Социально-психологические проблемы литературного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: парадигмы взаимодействия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 23.11.2015

Статья просмотрена: 267 раз

Библиографическое описание:

Дедаева, С. С. Социально-психологические проблемы литературного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: парадигмы взаимодействия / С. С. Дедаева, С. П. Акутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23163/ (дата обращения: 18.12.2024).



 

Ни для кого не секрет, что в настоящее время существует множество проблем и факторов, влияющих на изучение художественной литературы среди дошкольников и младших школьников. Особенно актуальна эта тема в наше время, время современных технологий, в век, когда на смену бумажным книгам пришли электронные, когда на смену реальным играм пришли виртуальные, в век, где виртуальное общение стало вытеснять живое общение, и многое другое.

Основной целью нашего исследования стало выявление социально-психологических проблем литературного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Несмотря на то, сколько стараний и времени требуется на обеспечение подготовленности детей к обучению в школе, практически все дети на начальном этапе обучения встречаются с некоторыми препятствиями. Такой этап перехода от дошкольного детства к школьному можно наименовать периодом приспособления и привыкания ребенка к школе.

В логике нашего исследования проанализируем социально-психологические характеристики эволюционирования детей дошкольного и младшего школьного возраста. В дошкольном возрасте расширяется круг общения и интересов. Научившись разговаривать в раннем дошкольном возрасте и познав себя как «Я», ребенок старается найти возможность занимать равную позицию по отношению к взрослым, но когда этого не получается, то он ему приходиться строить свой собственный мир игры, в котором воссоздает поступки и слова взрослых.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок изображает взрослого. Ф. Бойтендайк утверждал, что игра появляется по причине наличия у ребенка стихийных стремлений к раскрепощению, к устранению происходящих трудностей среды окружения, к объединению общности с окружающими и вследствие существующей у него склонности к подражанию. Ребенок играет с образами предмета [6].

Л.С. Выготский определил психологический критерий, рознящий игру и другие промыслы ребенка. Главный признак настоящей игры ребенка от некоторых игровых деяний заключается в сотворение воображаемой ситуации, где огромное влияние на дошкольника оказывают сказки и художественная литература[6].

Сказка – это любимый литературный жанр ребенка. Во время слушания сказки он испытывает чувства соучастия, эмпатии, но, так как владение речью еще не достаточно развито, то такой деятельности подобает носить сначала внешние опоры. Если мы возьмем в руки книгу сказок для детей, то можем увидеть, что она полна множеством ярких картинок, и это не случайно. Дело в том, что взгляд ребенка сначала приковывают картинки, они есть точное отображение текста в книге, с их помощью у ребенка наступает понимание происходящего в сказке.

Важной частью психического прогресса во время дошкольного детства служит желание ребенка к школьному обучению, то есть, к моменту поступления в школу формируются определенные психологические свойства, характерные школьнику. Полностью эти свойства могут сформироваться только в течение школьного обучения под воздействием свойственной ему среды обитания.

Младший школьный возраст величают пиком детства. Ведущим видом деятельности служит учебная. В младшем школьном возрасте изменяется восприятие своей роли в системе отношений, меняются увлечения, ценности ребенка, поле деятельности, требования к нему, то есть, меняется весь его уклад жизни.На смену беспечным играм приходят каждодневные учебные занятия, требующие от ребенка сосредоточенности в умственном труде, оживление внимания, старательной работы на уроках и более или менее поддержания позы той, которая должна быть, но необходимость в движении сохраняется большой. В этом возрасте у ребенка отмечается диссонанс между физическим и нервно-психическим развитием, где опережающее воздействие оказывает первое. Это сказывается на временном ослабление нервной системы, и влечет за собой проявления повышенной утомляемости и беспокойства.Ребенок опять оказывается на рубеже незнакомого ему возрастного этапа, причиной чего для него служит новая социальная ситуация, ужесточающая условия жизни и выступающая для него как стрессовая ситуация. 

Ребенок дошкольного возраста пребывает в окружении своей семьи, где адресуемые к нему настояния сознательно или бессознательно сопоставляются с его характерными особенностями. В школе все по-другому. В классе находится много разных детей, и учитель обязан каждому уделить внимание и заниматься со всеми, по причине этого у ребенка увеличивается психическую напряженность.

В школе происходит унификация обстановки жизни ребенка, что ведет к появлению различных отклонений: сверхвозбудимость или явная вялость. Ребенку предстоит готовиться одолеть обрушившиеся на него трудности. Учебная деятельность настаивает на новых достижениях в развитии навыков чтения, общения, внимательности, запоминания, воображения и мышления; создает новый климат для личностного развития ребенка.

Современная детская литература – это одно из явлений социальной культуры, которое сопровождает развитие в обществе детской культуры. Но, к сожалению, она пропадает, в связи с получением детьми основного образования, они сталкиваются с «большой культурой», культурой взрослых, где узнают о предлогах, приставках и все становится на свои места.

Процесс соприкосновения детей дошкольного и младшего школьного возраста с художественной литературой – это процесс формирования личности. С помощью художественной литературы надобно воздействовать на мыслительную, духовную, эмоциональную сферу личности ребенка. Специфика когнитивной сферы ребенка такова, что главным составляющим в процессе общения с художественной литературой является эмоциональный компонент. Его затухание приведет к уничтожению и двух других - познавательного и волевого.

«Психологи выделяют два вида связи с художественным миром произведения. Первый вид – образно-чувственный, предполагает под собой непринужденную эмоциональную реакцию ребенка на образы героев в литературном произведении. Второй – умственно-оценочный он обусловлен житейским и читательским опытом ребенка, в котором находятся элементы оценивания» [5].

Художественная литература предполагает деятельность, воплощающуюся во внутренней поддержке, эмпатии героям, в представлении себя на месте событий, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях [3]. Художественное восприятие ребенка развивается и совершенствуется, этот процесс очень заметен в дошкольном возрасте. У старших дошкольников открывается новая способность – представлять себя на месте героя. Самыми желанными оказываются фантастические русские народные сказки с их великолепным вымыслом, невероятностью, фабулой, полными конфликтами, преградами, с яркими, сильными характерами героев [1].

 Художественное произведение влечет ребенка своей яркой идеей и своим раскрытием содержания жизни персонажа. Эмпатия героям, умение следить за развитием сюжета, соотнесение событий, способствуют ребенку в сравнительно быстром и правильном понимании реалистических рассказов, сказок, а к концу дошкольного возраста – перевертышей и небылиц. Недостаточный уровень развития абстрактного мышления затрудняет понимание детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого [4]. Стихи воздействуют на ребенка ритмом, мелодичностью; детей манит к себе мир звучания. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое удовольствие.

Восприятие читателем-школьником литературного произведения – это сложный творческий процесс, опосредованный всем жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом ученика. Школьника младшего возраста интересуют чаще всего отдельные яркие эпизоды. Рассуждения ребенка в этом возрасте о поступках героев книг, как правило, бывают сверхкатегоричные, не допускающие критики, но, как правило, эмоционально окрашенные. Младшие школьники оказываются захваченными сопереживанием особенно любимым героям. Главное, чтобы герой был положительный [2].

При изучении художественной литературы на ребенка влияет множество факторов: семейная обстановка дома, окружающая его действительность, не развитое умение читать, у младших школьников – обстановка в классе, взаимоотношение с учителями, так же обстановка взаимоотношений дома с родителями и с родственниками, все зависит от того кто с ребенком занимается и т.д. В силу этих факторов, и множества других, у детей дошкольного и младшего школьного возраста могут появляться проблемы в изучении детской литературы.

Одной из таких проблем в дошкольном возрасте может служить то, что в связи с работой родителей ребенок остается почти без внимания, по причине усталости или еще чего-то ему не читают сказки на ночь. В силу того, что ребенок не в совершенстве владеет речью, и навык чтения еще не развит в совершенстве, появляется проблема изучения художественной литературы. Такая же ситуация повторяется и в младшем школьном возрасте, на эту проблему накладывается еще и проблема школьных домашних заданий. По причине того, что ребенок не может сам понять, как они выполняются и как их сделать, у него просто не хватает времени на изучение художественной литературы. Похожей причиной может стать не успевание освоения нового материала, так как требования ФГОС завышены, ребенок просто не в силах освоить такой багаж знаний, т.е. возможности ребенка и то, что от него требуют, не сопоставимы.

Еще одной не маловажной проблемой может являться то, что ребенку просто не понятен художественный жанр литературного произведения, здесь главное, чтобы рядом был такой человек, который бы ему объяснил все то, что ему не понятно. Бывает так, что ребенку не нравится его учительница по литературе и он, думая, что делает ей на зло, просто перестает изучать художественные произведения. Почти у каждого дома есть компьютер или ноутбук, и многие дети умеют обращаться с ним, некоторые даже уже могут быть зарегистрированы в соц. сетях, в которых они могут искать общение, понимание и игры. Все это настолько затягивает ребенка, что он требует еще и остановиться бывает очень трудно, хотя, казалось бы, очень много художественной литературы есть в интернете. Для этого не надо никуда ходить, большинство книг в общедоступности, надо всего лишь сделать запрос в поисковике и все готово, но все игры в соц. сетях, общение завлекают ребенка настолько, что он просто забывает о том, что можно читать художественную литературу в интернете. Конечно же, здесь немаловажным является само желание ребенка изучать художественную литературу. Еще одной немаловажной причиной может стать то, что дети не любят читать и этот процесс они заменяют просмотром мультиков, что может вести не к развитию речи, а, наоборот, к регрессии.

Подводя итог нашей работе, мы можем сделать вывод о том, что цель нашего исследования, согласно которой было выявление социально-психологических проблем литературного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, была достигнута. Изучение художественной литературы нужно и важно для дошкольного и младшего школьного возраста. В книге скрыт глубокий смысл. Приобщение к книге для ребенка носит характер начала самостоятельной интеллектуальной жизни. С помощью художественной литературы сознание ребенка рисует красочные картинки, развивается фантазия, а самое важное развивается речь и пополняется словарный запас.

 

Литература:

  1.                Белинский В.Г. О детских книгах. Собр. Соч. Т.3. – М.:Книжный Клуб Книговек, 2011. – 223 с.
  2.                Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф. Методика преподавания литературы. Глава V. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений на уроках литературы. – М.: Академ А, 1999. – 162 с.
  3.                Гурович Л. М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада / Под редакцией В.И. Логиновой. – СПб:Детство-Пресс, 2000. – 128 с.
  4.                Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. Т.1. – М.: Педагогика, 1996.– 166 с.
  5.                Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 2002. – 256 с.
  6.                Психология: Учебник для педагогических вузов/ под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Высшее образование, 2008. – 660 с.
Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, ребенок, младший школьный возраст, дошкольный возраст, литературное произведение, время, дошкольное детство, игра, литературное образование детей, школьное обучение.


Похожие статьи

Историко-педагогический анализ проблемы эстетического воспитания школьников в педагогической теории и практике

Фольклор как средство духовно-нравственного развития дошкольников: специфика интеграционного подхода

Исследование социально-педагогической проблемы подросткового возраста на примере школьного буллинга

Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста. Социальные и педагогические технологии: сущность и взаимосвязь

Психологические основы становления экологического сознания детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические проблемы информатизации образования в условиях глобализации

К вопросу о развитии художественно-эстетического восприятия пейзажной живописи детьми старшего дошкольного возраста

Сравнительный анализ организационно-педагогических условий формирования образа Я ребенка дошкольного возраста в социуме

К вопросу о структуре культуры здорового образа жизни молодого человека: педагогический аспект

Философско-методологические аспекты интегративных курсов в профессиональном образовании: закономерности построения и функционирования

Похожие статьи

Историко-педагогический анализ проблемы эстетического воспитания школьников в педагогической теории и практике

Фольклор как средство духовно-нравственного развития дошкольников: специфика интеграционного подхода

Исследование социально-педагогической проблемы подросткового возраста на примере школьного буллинга

Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста. Социальные и педагогические технологии: сущность и взаимосвязь

Психологические основы становления экологического сознания детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические проблемы информатизации образования в условиях глобализации

К вопросу о развитии художественно-эстетического восприятия пейзажной живописи детьми старшего дошкольного возраста

Сравнительный анализ организационно-педагогических условий формирования образа Я ребенка дошкольного возраста в социуме

К вопросу о структуре культуры здорового образа жизни молодого человека: педагогический аспект

Философско-методологические аспекты интегративных курсов в профессиональном образовании: закономерности построения и функционирования

Задать вопрос