Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве через развитие высших психических функций, к числу которых относится и воображение. Именно развитию воображения необходимо уделять внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития когнитивных функций ребенка [5, с.67].
Нет сомнения, что воображение и фантазия являются важнейшими сторонами нашей жизни. Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Вся художественная деятельность строится на активном воображении [1, с.102]. Эта функция обеспечивает ребенку новый, необычный взгляд на мир. Она способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт [7, с.119].
В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей [7, с.234].
Формирование творческой личности, умеющей оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, действовать инициативно и креативно, является главной задачей для современной начальной школы.
Бесценную помощь при работе по формированию и развитию творческих способностей младшего возраста оказывают уроки литературного чтения, которые обеспечивают совершенствование личности ребенка, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию [11, с.376].
Не секрет, что учитель должен так построить урок, так преподнести учебный материал, чтобы изучаемое произведение вызывало у ребят неподдельный интерес [3, с.72]. Для этого можно использовать викторину «брейн-ринг»; виртуальную викторину; викторину-диалог (вопросы составляются по алгоритму игры «Что? Где? Когда?»).
Приведем пример викторины брейн-ринг:
Первая игра.
- Дополните пословицу: «Глаза - ..., руки - ...». («Глаза - боятся, руки - делают».)
- Расположите литературных героев по времени, в котором они жили, начиная с самого раннего: Чапаев, Илья Муромец, Гарри Поттер. (Илья Муромец, Чапаев, Гарри Поттер.) Тимур со своей командой, Электроник, Робинзон Крузо. (Робинзон Крузо, Тимур со своей командой, Электроник.)
- Из какой сказки взяты слова и кто ее автор: Солнце, снег, роза, льдинка, олень, дружба? (Г.-Х. Андерсен «Снежная королева».)
Также можем привести фрагмент урока: «Что? Где? Когда?»
Класс делится на 2 команды.
1 команда – Исследователи, 2 команда – Следопыты
Задания находятся в конвертах на доске.
1 Раунд. Каждой команде по очереди задаются вопросы.
1. Имя деревянного мальчика, выструганного из полена. (Буратино)
2. Название сказки, где кот носил обувь? (Кот в сапогах)
2 Раунд. 1.Ф, бедняжку так раздуло-
Не прочесть её никак!
Букву Р перевернуло-
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась-
Превратилась в букву О.
Буква, когда очнулась,
Не узнала никого! (Сергей Михалков «Азбука»)
2. А, как вышли за калитку!
Да увидели улитку-
Испугалися, Разбежалися!
Вот они какие, Храбрые портные! (Корней Чуковский «Храбрецы»)
При проектировании уроков изучения современной детской литературы необходимо опираться на следующие методические приемы, сформулированные с учетом жанрово-тематических особенностей:
-тщательная подготовка к выразительному чтению произведений учителем (передача общего настроения); чтение произведений учащимися; обучение детей выразительному чтению; литературное творчество детей [10, с.59];
- раскрытие жанровой специфики современной детской литературы (окружающий мир воспринимается глазами ребенка, часто повествование ведется от первого лица младшего школьника; обычные предметы наделяются необычными свойствами или ведут себя неожиданным образом и т.д.) [8, с.27];
- широкое использование на уроках других видов искусства: прослушивание музыкальных композиций, просмотр киноотрывков, постановка спектаклей. Однако следует помнить, что использовать аудио- и видеозаписи следует на заключительных этапах работы над произведениями, так как зрительный и музыкальный образы более яркие и более легкие для восприятия детьми и могут заслонить собой словесный образ [2, с. 1330];
- творческие задания для самостоятельной работы учащихся в связи с прочитанными произведениями современной детской литературы: рисунки, составление диафильмов, словесные картины, проба пера в рамках данного жанра [12, с. 34].
Творческая деятельность учащихся является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. При этом используются различные формы интерпретации художественного произведения: «Аля, Кляксич и буква «А», «Мы играли в хохотушки», «Живая буква (в сокращении)», «Про медведя», «Разговор с пчелой», «Кто как кричит?», «Чудо», «РРРЫ!», «Привет», «Лучший друг», «Кто первый?», «Совет», «Моя родня», «Никого не обижай», «Десять птичек- стайка», «Страшный рассказ», «Два пирожных», «Цветок на земле», «Еще мама», «Проговорился», «Бабье лето», «Сентябрь», «Родине» [6].
Приведем в качестве примера фрагмент урока по литературному чтению.
Тема урока: Знакомство детей с поэзией XX века. Л.Чарская «Зима»
Цель: развитие у учащихся поэтического вкуса и образного мышления в работе над произведением.
3. Первичное чтение стихотворения.
4. Вторичное чтение.
5. Вторичное чтение с анализом: давайте прочитаем текст и попробуем вместе с автором окунуться в прекрасный мир природы. На поэтических листочках мы с вами будем составлять две колонки:
1.какой поэтесса увидела зиму
2.какие средства выразительности она использовала
1-я строфа. 1-3 строки: к кому обращается автор в первых строках стихотворения? Можно ли сразу догадаться, о чём пойдёт речь дальше? Почему? Как вы думаете, для чего Лидия Алексеевна начинает стихотворение с загадки? Кого напоминает зима в этом отрывке? (живое существо) Прочитайте, какие слова помогают оживить её. Как называется такой литературный приём? (олицетворение). В какое время героиня совершает прогулку? Почему поэт использует именно слово «поступью», а не «походка»? (поступь – народное).
2 строфа. 4-9 строки: что автор называет кудрями? Почему они золотые? Что за блёстки? Серебро? Какие ещё краски использованы в той строфе? Что они описывают? Какой здесь показана зима? Какие лит. приёмы использовала Л. Чарская? (красивая, сравнение, олицетворение, метафоры).
3 строфа. 10-16строки: что говорится о зиме в этой части? Что в природе может ассоциироваться с рукавичкой? Какое слово говорит о быстроте действий? Вспомните свои наблюдения за природой. Когда мы друг неожиданно замечаем появление снега? О каком новом взмахе говорит автор? Прочитайте. Как сказано о речке? Какой это приём? Что ещё в природе изменила зима? О каких узорах идёт речь? Какой здесь показана зима? (волшебница). Вспомните русскую народную сказку, в которой главная героиня также взмахом руки, сделала и озеро и лебедей в нём («Царевна-лягушка»). О чём этот факт говорит? На что мы должны обратить внимание, расставляя паузы? А логическое ударение? Попробуйте прочитать выразительно.
4 строфа. 17-22 строки. Сравните 1 и 4 часть стихотворения: в чём их сходство? Непохожесть? Почему поступь зимы небрежна? Как названа зима? (чародейка). Укажите паузы. Какие словосочетания выделим голосом? В каком темпе следует читать строчки этой строфы? Почему? Попробуйте прочитать их выразительно (2 ученика).
6.Обобщающая беседа.
Посмотрите на первую колонку: Какая у Чарской получилась зима? Какие чувства и эмоции испытывала она, когда писала стихотворение? О чём она думала? Что можете сказать о настроении лирического героя? Какое название предложили бы вы?
Таким образом, использование выше сказанных заданий на уроках литературного чтения в начальных классах способствует созданию на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения. Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, умеющей импровизировать и находить новые решения, успешной личностью. Чтобы продвигать детей в развитии, нужно отказаться от известных стереотипов работы на уроках литературного чтения и направить ее так, чтобы ученики воспринимали и ценили художественное слово так, как незаменимо над глубоким содержанием надо думать.
Литература:
- Гусев Д.А. Декоративно-прикладное творчество как форма проявления общенациональной идентичности России // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2014. № 3 (4). С. 102-103.
- Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников / Е.А. Жесткова Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1330.
- Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В. И. Даля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-3 (34). С. 70-74.
- Зеленкова Т.В. Активизация творческого воображения младших школьников // Начальная школа. 2009. №10. С. 234-238.
- Климанова Л.Ф. Развитие воображения младших школьников на уроках литературы.- М., 2001.- 67 с.
- Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г, Виноградская Л.А. Литературное чтение.Учеб. для 1- 4 классов начальной школы. - М.: Просвещение, 2013.
- Комский Д.М. Основы теории творчества. - Е., 2009.- 119 с.
- Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М.: Мир, 2007.- 376 с.
- . Куриленко Л.В. Взаимосвязь уроков чтения как важнейшее условие гармоничного развития учебно-познавательной деятельности первоклассников // Начальная школа. - 2008. №4. С.32-38.
- Ладыжская Т.А. Развитие воображения младших школьников.- М.,1998.- 59 с.
- Львов М.Г. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения // Начальная школа.2009. №1. С.25-27.
- Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа. 2010. № 10. С. 34-36.