Социально-педагогический потенциал досуга в Центрах детского и юношеского творчества (Дом культуры)
Карюхина Анастасия Сергеевна, аспирант; Глебова Любовь Николаевна,
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
Во все времена перед педагогической наукой и практикой стояли актуальные неразрешенные вопросы детского досуга, в результате которого в процессе социализации выросла бы социально развитая личность, подготовленная к активной творческой жизни. Необходимость оказания помощи детям в их социальном созревании и развитии, участие подростков в разных сферах жизнедеятельности является предупреждением жестокости, пороков, социальной детской неустроенности. Эти и многие другие проблемы не могут быть решены эффективно только в рамках педагогической науки и практики.
Проблема социального воспитания личности ребёнка актуальна и в настоящее время. Особенно для нашей страны, с её вековыми традициями человеколюбия, сострадания и гуманности. За годы обновления государства семье и детям не стало легче и комфортнее психологически, социально и нравственно, стало увеличиваться количество семейных разводов, серьёзно выросла детская, подростковая и молодёжная преступность, система образования стала приобретать все новые и новые очертания [5]. В целом за два последних учебных года по разным причинам в России за парты не сели 1 млн. 700 тыс. школьников.
В Арзамасе отсев из школ увеличился в 10 раз. Статистические данные широко раскрывают печальные факты и ситуации детской и подростковой жизни в г. Арзамасе. Удельный вес уличной преступности на 2013 год по сравнению с предыдущим годом возрос на 0,7 процента. За истекший период на территории города совершено 86 краж в общественных местах. Около половины из них совершены в местах массового досуга граждан, в том числе в кафе и на водоемах.
Эти негативные факты и явления детской среды имеют под собой объективную социальную почву. С одной стороны, в процессе обучения, в передаче знаний укоренился старый диктаторский подход с его линейностью и однообразием, что тормозит процесс овладения молодёжью знаниями и применения их в жизнедеятельности. С другой стороны, особо значимая сфера жизнедеятельности молодёжи – досуг детей и подростков – оказалась вне поля зрения семьи и учебных заведений, происходит подмена системного и деятельностного подхода в культурном, духовном, нравственном, физическом воспитании личности ребёнка энным количеством мероприятий (внешкольных, внеклассных). Главное в этом процессе, как считали его организаторы, «вовлечь» ребёнка в дело, а не достижение нужного эффекта в социализации личности.
Учебно-воспитательные учреждения для детей, подростков и юношества в большинстве случаев либо игнорируют процесс социального воспитания и развития личности ребёнка, либо не в состоянии реализовать хотя бы в какой-то существенной его части. Причиной этого послужило то, что предавались забвению цели и задачи культурного развития ребёнка (в широком смысле слова), которое является существенной частью (аспектом, направлением) социального развития и наиболее интенсивно протекает в целенаправленном досуге. Досуг в жизнедеятельности человека как неформальная и свободная социальная сфера развития личности существенно отличается от других. Дети, особенно в формальных моментах организации, в основном опираются на её интересы и ориентации, чаще всего в группе, коллективе сверстников [1].
Важно обратить внимание школьников на то, что не все привычки ведут к нежелательным последствиям, однако сам механизм любой зависимости потенциально опасен и является показателем психологической нестабильности [7].
Необходимо признать объективно существующий факт, что социализация подрастающих поколений в досуге есть не менее сложный процесс, чем учение и труд, в котором потребности одного человека детерминированы потребностями общественными, групповыми, коллективными [1]. Во временных молодёжных коллективах жизнь и деятельность учащихся протекает в основном в досуге, а по содержанию и формам организации он является существенным звеном социального воспитания личности ребёнка, серьёзным стимулом его творческого, интеллектуального, нравственно-духовного, физического развития, процессом, направленным на углубление и расширение его знаний, гуманизацию чувств и поступков.
Как показывают научные исследования в нашей стране и за рубежом, одним из существенных негативных явлений в молодёжной среде является плохая организация досуга, отсутствие целевой его направленности на социальное развитие личности и, прежде всего, во временных молодёжных общностях, которые становятся для молодого человека определённым «пристанищем» их удовлетворения. В этой общности особенно видны противоречия между потребностями человека и возможностями. И поскольку довольно часто культурные потребности молодого человека удовлетворяются в неформальном коллективе спонтанно, то естественно, это существенно тормозит его развитие. Однако сфера досуговой жизни учащихся в неформальных временных коллективах оказалась в педагогической науке и практике в числе малоисследованных.
Острота проблемы социального воспитания личности ребёнка в сфере досуга состоит в том, что в условиях обновления России нет иного более разумного выхода, чем обратить особое внимание на необходимость научных разработок и практического внедрения результатов, направленных на создание в детской жизни социальных культурно-воспитательных досуговых институтов. В нашем случае – это домах культуры, в частности МУК Арзамасский ГДК. Однако эта проблема на государственном уровне решается весьма ограниченно и узко. В научных изысканиях по проблеме свободного времени следует избавиться от паллиативных и фрагментарных предложений, больше связанных с упрощённым воспитательным воздействием на личность через отдельные досуговые мероприятия. Необходим научный поиск фактов, усиливающих социализирующее воздействие досуга, а значит способствующих положительному внутреннему изменению определённых лично и социально значимых свойств и характеристик личности подростка.
Решение этих проблем и вопросов требует научного подхода к их рассмотрению на стыке родственных наук - общих основ педагогики, социальной педагогики и её отраслей (педагогики досуга и семейной педагогики), теоретической и прикладной культурологии, общей и социальной психологии. Теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы социального воспитания учащихся в сфере досуга обусловили выбор темы и проблемы исследования, которая не была достаточно изучена в научном контексте.
Наше исследование направлено на преодоление существующего противоречия между состоянием практики социального воспитания в сфере досуга в центрах детского творчества – доме культуры и уровнем развития социальной и досуговой педагогики, на дальнейшее развитие центров творчества детей и юношества как подлинных досуговых культурно-воспитательных институтов. При этом целью исследования будет определение и реализация системы социально-педагогических условий повышения потенциала досуга как основы активного включения подростков в социальное воспитание и самовоспитание.
Объект исследования – особенности социально-педагогической работы с подростками во временном досуговом коллективе, а предмет исследования – процесс качественного улучшения социального воспитания в досуговой деятельности с подростками во временном творческом коллективе.
Задачи исследования:
1. Определить основные понятия, цели и задачи социального воспитания личности ребёнка в досуговом коллективе.
2. Определить ведущие (доминантные) социально-педагогические условия социального развития подростка в различных видах творческой деятельности в условиях временного коллектива.
3. Выявить особенности временного детского коллектива и его потенциал для социального воспитания личности в досуге.
4. Разработать комплексную целевую программу социального развития в условиях жизни подростков во временном досуговом коллективе.
5. Определить требования к личности педагога, реализующего социально-воспитательные цели во временном детском досуговом коллективе.
Основной рабочей гипотезой исследования было предположение о том, что в неформальном временном досуговом коллективе детей в отличие от внеклассной работы в образовательных учреждениях можно эффективнее и стабильнее организовать отношения взаимопонимания и сотворчество при включении их в различные сферы творческой деятельности.
Организация жизнедеятельности на основе доминирующих интересов и потребностей с учётом возможностей и ориентации позволяет организовать взаимное влияние детей, обогащая их духовно и нравственно, эстетически и физически. Лишь объединение подростков в неформальном творческом процессе позволяет активизировать потенциальные возможности каждой личности и пробудить ребёнка к более открытому самовыражению и реализации желания не отставать от других членов группы, общности, коллектива [1].
Организация социальной жизни подростков в неформальном временном коллективе позволяет помочь им научиться критически подходить к себе и своим друзьям, сопереживать, помогать, добиваться личных и общих успехов, успешно продолжать детскую жизнь, наполняя её серьёзными и взрослыми делами [6].
Правильная организация социального развития ребёнка во временном неформальном досуговом коллективе позволяет педагогам, вожатым, тренерам, учителям, психологам реализовывать поставленные перед ними функции и задачи в большей степени как социальным педагогам, выступая одновременно советчиками, наставниками, старшими товарищами, побуждая детей к самосовершенствованию, научая их правильно реагировать на различные социальные явления в обществе [3].
Методологической основой исследования явились положения о биосоциальной сущности человека как личности, закономерностях и факторах социального воспитания и самовоспитания детей, подростков и юношей, о культурно-досуговой деятельности как важном направлении и психолого-педагогического обеспечения процесса социализации личности, об управлении и самоуправлении этим процессом в условиях временного детского досугового коллектива.
Теоретическими и методическими предпосылками для нашего исследования послужили взгляды и научные концепции о человеке как объекте и субъекте социального развития и саморазвития (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон и др.). Общие принципы, содержание и методика воспитания личности выявлены в работах Н.И. Болдырева, Н.К.Гончарова и др. Принципы интенсификации учебно-воспитательного процесса разработаны С.Г. Вершловским, М.А. Даниловым, А.Г. Соколовым. Направления совершенствования процесса воспитания на основе системного и деятельного подхода обоснованы З.И. Васильевой, Л.А. Высотиной, Л.Ю. Гординым, Т.Н. Мальковской, Г.И. Щукиной. Теория деятельности как основа общекультурного развития личности разработана Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович, Л.С. Выготским, М.С. Каганом, А.Н. Леонтьевым, А.И. Новиковым, С.А. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным. Сущность и специфика различных проблем фундаментальной и прикладной культурологии, культуры как синтеза всех видов человеческой деятельности обоснованы М.А. Ариарским, С.Н. Артановским, Д.Н. Генкиным, С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовским, А.П. Марковым, Э.В. Соколовым, В.Е. Триодиным и др.
В ходе исследования был проведен опрос 200 школьников в момент и по окончании пребывания в творческих коллективах МУК Арзамасском ГДК, что позволило определить и оценить наиболее значимые для детей и юношества формы и виды досуговой деятельности, направленные на осознание ими роли и значимости социального саморазвития личности, формирования активности и самостоятельности.
Проведённый анализ материалов об опыте работы Арзамасского ГДК позволил уточнить приоритетные направления социального воспитания школьников в сфере досуга. Непосредственное участие в работе с детьми и подростками в сфере досуга в Арзамасском ГДК, в качестве руководителя клубного формирования «Созвездие» также помогло разработать и реализовать многие культурно-досуговые программы, которые будут способствовать социальному развитию личности различных-видов трудовой, общественной и досуговой деятельности. Постановка их в позицию лидера и подчинённого, организатора, руководителя и исполнителя разных ролей при проведении мероприятий [6].
Таким образом, взаимосвязь детского досугового коллектива и педагогического коллектива как единого, действующего на основе сотрудничества и сотворчества является социально-педагогическим потенциалом развития личности ребенка. Организация досуговой жизнедеятельности, способствующей активному развитию личности ребёнка в Арзамасском ГДК, является эффективной и направлена на социализацию личности школьника, повышение его творческой активности и деятельности.
В результате работы, проведенной нами в Арзамасском ГДК, подтвердилась гипотеза о том, что модель повышения социально-воспитательного потенциала досуга держится на инновационном подходе к осмыслению и реализации ряда взаимодополняющих психолого-педагогических условий, определяющих эффективность социального воспитания личности ребёнка в культурно-воспитательной работе. Социальное развитие и воспитание личности ребёнка в творческих коллективах направлены на формирование у школьников ценностных ориентаций, которые соединены разнообразной социально и лично значимой деятельностью в условиях временного коллектива. Поэтому Арзамасский ГДК становится уникальным социально-педагогическим и культурно-воспитательным учреждением, способствующим детям и подросткам с различной направленностью интересов и деятельности в их социальном развитии, оздоровлении и социальном закреплении приобретённых знаний и умений в учебной и досуговой деятельности, столь необходимых для их дальнейшего самостоятельного и активного вхождения в жизнь. Для руководителей коллектива важной и неотъемлемой частью их деятельности является ребёнок, который через включение в различные социальные связи и отношения развивается и самосовершенствуется в экологическом, психолого-педагогическом и социокультурном направлении.
Эти направления деятельности включают систему разнообразных форм и видов досуговой деятельности, связанных с развитием физического здоровья детей, формированием здорового образа жизни; интеллектуальным, чувственно-эмоциональным, волевым развитием личности ребёнка, помощи ему в психолого-диагностическом регулировании и коррекции; социализации ребёнка через активные приобщения его к культурно-нравственным, эстетическим, духовным и иным ценностям [6].
В целом исследование подтвердило необходимость присутствия досуговой деятельности в жизни учащихся, с целью повышения их социально-педагогического потенциала, углубления социально-личностных интересов и способностей, улучшения коммуникативной и деловой деятельности, расширения зон интеллектуального развития, развития активности и самостоятельности ребенка.
Литература:
- Андреева Г.М., Донцев И.И. Межличностное восприятие в группе. – М.: Изд.МГУ, 1981. – 295 с.
- Леви В.Л. Нестандартный ребёнок. – С-Пб.: Питер, 1993. – 250 с.
- Ломов Б.Ф. Методолические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
- Мудрик A.B. Общение школьников. – М.: Знание,1987. – 80 с.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. (В кн.: Психологическая наука в СССР). – М.: Изд. АПН РСФСР,1960. – С.110-125
- Рыбакова Н.В., Назарова Т.Ф. Нравственное воспитание и культура личности. – Л.: Знание, 1982. – 32 с.
- Щелина Т. Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. – 2014. – №21.1. – С. 146-149.