Культура речи и способы коммуникативного взаимодействия современного подрастающего поколения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 14.11.2015

Статья просмотрена: 3189 раз

Библиографическое описание:

Кудакова, К. С. Культура речи и способы коммуникативного взаимодействия современного подрастающего поколения / К. С. Кудакова, О. Е. Беркович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23186/ (дата обращения: 18.12.2024).



)

 

На современном этапе развития России меняется и культура нашей речи, и культура нашего языка в целом. Б.Н. Головин предложил понимать культуру речи как культуру коммуникации, включающую в свое «широкое» содержание структурную (языковую, системную) и функциональную (коммуникативную, стилистическую) нормы. Он определяет культуру речи по набору ее коммуникативных качеств. Эти качества выявляются на основе соотношения речи с некоторыми неречевыми структурами.

К неречевым структурам можно отнести человека, который говорит и которому обращены наши слова, мышление и сознание, как условия передачи речи, и естественно, сам язык, который является основой речи [1].

Культура речи – это умение правильно, точно, логично, выразительно, образно, доступно, действенно и уместно передавать свои мысли. Это и использование правил и приёмов общения. И мы согласны со словами Чальза Колтона, который говорил, что «некоторые читают, чтобы думать; таких очень мало. Другие читают, чтобы писать; таких много. А третьи читают, чтобы говорить; и их огромное большинство.»

Для того, чтобы речь была по-настоящему культурной, она должна быть не только правильной, но и богатой, что во многом зависит от лексических знаний человека. Для этого необходимо постоянно пополнять свой словарный запас новыми словами, читать произведения разных стилистических и тематических направлений. Но для того, чтобы наиболее верно использовать запас слов и выражений, необходимо постоянно развивать и устную речь, и письменную. Такое развитие позволяет меняться направление собственных мыслей, которые впоследствии формируются в слова. Необходимо стараться находить общий язык с разными людьми и выделять для себя разные темы для беседы. 

Способ общения бывает дистантным (действующим, осуществляемым на расстоянии, без соприкосновения) и контактным (прямое, непосредственное (очное), общение собеседников) [2].

При контактном общении взаимодействие происходит одновременно, партнеры находятся рядом друг c другом, как правило, видят и слышат друг друга, поэтому контактное общение почти всегда – устное. Это дает возможность общения c помощью не только словесных (вербальных), но и несловесных (невербальных) средств [3].Дистантное общение происходит, когда партнеры разделены пространством и временем. Например, чтение книги предполагает, что автора от читателя отделяет и то и другое. Иногда участники общения разделены одним из этих компонентов ситуации: например, пространством (они разговаривают по телефону или ведут диалог в Интернете) или временем (идет обмен записками в аудитории). Всегда дистантно общение в письмах. При дистантном взаимодействии существенно снижается доля невербальных средств общения, теряется его живость и мгновенность ответной реакции. Однако в ситуациях, в которых непосредственный контакт необязателен или нежелателен, предпочтительно именно оно [4]. 

Маленький ребенок с удовольствием слушает сказку родителей на ночь. Через такое контактное общение он познает окружающий мир, учится добру, переживает за любимых героев. Еще Вальтер сказал, что, «читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить.» Взрослея, ребенок постепенно заменяет контактное коммуникативное взаимодействие дистантным. Он все большее время проводит в социальных сетях, обменивается сообщениями с помощью sms-ок.

Культура общения современного поколения обусловлена не только уровнем их лингвистической образованности, но и во многом предопределена внешними факторами, не связанными напрямую с изучением литературы, русского языка, риторики и культуры речи. Среди этих внешних факторов видное место принадлежит прочному вхождению в нашу жизнь компьютера и мобильного телефона. Без них сегодня уже практически невозможно представить современного человека. Если всего несколько десятков лет назад дети, начиная с дошкольного возраста, буквально рвались на улицу, стремились к непосредственному, контактному общению со своими друзьями, то сегодня самым «близким другом» для многих становится компьютер и мобильный телефон. Именно посредством указанных средств связи школьники «познают жизнь» и общаются.

В социальных сетях часто подростки пишут ненастоящие имена, меняют пол и возраст. В виртуальной реальности для человека, в ней находящегося, нет внеситуационного прошлого и будущего. Он может быть кем угодно. Так застенчивый пятнадцатилетний юноша может быть двадцатилетним чемпионом мира по боксу. 

Достоинства современных коммуникативных технологий трудно переоценить – это их оперативность, комфортность, универсальность, доступность и т.д. Вместе с тем безграничные пространственные и временные возможности общения в социальных сетях и посредством sms-ок таят в себе серьёзные опасности для культуры нашего речевого общения, ибо компьютерный сленг ломает нормы правильной русской речи, что свидетельствует не только о снижении уровня культуры речевого общения, но и культуры нашего общества в целом. Компьютерный сленг практически игнорирует правила русской грамматики и правописания. В ней на первом плане оказывается вовсе не правильность, а скорость написания текста. Человек от диалога переходит к полилогу. Выражение эмоций растворяется, становится безликим. Общаясь, люди пишут небольшие сообщения, сокращая слова или используя латиницу. Для выражения эмоций в сообщениях используются смайлики, а долгие переживания отражаются в статусах. Причем, статусами часто становятся цитаты из книг. Получается, что любимыми становятся те книги, в которых написаны наши мысли, которые мы просто не смогли сформулировать. 

При этом многое в тексте оказывается на уровне «домысливания, намёка». Отсюда почти полное отсутствие знаков препинания. Недописанные или написанные с опечатками слова, замысловатые сокращения, употребление особой графики и т.д. 

Известно, что большинство подростков проводят в социальных сетях достаточно большое количество времени. Поэтому многие общественные группы, организации создают свои странички для привлечения молодежи к социально значимым событиям и делам. Так, например, в социальной сети ВКонтакте курсантами и сотрудниками Нижегородской академии МВД создана "группа партнерства". Главной задачей данного объединения является донесение важной информации до простого гражданина путем распространения материала. Курсанты академии создают видеоролики, мультипликационные фильмы профилактического характера для детей, проводят среди младших школьников конкурсы рисунков, налаживая партнерские отношения с обществом. 

Общение в социальных сетях влияет на культуру речи человека. Она становится скуднее, слова уменьшаются, сокращаются, беднеет словарный запас человека. Чтобы избежать этого, необходимо сократить время проведения в социальных сетях, заменяя дистантное общение живым. Для этого можно предложить совместные прогулки, походы, мероприятия, которые эмоционально окрасят нашу жизнь. Кроме этого, ухудшение письменной речи можно предотвратить путем чтения книг, самостоятельным написанием сочинений, при котором соблюдаются следующие советы:

1. Помните о вашем адресате, старайтесь сделать свою речь как можно более понятной для него, особенно если его нет перед вами, как это часто бывает при письменной коммуникации. 

2. Соблюдайте нормы графики, орфографии и пунктуации, чтобы облегчить читателю восприятие вашего письменного текста. 

3. Помните, что читатель получит из вашего письменного произведения не больше той информации, которую вы выразили достаточно ясно, чтобы ее можно было понять. Облегчите ему процесс осмысления вашей речи. Для этого попытайтесь посмотреть на свой текст, так сказать, «со стороны», «чужими глазами», чтобы определить, что именно может понять из него читатель и адекватно ли он интерпретирует вашу мысль. Представьте себе, будто вы не знаете из того, что написано в вашем тексте о предмете речи, ничего, кроме общеизвестных фактов, и перечитайте текст, а затем внесите в него необходимые изменения. 

4. Приступая к созданию письменного произведения, помните, что оно далеко не всегда может быть создано спонтанной записью потока мыслей. Оно имеет многие стороны, которые адресату надлежит осмыслить, чтобы правильно понять вашу мысль.  

5. Решите для себя, что является предметом вашей речи и какие именно его признаки вы описываете. Таким образом, вы определите тему вашего текста. Вторая, не менее важная цель - убедить адресата принять предложенное вами решение. Поэтому крайне необходимо, чтобы ваша речь была понятна, убедительна, а текст в целом производил впечатление произведения, выполненного компетентным автором. Главная мысль может быть сформулирована в начале текста в виде гипотезы или в конце в виде вывода [5]. 

Со временем молодой человек возвращается к контактным способам общения. Это, прежде всего, связано с выбором будущей профессии, становлением личности человека. Поскольку вербальная коммуникация занимает наибольший удельный вес в общении, умение говорить является важной составной частью любой профессии. Люди теряют уважение к тем, кто не красноязычен, и часто проникаются доверием к тем, кто манипулирует словами с необычайной легкостью. Слово — это такой раздражитель, на который сердечно-сосудистая система реагирует так же, как и на физические нагрузки. Для общения с другими людьми крайне важно поддерживать культуру речи, которая в данном случае заключается в вежливости, внимательности, в умении поддержать любой разговор и поддержать собеседника. 

Но в своей жизни мы встречаемся с людьми с ограниченными физическими возможностями. Чтобы понять их, помочь, существуют курсы по обучению жестовому языку и сурдопереводу. Так в Нижегородской академии МВД курсанты пятого курса теперь смогут понять каждого, кто к ним обратится. Первый экспериментальный курс получил дипломы стражей порядка, владеющих языком глухонемых. Полицейские изучали как сам язык, так и психологические особенности работы со слабослышащими. В любую погоду, при различных условиях сотрудник полиции теперь может оказать содействие любым гражданам. Они выучили как сам язык, так и в ходе практики изучили психологические особенности работы со слабослышащими [6]. 

Таким образом, именно культура речи делает общение более легким и свободным. Только в этом случае появляется возможность высказать свое мнение так, чтобы никого не обидеть и не ранить словом. Важно помнить и то, что культурная речь содержит не только духовное богатство, но и своеобразную магию и волшебство. В красивых, грамотно и правильно подобранных словах содержится сила, мощнее, чем любая другая, и эта особенность языка проверена временем. Уровень культуры речи и языка человека также отображает и его образ жизни. И в наших возможностях верно использовать духовное наследие речи и нашего языка. Культура речи - это важный элемент нашего языка, за которым необходимо следить и оберегать.

 

Литература:

  1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. Учебник для вузов. — 2-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 1988. — 320 с. 
  2. Большой толковый словарь русского языка. – 1-еизд-е.: Норинт С.А.Кузнецов, 1998. 
  3. Культура речи. [Электронный ресурс]/ Режим доступа http://www.nado5.ru/e-book/kultura-rechi (дата обращения: 18.10.15)
  4. Реферат: Культура общения. [Электронный ресурс]/ Режим доступаhttp://fan-5.ru/better/article-163521.php (дата обращения: 18.10.15) 
  5. Тема урока "Виды и формы общения" [Электронный ресурс]/ Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/640044/ (дата обращения: 18.10.15)
  6. Курс «Основы русского жестового языка для сотрудников ОВД» успешно пройден курсантами Нижегородской академии МВД России. [Электронный ресурс]/ Режим доступа https://na.mvd.ru/Press-sluzhba/Novosti/item/6552465/ (дата обращения: 18.10.15) 
Основные термины (генерируются автоматически): культура речи, контактное общение, слово, ваша речь, сам язык, ваш текст, ваша мысль, компьютерный сленг, мобильный телефон, речевое общение.


Похожие статьи

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве

Специфика и функционирование межличностной коммуникации в рамках современной культуры

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Проблема коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста в современном обществе

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия в социально-коммуникативном развитии дошкольников

Психолого-педагогические средства и формы развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования

Особенности организации коммуникативно-речевой среды в детском доме

Информационно-коммуникативные технологии в обучении устной иностранной речи

Похожие статьи

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве

Специфика и функционирование межличностной коммуникации в рамках современной культуры

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Проблема коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста в современном обществе

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия в социально-коммуникативном развитии дошкольников

Психолого-педагогические средства и формы развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования

Особенности организации коммуникативно-речевой среды в детском доме

Информационно-коммуникативные технологии в обучении устной иностранной речи

Задать вопрос