразлучные друзья, неразлучные друзья – взрослые и дети….». Словами детской песенки школьников 70-х гг. XX в. выражен смысл детства тех, чей опыт взаимоотношений с взрослыми, действительно, больше был связан с дружбой в истинном понимании ее сущности и значения для растущего человека. Ведь друг – это тот, кто всегда тебя «сможет выручить, если что-нибудь приключится вдруг», «друг в беде не бросит, лишнего не спросит», «в полдень или в полночь друг придет на помощь», а главное – «нужным быть кому-то в трудную минуту – вот что значит настоящий верный друг!».

Этим качествам настоящего друга школьники 70-х учились в непосредственном общении и взаимодействии со своими родителями, в первую очередь, и педагогами. Это те взрослые, которые были более образованы и открыты для воспитания в дружбе по сравнению со своими родителями, чье «школьное детство» пришлось на лихие годы гражданской, а молодость – Великой отечественной войны. То воспитание, которое получили наши родители, непосредственно деятельностно, более того эта деятельность представляла собой важнейшее и непременное условие выживания и каких-либо гарантий будущего относительно благополучного жизнеустройства. Деятельность, напрямую связанная с замещением многих функций взрослых в семье по самым разным причинам: не вернувшиеся с войны отцы, либо вернувшиеся с тяжкими последствиями ранений и инвалидностью, либо разуверившиеся и потому спивающиеся, уничтожающие себя и т.д. Потому и взрослели рано наши родители, начиная свою трудовую деятельность и взрослую самостоятельную жизнь практически после окончания школы – «7-летки».

Может быть, поэтому им интересно было рассказывать о своих школьных годах, делиться теми воспоминаниями о прочитанных книгах, которых было мало особенно в сельских школьных и клубных библиотеках, о редких, со скудным угощением, но таких ярких праздниках, событиях из школьной жизни и т.д. Самое ценное в воспитательской практике родителей и учителей того времени – это, говоря современным научным языком, организация усвоения позитивного социального опыта в непосредственном общении и взаимодействии взрослых и детей в ходе совместных социально ценных, полезных и приемлемых дел и событий.

Перечень этих общих дел весьма разнообразен: либо домашних (ремонт, обустройство жилья, подготовка к праздникам и приему гостей), а также по хозяйству в селе и на даче в городе, либо общественных – субботники, воскресники, шефская помощь сельхозпредприятиям, детским садам, пожилым, ветеранам и т.д. В этом ряду и доходившие до курьезных случаев сборы макулатуры и металлолома. Особое место занимали организованные коллективные (от предприятий) или семейные выезды на природу (чаще – за грибами, ягодами, совмещая приятное с полезным для семьи). Неоценим, забытый, к сожалению, опыт работы вожатыми и воспитателями молодых представителей предприятий в подведомственных лагерях летнего отдыха детей. В этих лагерях не одно лето жили и работали молодые родители со своими детьми, впоследствии продолжившими традиции и, можно сказать, династии в современных загородных лагерях и базах отдыха и оздоровления детей.

Родители и учителя 70-х гг. прошлого столетия, конечно, могли не знать и не знали, что используемые ими в соответствии с их имплицитной концепцией эффективные механизмы и средства, усиливающие роль общения, межличностных отношений в воспитании, связаны с осознанной необходимостью взращивания личности растущего ребенка и создания благоприятных условий для его развития. С позиций современной педагогики и психологии воспитания это соответствует организации позитивного социального опыта воспитанников с учетом их половозрастных и социально-психологических характеристик, а также стиля педагогического общения и руководства жизнедеятельностью воспитательной организации, сложившейся в ней воспитательной системы, готовности и подготовленности педагогов.

Современное представление о гуманизации в педагогике связывают с проблемой развития личности ребенка, его личностного роста, что рассматривается как процесс, осуществляемый через значимые формы общения (Л.С. Выготский, Ф. Перлз, К. Роджерс, К. Юнг). Значимой формой общения для ребенка является свободное общение, в котором он находит понимание, поддержку, заинтересованное отношение к себе, ощущает сопричастность к миру взрослых. Неслучайно, по данным И.Д. Демаковой, в мир Детства не попадают педагоги, которые ругаются, задают слишком большие домашние задания, всегда ходят невеселые и с плохим настроением, злые, агрессивные, не умеющие скрыть симпатии и антипатии, несправедливые; не дают исправить двойку, считают себя всегда и во всем правыми, не обращают внимания на слабых учеников, не уважают их, которым не стыдно плохо преподавать [1].

«Негласный заказ на учителя» современных школьников вполне соотносим с представлением о школе в русле размышлений Д. Дьюи. В его работах школа – это целенаправленно организованная социальная среда, направленная на воспитание и обучение подрастающих поколений, максимально приближенная к естественной социальной среде жизни ребенка, в которой развитие личности в процессе освоения культуры должно происходить одновременно с его социальным становлением [2]. В дальнейших исследованиях эта мысль развита современными авторами с акцентом на качество социально-педагогического пространства, которое во многом определяет эффективность социализации личности, характер поведения в обществе, мотивацию к труду и т.д. [4]. Ибо социально-педагогическое пространство – это атмосфера, которая складывается в процессе педагогического взаимодействия между субъектами образовательного процесса и определяется педагогическими нормами и особенностями коммуникативных отношений.

В этой связи взрослым важно не потерять особый смысл Детства и сущность собственной позиции по отношению к детям и Детству. Об этом весьма ясно и четко написал Д.И. Фельдштейн, который охарактеризовал Детство как развернутое во времени, ранжированное по плотности, структурам, формам деятельности и пр., социальное состояние, в котором взаимодействуют дети и взрослые. Позицию же взрослых по отношению к детям в целом назвал позицией ответственности – от заботы о потомстве до стремления обеспечить нормальное будущее человечества. Во всех случаях – это позиция посредника в освоении ребенком социального мира, посредника, без которого немыслим переход детей в Мир Взрослых [10]. Обращаясь к необходимости специального изучения позиций Взрослого мира и Детства именно как специфических субъектов взаимодействия, выдающийся ученый обозначил важнейшие функции пространства их взаимодействия: обеспечивать превращение каждого ребенка в субъекта и организатора диалога с взрослыми; ставить Детство в позицию реального субъекта такого диалога с взрослыми [10].

Однако реальность нашего времени (и не только в России) свидетельствует о нарушении пространства взаимодействия Взрослого мира и Детства, о разрушении позиции ответственного отношения взрослого сообщества к Детству. Эти нарушения проявляются, как показывают исследования, в снятии у родителей многих внутренних обязанностей, серьезном дефиците внимания, уважения к ребенку. В 70-е гг. XX века психологи и педагоги отмечали объективную потребность ребенка в общении с взрослыми, усиливающуюся с каждым новым возрастным периодом. Сегодня же резко обострилось противоречие между усиливающейся с возрастом потребностью ребенка во внимании и непрерывным ослаблением, а затем и отсутствием необходимого внимания со стороны взрослых, в том числе родных людей. Результатом этого становится меняющаяся психологическая характеристика современного детства, поскольку у многих ребят развивается чувство одиночества, доходящее порой до отчаяния, растет цинизм, проявляющийся в более открытых (и потому более страшных), чем у взрослых формах, нивелируется уважение к важнейшим человеческим ценностям – честности, порядочности и пр. Неудивительно, что в такой ситуации позиция взрослых, непосредственно контактирующих с детьми, отличается чувством отрешенности и беспомощности [11].

Возрастающий дефицит позитивного воздействия на детей всех институтов социализации – семьи, учреждений культуры, средств массовой информации, образовательно-воспитательных учреждений – ученые, заинтересованные представители общественности и власти заметили еще в 90-х гг. прошлого столетия. Это зафиксировано в утвержденных в сентябре 1995 года Указом Президента РФ «Основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (национальный план действий в интересах детей)». В разделе «1. Положение детей в условиях социально-экономических перемен в Российской Федерации» отмечен «ряд тенденций, которые негативно сказываются на духовно-нравственном развитии и воспитании детей. Резко сократилось производство детских и юношеских художественных и мультипликационных фильмов. Прекратила свое существование сеть специализированных детских кинотеатров. Сокращаются тиражи детских изданий. Не полностью удовлетворяется спрос на научно-художественные, познавательные книги, отечественную классику, литературу по школьной программе» [8].

Взрослые и дети переживали время, когда проблема воспитания новых поколений россиян стала стремительно превращаться в общенациональную трагедию [3] в результате, по образному выражению А.В. Мудрика, «эрозии нравственности, и общественной, и индивидуальной» [5].Проблема обострилась в наши дни настолько, что выявленные психологами качественные изменения в психологии современного детства [9]не позволяют надеяться на положительные прогнозы, если взрослые не осознают свою роль во взаимодействии с меняющимся миром Детства. Влияние взрослых на успешность и обеспечение благополучной жизнедеятельности детей определяется реализацией ими в своей деятельности тех или иных ценностей, установок, имплицитных теорий вос­питания, обусловливающих содержание, характер и воспитательную эффективность взаимодействия как диалога воспитателей и воспитуе­мых, а также воспитуемых между собой [6].

Сущностный смысл такого влияния взрослых на развитие и воспитание детей заключается в осознании и признании потенциала каждого ребенка как самостоятельной ценности, а также в осознании собственных роли и возможностей в его сохранении и развитии. Это требует изучения особенностей социализации детей с учетом основных механизмов, ведущих агентов и виктимогенных факторов, анализа социализирующего потенциала образовательного учреждения, воспитательного потенциала семьи и ближайшего микросоциума в обеспечении успешности и благополучной жизнедеятельности каждого ребенка. Не менее важным является и необходимость определить собственную стратегию развития в освоении соответствующих технологий взаимодействия с воспитанниками и их окружением.

Такое прочтение влияния взрослых и их возможностей в сохранении и развитии детства как стратегического ресурса поступательного развития общества непосредственно связано с целями образования XXI века, сформулированными в 1996 г. Международной Комиссией по развитию образования ЮНЕСКО: учиться учиться, трудиться, существовать и жить вместе [7].

 

Литература:

  1. Демакова И.Д. Билет в пространство Детства.  Режим доступаhttp://www.ug.ru/old/03.01/t20.htm
  2. Дьюи Дж. Школы будущего.  М.: Госиздат, 1926.
  3. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М.: Новая школа, 1996. – 160с.
  4. Лебедева Л.Д. Арт-терапия как педагогическая инновация // Педагогика. 2001.№ 5. С. 29.

5.      Мудрик А.В.  Социализация и «смутное время». – М.: Знание, 1991. – 80 с.

  1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: теория и методика социального воспитания: ученое пособие для студ. высш. учеб. заведений./ А.В. Мудрик, Т.Т. Щелина. – Арзамас: АГПИ, 2008. – 218 с.
  2. Образование: сокрытое сокровище (Learning: TheTreasureWithin): Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. – Режим доступаhttp://www.ifap.ru/library/book201.pdf

8.      Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)" – Режим доступа base.garant.ru/184330/

  1. Фельдштейн, Д.И. Современное Детство: проблемы и пути их решения.//Вестник практической психологии образования. – 2009. – №2. – С. 28-32.
  2. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. – М.: Моск. психол.-социал. ин-т : Флинта, 1997. – 158 с.
  3. Фельдштейн Д.И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). – М.: МПСУ; Воронеж: Модек, 2013. – 335 с. 
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, взрослый, Взрослый мир, Мир Взрослых, непосредственное общение, позитивный социальный опыт, прошлое столетие, Российская Федерация, современное детство, социально-педагогическое пространство.


Задать вопрос