Знайте, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее,
и полезнее впредь для жизни,
как хорошее какое-нибудь воспоминание,
вынесенное из детства, из родительского дома.
Ф.М. Достоевский
Детские годы дают растущему человеку многомерный опыт понимания себя и других, возраст детства сравнивают с «открытием мира», так неисчерпаема его глубина познания. Это время сказок и чудес, невероятных историй и приключений, первой любви и первого разочарования. Всё, что происходит с нами в детстве, весь детский опыт становится основой формирования человека как личности. Книги детства помогают ребенку понять, «что такое хорошо и что такое плохо».
Н.Е. Кутейникова пишет: «Детско-подростковая литература нового тысячелетия, как правило, легко читается и воспринимается взрослыми – родителями и педагогами, если она создана в контексте отечественных культурных традиций. Главное для взрослых – понять и принять то, что современные дети хотят читать свою литературу, поэтому нам необходимо эту литературу знать, читать и выбирать для чтения детей качественные и талантливые произведения» [4, с.40]. Одним из них является маленькая повесть Ирины Краевой «И попрыгать на воле». Это открытое окно в душевный мир девочки, которая проходит испытания совести, чуткости, душевной щедрости, встречаясь с разными людьми и их судьбами. Эта повесть вдохновлена воспоминаниями детства, состоит из небольших историй, она удивляет читателя своей искренностью, доверчивостью, эмоциональностью. Её содержание можно назвать «педагогикой сердца» (Е. Галицких), столько в повести уроков жизненного опыта, нравственных прозрений, проверки на совестливость и деликатность, на человеческое в человеке. Повесть отличается педагогическим потенциалом и ставит смысложизненные вопросы перед читателями и своей маленькой героиней [2, 5 – 8].
Остановимся на педагогически значимых эпизодах повести. События, встречи с молодыми людьми, кризисы, горе и радость дают взрослеющей душе особые впечатления, которые не забываются». «Сюжет выстроен как последовательность событий, сохраненных памятью сердца. Каждое из них что-то прибавляло к пониманию жизни, самосознанию девочки», – пишет Е.О. Галицких [1, с. 51].
В начале повести мы узнаем о дне рождения девочки, это 9 мая - День
Победы – он обещает героическую судьбу. Её назвали Ириной, что означает мир и покой. «В общем-то, зря», – признается Ирина Краева. Мама Ирины была преподавателем истории в пединституте и рассказывала про героические подвиги. Наверное, под впечатлением от маминых рассказов маленькая девочка стала мечтать о войне, чтобы совершить подвиг. Да и как не мечтать, если книжки и фильмы тоже рассказывали о героях! Рабочий-революционер Николай Бабушкин, революционер Николай Лазо, партизанка Зоя Космодемьянская были кумирами героини. «И я хотела жить на благо всех людей, носить в кармане револьвер, и отдать жизнь во имя общего дела» [3, с. 68]. Эта «мальчишница» (так называет Ирину соседка тётя Нина) не играла в куклы, а бегала с Олежкой Балалаевым и Колькой Порубовым во дворе и была организатором «общества по борьбе с пенсионерами». Но мечты девочки о войне и подвигах рассеиваются после экскурсии в бомбоубежище, где её потрясло папье-маше спины девочки, попавшей под ядерный взрыв. «Больше я не хотела никакой войны. И подвига никакого не надо. Люди нежные, у них есть спины. И они служат для того, чтобы носить платья в горох или рубашки в полоску. А не для того, чтобы лежать в бомбоубежище» [3, с. 72].
Ирина Краева иронично рассказывает читателю о своей детской мечте. Этот эпизод помогает посмотреть на войну сквозь горе, бомбоубежище, боль, которые ребенок просто представил, а ещё не пережил. Детям уже в детстве доступно чувство родины. Военные фильмы и книги, истории о подвигах предков послужат хорошим источником знаний о Родине. Повесть «И попрыгать на воле» дает возможность ребенку понять горе «войны» и посмотреть на мир «серьезным» взглядом. Чтобы совершить подвиг, вовсе не надо ждать особых условий, нужно любить близких и далеких людей, жить по совести.
Следующий эпизод про лягушонка поднимает не менее важную проблему отношения к жизни. Девочка, играя в траве, заметила крохотного лягушонка, который как и она прыгал. Игра «кто прыгнет выше» закончилась тем, что Ирина «так же – играя, хлопнула по нему что было мочи ногой» [3, с. 75]. Мама всё видела, назвала дочь «живодёркой» и «мерзавкой». Девочка заплакала, но скорее не столько от понимания своего плохого поступка, а из-за того, что на неё обиделась мать. Осознание содеянного пришло позже, когда у Ирины выпал зуб. «И тут я вспомнила про лягушонка. Иногда так бывает. Вдруг что-то оживает в тебе, о чем уже забыл напрочь» [3, с. 77]. Обернув зуб фантиком от конфеты, девочка закопала его и произнесла трогательные слова, идущие от сердца: она просила прощения у лягушонка, просила его вернуться и быть как брат и сестра. Лягушонок не вернулся, но верность своим словам Ирина сохранила и стала бережно относиться ко всему живому. «Я точно знаю, Чупа, Аким, стрекозы – все они приходили ко мне из-за того лягушонка, которого я убила в солнечный день, когда мне было четыре года, столько же лет, как и ему, – в лягушачьем, конечно, измеренье. А бездомных собак я до сих пор не боюсь» [3, с. 81]. Это воспоминание показывает силу и верность детской клятве, пробуждение доброго и ответственного отношения к живому в сознании девочки.
Знакомя читателя с семьей Волковых, Ирина Краева затрагивает, наверное, самую острую педагогическую проблему взаимопонимания родителей и детей.
Пятиклассница Ирина знакомится с семиклассником Серёжей Волковым, мальчик сразу очаровал героиню. Между ними произошел такой диалог:
– А ты кем хочешь стать?
Он думал. Я чувствовала: он решает, можно ли мне доверить что-то важное для него.
– Ты не смейся. Пожалуйста, – сказал Серёжа, и его челюсть двигалась так, будто в неё всадили десять замораживающих уколов. То есть она почти не двигалась. – Я хочу, чтобы у меня был сын. И мы бы с ним никогда не расставались. Даже во сне. Мы бы летали с ним над морем [3, с. 99].
Мечта семиклассника кажется читателю странной, мальчики 13-14 лет обычно хотят стать космонавтами, пожарными, спасателями, но никак не папами. Читая дальше, мы понимаем всю глубину этой мечты. Отец Серёжи напивался и бил маму. Тонкий и ранимый юноша не смог больше этого терпеть и застрелился из охотничьего ружья, когда никого не было дома. Мальчик страдал, видя беззащитность мамы. Вероятно, ему не хватало отцовской любви, вот он и решил уже в столь юном возрасте, что для своего сына будет самым хорошим папой. «Теперь он тебя бить не
будет», – такую предсмертную записку оставил Серёжа [3, с. 102]. Ни мать, ни отца мальчик никак не называет. Вероятно, это свидетельствует о том, что юноша винил в происходящем взрослых: папу – за то, что бил, маму – за то, что терпела. Мать Ирины восклицает: «О чём Рена раньше думала?! А сейчас разводится. Просит денег занять, чтобы выкупить у Волкова квартиру. Говорит, туда Серёженька дорогу знает. Полоумная! Вначале прокакают ребёнка, а потом чудо подавай! Не могу этого слышать даже! Не надо всего этого! Не хочу» [3, с. 102].
Эта трагичная история наглядно показывает, насколько важна для детей любовь родителей. Дети, растущие не в любви и ласке, а в криках и скандалах, очень переживают. Часто родители заблуждаются, думая, что ребёнок ещё ничего не видит и не понимает. А он всё видит, чувствует и страдает. В лучшем случае ребенок может остаться с психологической травмой, в худшем – как Серёжа… Данный эпизод полезно прочитать не столько детям, сколько родителям, чтобы посмотреть на себя глазами детей и почувствовать их переживания.
В конце повести мы видим девочку, думающую совсем не о детском и не по-детски. «Смерть – это не так уж плохо, думала я. Вот первая жена у папы умерла. Для неё это очень плохо. Но зато потом папа и мама встретились. И родилась я. Может быть, я родилась, потому что первая жена папы хотела, чтобы он не оставался без неё одиноким, жалким человеком? Может быть, она, уйдя в жизнь небесную, не оставила его в земной жизни без своей заботы? И я ей должна быть благодарна, что родилась» [3, с. 112]. Ребята во дворе стали шутить про покойников, выкрикивали стихи с черным юмором, рассказывали страшилки. Дети часто со смехом говорят на такие темы, не осознавая трагичности. Сквозь смех ребят маленькая Ирина вспомнила Прасковью Фёдоровну и её смерть. Девочка сразу взрослеет в наших глазах, её размышления уже не столь наивные и детские: «Накрапывал дождик. На кладбище часто накрапывал дождь. Я стояла и смотрела на фотографию бабушки – черноволосой чалдонки, в благородных скулах которой проступал её дед – хакасский татарин. И мне казалось, что её взгляд, печальный и добрый, стремится ко мне не с овала на белом мраморе. А с серого летящего неба, из зелёной тьмы колышущихся елей, из глубины пёстрого кладбища… Капли стекали с листочков посаженной у памятника ирги, с жёлтого в красный. Падали на седую землю, обсыпанную хвоей, на ворону, подоспевшую к варёному яйцу, на
меня… И я, замирая, слушала шорох капель, промахи крыльев птиц, стук веток, и душа трогалась в это общее неспешное движение. Где была бабушка в этот миг, я не думала, я знала: она рядом, я под светлой защитой её, навсегда-навсегда»[3, с. 119-120].
Проживая каждую из этих историй вместе с маленькой девочкой, читатель наблюдает, как выстраивается характер героини, формируется личность маленькой Ирины.
Таким образом, погружая в детские воспоминания своего читателя, Ирина Краева помогает ему задуматься о важных и вечно актуальных вопросах: об отношении к родине большой и малой, о взаимоотношениях между членами семьи, о жизни и ее оборотной стороне - смерти, о мечте и её осуществлении, о доброте и равнодушии. «Уроки понимания» себя среди людей интересны как детям, так и взрослым. Повесть написана увлекательно, динамично, доверчиво и эмоционально. Поэтому погружает читателя любого возраста в атмосферу сопереживания, осмысления поступков, дает возможность открыть их педагогическую глубину и живой опыт понимания другого человека. «Самое главное – дети в произведениях И. Краевой <…> думают и говорят, как современные дети, они жизнеподобны, узнаваемы, поэтому интересны современным читателям-школьникам» [4, с. 44]. Н. Е. Кутейникова рекомендует это произведение как для учеников 5-7 классов, так и для учащихся 8-9 классов [4, с. 43]. Чтение этой маленькой повести полезно также родителям и педагогам, потому что автор дает возможность посмотреть на взрослых глазами детей, а это трудный путь самоанализа и переоценки своего поведения, отношения к людям. «Каждое время выстраивает свой образ детства, который складывается, как стеклышки в калейдоскопе в неповторимые яркие узоры, в которых проникающий свет помогает нам увидеть и красоту, и таинство, и изящество, и разнообразие, и фантазию этого творения» [1, с. 53]. Понимание важности педагогического потенциала воспоминаний детства необходимо каждому будущему учителю и воспитателю.
Литература:
- Галицких, Е.О. Художественные образы девочек в современной детской литературе // «Школьная библиотека сегодня и завтра», 2015, №3. – Стр. 49-53.
- Галицких, Е.О. Духовность как междисциплинарное понятие гуманитарного образования // Духовность как антропологическая универсалия в современном литературоведении. - Киров: ВятГГУ, 2009. - 195 с.
- Краева, И. Баба Яга пишет. – СПб.: Лимбус Пресс, 2014. – 138 с.
- Кутейникова, Н. Е. Жизнь и игра в современной детско-подростковой литературе // Инновационный поиск словесников: практики гуманитарного образования: учебно-методическое пособие /сост.: Е. О. Галицких, Т. К. Косолапова – Киров, Изд-во ООО"Радуга-Пресс", 2015. – Стр. 40 – 45.
- Лузина, Л.М. Человек в проблемном поле воспитания. - Псков: ПГПУ, 2008. - 288 с.
- 100 форм работы по продвижению чтения и не только: словарь-справочник для библиотекаря. - М.: Библиомир, 2015. - 175 с.
- Книга в руках учителя и ученика/ авт.-сост. Е.О.Галицких, Л. В. Мошкина. - Киров, Изд-во ООО"Радуга-Пресс", 2014. - 223 с.