Творчество В. П. Крапивина в круге чтения современных младших школьников
Губанихина Елизавета Вадимовна, студент
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
В эпоху цифровых технологий у большинства младших школьников нет желания проводить вечер с книгой. Причин тому достаточно много, одна из них заключается в том, что ребенок начального возраста тянется к развлечениям, которых предоставляется множество на базе компьютерной и мобильной техники. В связи с этим появляется необходимость введения определенной системы мотивации и стимулирования детей к чтению. В основе данной системы должно быть использование качественной детской литературы, способной заинтересовать ребенка и позволяющей узнать что-то новое [5, с.71].
Чтение детской литературы – это не развитие ребенка как таковое, а средство этого развития, метод пополнения культурной базы и расширения общего кругозора. Поэтому каждое литературное произведение, прочитанное ребенком, должно не просто развлекать, но и преподносить ему некоторую информацию, необходимую для формирования полноценного члена общества, должно пробуждать его познавательный интерес, развивать любознательность [4].
Известно, что младший школьник воспринимает мир вокруг в большей степени по средствам эмоций, чувств, поэтому события, происходящие в книге, он «проводит через себя», отождествляя себя и главного героя. Мораль произведений усвоится гораздо легче именно в этом возрастном периоде, тем более, если ребенок заинтересован сюжетной составляющей. Более интересны младшим школьникам волшебные, фантастические сюжеты или же реалистичные истории про их ровесников [3, с.176].
Поставив цель - стимулировать детей к чтению через качество произведений и заинтересованность ребенка, мы хотим обратиться к конкретному автору, произведения которого соответствуют ей.
Владислав Петрович Крапивин – современный детский писатель, обладатель большого количества наград, премий. Немаловажно, что при написании своих произведений автор основывался не только на собственном представлении о воспитании детей, о способах повышения их уровня образованности, но и на опыте прошлых лет.
В. П. Крапивин изучал педагогические взгляды А. С. Макаренко, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского и таким образом сформировал личную точку зрения, помогающую ему в дальнейшем в написании произведений для детей. Автор, берущий на себя ответственность писать детские произведения, несет на себе нравственную ответственность за каждую строчку, за каждое слово. Как перефразировал Е. Ф. Борисова Константин Станиславский: «Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только еще лучше» [8]. Это высказывание очень точно отмечает тот факт, что писать рассказы для детей труднее, нежели для взрослых людей, так как они должны нести что-то ценное в сознание ребенка, соответствовать современным стандартам детской литературы.
Детские литературные произведения подразделяют на реалистические и фантастические. В. П. Крапивин писал в обоих жанрах.
Изучив произведения данного автора, можно заметить общую тематику детства, главными героями книг являются дети с разными увлечениями и характерами, но все они подают положительный пример читателям своими непоколебимыми моральными принципами. Большинство событий, происходящих с персонажами повестей и рассказов В. П. Крапивина, показывают ценность дружбы, справедливости, ответственности, решимости в действиях и даже отваги. Героям произведений приходится сталкиваться с различными трудностями, например, конфликтом «отцов и детей», с которым тяжело справиться, не разрушив детские романтические идеалы (например, в произведении «Колыбельная для брата»).
Рассмотрим произведение В. П. Крапивина «Голубятня на желтой поляне». Основное действие происходит в трех мирах: на Земле будущего, Земле-2 и на загадочной Планете, где постоянно происходят мистические события. Главная сюжетная линия разворачивается вокруг Ярослава Родина – космического разведчика - и его лучших друзей. Им приходится справляться с неприятелями-паразитами с других планет, но при этом не удается забыть и о житейских проблемах. Невероятные приключения и удивительные повороты сюжета – то, что действительно может заинтересовать ребенка. Данное произведение может с легкостью войти в список внешкольного литературного чтения детей 8-10 лет. Это научно-фантастический роман-трилогия. Фантастическим данное произведение можно назвать потому, что в нем присутствует «элемент необычности», нарушение границ реальности, но при этом, многие происходящие явления основываются на так называемых научно-фантастических допущениях – возможных изобретениях, технологиях будущего, что показывает научную направленность данного произведения. «Голубятню на желтой поляне» следует отнести именно к романам, т.к. описывается судьба главного героя, его личностное становление, жизненный путь.
Несмотря на жанр, в котором написано произведение, оно наполнено лирическим подтекстом. Нередко встречающиеся рассуждения о жизни, о любви, о счастье, помогут частично сформировать понимание данных понятий в голове ребенка: «Счастье - когда счастливы те, кого любишь» [6]; «Чтобы жить, человек должен любить. Кого-то или что-то» [6].
Ярослав Родин, стремящийся к приключениям, говорил: «Нельзя, братцы, идти назад, когда впереди такая дорога. Потом всю жизнь себе этого не простишь... А может, это и есть главное дело - узнать, куда она ведёт» [6]. Данное высказывание показывает читателю значимость инициативности, веры в успех и силы духа на жизненном пути человека. Такие фразы побуждают к решительным действиям, придают веру в себя и в то, что ты делаешь.
Среди космических, невероятных событий есть место и для разговоров о жизни, для рассуждений о прекрасном и великом. В этой книге есть всё, что необходимо ребенку: интересный, захватывающий сюжет, полный тайн, загадок, космических путешествий, необитаемых и обитаемых планет, яркие и запоминающиеся главные герои, доступность изложения, и всё это дополняется воспитательным аспектом произведения. Но В.П. Крапивин касается вопроса получения образования и воспитания юными читателями не напрямую, не «в лоб», а с помощью описания во всех деталях таких сюжетных ситуаций, из которых ребенок сможет самостоятельно сделать вывод и применить его в жизни.
Например, в случаях конфликтов главных героев, можно извлечь много полезной информации: как вести себя во время ссоры, как грамотно отстаивать свою точку зрения, как и при каких обстоятельствах грамотно пойти на уступки. Простые истины осознаются ребенком в процессе увлеченного погружения в фантастический мир невероятных приключений.
Теперь давайте обратим внимание на такое произведение В.П. Крапивина, как «Валькины друзья и паруса». Эта книга повествует о жизни пятиклассника Вальки Бегунова, безумно любящего корабли и барабаны. Он много рисует, в том числе любимые паруса в бескрайних морях, и мечтает стать художником. Валька – романтик, мечтатель, но его не все таковым готовы принять. Это произведение рассказывает о преодолении главным героем жизненных испытаний, в ходе чего лишь укрепляется его вера в дружбу и в чувство справедливости.
Несмотря на то, что произведение было написано в 1966 году, в наши дни оно не потеряло своей актуальности. Возможно, современному ребенку не совсем будет понятно ярое желание Вальки быть пионером, но остальные категории - преданность, дружба, товарищество, ответственность – не подвластны времени. В книге нет захватывающих погонь, драк, приключений, но взаимоотношения главного героя и его младших друзей описаны так ярко, что произведение легко будет читаться и детьми младшего школьного возраста.
В романе-трилогии «Мальчик со шпагой» В.П.Крапивина описывается становление личности Сережи Каховского – шестиклассника, готового преодолеть любые жизненные преграды. Сережа смел, он решительно делает выбор между бесчестием и честью в пользу второго, всегда встает на защиту справедливости. Данная книга написана в стиле реализма, что характерно для начального периода творчества писателя.
По мнению главного героя, простая искренняя человеческая дружба помогает легче переносить неприятности, встречающиеся на жизненном пути: «Предчувствие беды - пустой страх из-за глупых выдумок и нелепых слухов. Потому что когда встречаются друзья, несчастья отступают и прячутся с глаз» [7]. Также от лица главного героя автор дополнял: «Если человеку одиноко и страшно, кто-то должен оказаться рядом» [7]. Данные высказывания показывают читателю необходимость социальных взаимодействий со сверстниками, значимость общения и выстраивания межличностных отношений. Ребенок, читая, начинает перенимать к себе опыт персонажей, а именно то, как помощь друзей поддерживает в трудную минуту.
Чему же еще учит данное произведение? Отваге.
Чтоб врагам хвалиться было нечем,
Не беги назад от них ни шага.
Даже если ты кузнечик,
У тебя должна быть шпага. [7]
Автор доносит до читателя образ благородного, чистолюбивого и отважного мальчика как пример для подражания подрастающего поколения. Сережа Каховский живет по законам чести и способен постоять за себя и своих друзей, которые, в необходимый момент тоже смогут его защитить. Помимо вышеперечисленных положительных качеств, В.П. Крапивин показывает, что важно слушать старших, обращает внимание, насколько ценен их опыт для ребенка.
Подводя итог, хочется отметить, что каждое из рассмотренных произведений В.П.Крапивина имеет место быть в списке внеклассного чтения ученика начальных классов 8-10 лет.
Если рассматривать все произведения данного автора, можно заметить тенденцию пропаганды соблюдения норм морали, представления отваги, преданности, ответственности, решительности, справедливости как основополагающих качеств для формирования личности в детском возрасте.
Ценности, на значимость которых В.П.Крапивин старается обратить внимание в своих повестях и романах, стоит прививать детям с ранних лет, поэтому именно возраст ребенка начальных классов наиболее благоприятен для изучения данной литературы. Манера написания легка и понятна ребенку, отсюда большая вероятность проявления интереса с его стороны, и, как следствие, свободное усвоение уроков, преподнесенных в книгах.
Детская литература В.П.Крапивина – то, что необходимо ребенку начальных классов для развития его познавательного потенциала, интереса к жизни, формирования понимания нравственных границ поведения, проявления интереса к чтению и литературе в целом.
Литература:
- Гусев Д.А. Педагогический потенциал народного творчества в контексте исторического анализа развития образовательных учреждений на селе // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 1 (21). С. 44-47.
- Гусев Д.А. Народное творчество как средство развития духовно-нравственных ценностей в дошкольном и младшем школьном детстве в условиях села // Детский сад от А до Я. 2015. № 3. С. 34-40.
- Жесткова Е.А., Клычёва А.С. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 1-1. С. 126-129.
- Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников / Е.А. Жесткова Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1330.
- Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В. И. Даля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-3 (34). С. 70-74.
- Крапивин В. П. Голубятня на желтой поляне // Уральский следопыт. 1983. № 3-5.
- Крапивин В. П. Мальчик со шпагой. - М.: Эксмо, 2008. – 526 с.
- Станиславский К. С. Собраний сочинений: В 9 т. Т.2. - М.: Просвещение, 1999. – 235 с.