Оспаривание первичности драматургии в современном режиссерском театре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 13.11.2015

Статья просмотрена: 365 раз

Библиографическое описание:

Васильев, А. С. Оспаривание первичности драматургии в современном режиссерском театре / А. С. Васильев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 703-705. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23214/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

Main issues of this article are dominant role of directors in modern theatre production processes and reflection of director's own experience affecting the performance.

Key words: director, dramaturgy modern theatre production.

 

На сегодняшний день в современном театральном искусстве немало внимания уделяется личности режиссера: для кого-то, жизнь творца спектакля неразделимо вплетена в понимание его творческого продукта, каждый зритель ищет своего режиссера, подходящий именно ему стиль, темы разговора. А это значит, что профессия режиссера в театральном процессе обрастает все новыми и новыми критериями, понятиями, функциями и на уровне теоретического понимания роли режиссера в театре необходима определенная доля систематизации.

В театральном искусстве, начиная со времен античности, утверждение о том, что драматургия первична, не подвергалось никаким сомнениям. Практически, во всех учебниках по теории и истории театра, драматургия наделяется свойством первичности в театральном искусстве. Но, на наш взгляд, говорить о первичности драматургии в современной театральной постановке не верно. Доминанта драматургии в дорежиссёрском театре действительно неоспорима, но весьма сомнительно говорить о ней в режиссерском театре.

Дифференциацию истории театрального искусства на до режиссерский и режиссерский театр предлагает Сергей Васильевич Владимиров (1921–1972) — выдающийся литературовед и театровед, историк, теоретик и театральный критик, автор таких трудов, как «Драма. Режиссер. Спектакль», «Действие в драме», «К истории режиссуры». Для более детального исследования истории режиссерского искусства обратимся к его работам.

Владимиров С. В. отмечает феноменальность и парадоксальность данной профессии. «В театр приходит носитель специфической художественной специальности, но, ни слова, ни вида на сцене не получает» [2;8].С появлением режиссера процесс трансформации драматургического материала в спектакль получил новые критерии. Прежде чем говорить об истории возникновения режиссерской деятельности, нужно отметить, что человек, организовывающий процесс создания спектакля, прямого отношения к режиссуре не имеет. Владимиров С. В. разделяет постановочное искусство и режиссуру. Постановочное искусство рождается вместе с театром, но в данном случае, все сводится скорее к организации. Попробуем разобраться, что такое режиссура, какова ее история, и в чем ее отличие от постановочной деятельности.

Во Франции появление режиссуры связывают с первой постановкой «Свободного театра» А. Антуана 30 марта 1889 года. В Германии — с появлением Мейненгенского и Бейретского театров 70–80‑х годов XIX столетия, в России — с открытием Московского Художественного театра в 1898 году. «Мы можем считать последнюю четверть XIX столетия интервалом, в котором возник режиссерский театр» [2; 10]. Владимиров С. В. отмечает, что театру было необходимо найти новый подход в понимании и реализации современного спектакля, по-новому осмыслить классику, иностранную литературу. Словом, удовлетворить возникшую в XIX веке потребность мог только режиссерский театр. Театр, в котором художник остро чувствовал время, мог проникнуть в его драматизм «через драматургию, но на равном с ней уровне творческого мышления, со специфическими открытиями, невозможными в драме» [2;79]. Режиссер становится самостоятельным художником, и, как правильно замечает Владимиров С. В., на равном уровне с драматургией. Режиссер не просто посредник между актером и пьесой, а творческая единица, которая возглавляет, направляет. Когда творческая инициатива перешла одному человеку, то «спектакль начал формироваться как единство высшего порядка, целостное во всех частях, сосредоточенное в своей идейно художественной направленности» [1;100].

Сегодня театр без режиссера представить невозможно. Что уж говорить, но на афише зритель, как правило, смотрит режиссеров-постановщиков, и посещает уже спектакли полюбившихся, тогда как раньше зрителя интересовал актерский состав. Режиссерское искусство, каким оно понимается сегодня, сравнительно молодое, но, тем не менее, актерских школ, законов режиссуры не так уж и мало.

Когда речь идет о режиссере, то в первую очередь, конечно, нужно сказать, что его личностные взгляды и мировоззрение фундаментально присутствуют в спектакле. Если рассматривать акт создания спектакля с режиссерской точки зрения, то можно предположить, что режиссер, осуществляя постановку спектакля, реализовывает свое отношение к проблеме, предложенной драматургом, посредством пьесы и актера, для того, чтобы состоялся разговор со зрителем. Если исследовать режиссерскую деятельность, то нужно рассматривать спектакль как режиссерское отношение к проблеме. Но для того, чтобы понять, почему режиссер трактует пьесу именно так, а не иначе, стоит обратиться к его биографии, которая и сформировала режиссера как личность, выработав определенную точку зрения на проблему. Злотникова Т. утверждает в своей работе под названием «Принципы анализа спектакля как психологического инварианта судьбы режиссера», что спектакль можно рассматривать как психологический портрет судьбы режиссера.

Злотникова Т. рассматривает в своей статье особенность эмоционального посыла в режиссерском творчестве, подчеркивает важность исследования художественной эмоции при анализе спектакля, доказывая это на примере режиссерской судьбы Анатолия Эфроса. У Анатолия Эфроса в отношениях с театром случилось два ухода, которые он и ознаменовывает двумя спектаклями о театре: «уходу из театра им. Ленинского комсомола предшествовал булгаковский «Мольер»; уходу с Малой Бронной — «Директор театра» И. Дворецкого» [4;21]. Два спектакля о театре — это исповедь художника о разных проблемах в разное время. Во многих книгах и от многих режиссеров мы слышим, что спектакль должен быть исповедальным. А это значит, что режиссер, чья исповедь и случается, ведущая часть театрального процесса, весомая часть спектакля, его фундаментальная составляющая. Поэтому практически любой спектакль можно анализировать, учитывая «пограничные ситуации их биографии» [4;19].

Можно также отметить, что любой спектакль — есть выражение режиссерского мироощущения, его философской теории понимания мира. Если, например, рассмотреть один из спектаклей Романа Виктюка, советского, российского и украинского театрального режиссёра, то можно сделать вывод о принадлежности режиссера к фрейдизму. Можно совершенно точно в этом убедиться, например, в его спектакле «Служанки» Ж. Жене, где женские роли играют мужчины, особое отношение к голосу и пластике, акценты на полуобнаженных телах актеров и т. д. Сам режиссер не скрывает и даже «любит говорить о том, что для понимания его спектаклей необходимо знать философию, психологию, особенно фрейдизм» [3;1].

Из всего вышеизложенного следует, что режиссерский вклад в спектакле гораздо более весомый и значимый, нежели драматургический. Все подчинено идее режиссера, его замыслу, его посылу, его мироощущению. Сама пьеса выбирается режиссером с учетом его душевного состояния интеллектуальных потребностей. А это значит, что доминирующим и фундаментальным в спектакле является режиссерская идея, именно она реализовывается посредством текста, актера, художника и т. д.

 

Литература:

 

  1.                Владимиров, С. В. Драма. Режиссер. Спектакль/ Сост. Н. Б. Владимирова / С. В. Владимиров. — Ленинград: Искусство, 1976. 223 с.
  2.                Владимиров, С. В. К истории режиссуры / Ред.-сост. и примеч. А. П. Варламова: В 2 ч. — Ч. 1: Исторические предпосылки возникновения режиссуры. Театральные дневники (1956–1965) / С. В. Владимиров. — Санкт-Петербург, 2012. — 307 с.
  3.                Годер, Д. Стенгазета.NET/Любовник театра/ [Электронный ресурс] 31.10.2006. 9.- Режим доступа: http://stengazeta.net
  4.                Границы спектакля: Сборник статей и материалов / Ред. колл. Ю. М. Барбой, Л. И. Гительман, Е. И. Горфункель (отв. ред.), Г. А. Лапкина, Г. В. Титова, сост. е. И. Горфункель, Г. А. Лапкина, А. А. Юрьев. — Санкт-Петербург, 1999. — 175 с.
  5.                Завадский, Ю. А. Рождение спектакля [Текст] / Ю. А. Завадский. — Москва: Всероссийское театральное общество, 1975. — 144 с.
  6.                Карп, В. И. Основы режиссуры [Текст] / В. И. Карп. — Москва, 2003. — 154 с.
  7.                Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве: собрание сочинений [Текст]: в 8-и т. / К. С. Станиславский. — Москва: Искусство, 1954. — 342 с. — 2 т.
Основные термины (генерируются автоматически): Владимир, спектакль, режиссер, режиссерский театр, театр, театральное искусство, постановочное искусство, режиссерская деятельность, режиссерское искусство, театральный процесс.


Ключевые слова

драматургия, режиссёр, современное театральное искусство., современное театральное искусство

Похожие статьи

Роль живописи в интерьерном дизайне современного Томска

В статье прослеживается эволюция понимания живописи для интерьеров Томска: от представления картины как символического статуса и принадлежности к определенному общественному классу до элемента декоративного украшения в помещении. Эксплицируется истор...

Б. Брехт в метапоэтическом дискурсе режиссеров

В данной статье рассматривается понятие метапоэтического дискурса режиссеров. Автор анализирует то, какую роль сыграл и продолжает играть Б. Брехт для режиссеров, пытающихся ставить на театральной сцене его пьесы, каким образом применяются на практик...

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном искусстве Узбекистана сквозь призму творчества С. С. Каприелова

В данной статье рассматривается вопрос формирования жанра мюзикл в структуре развития театрального искусства Узбекистана на примере творчества Заслуженного работника культуры Узбекистана и театрального режиссера Сергея Сергеевича Каприелова. Дается о...

Роль плаката в современном мире

Статья посвящена проблеме классификации плакатного дизайна как вида изобразительного искусства. Рассмотрено место плаката в историческом аспекте и в разрезе его влияния на современное общество, а также были охарактеризованы основные функции социально...

Теоретические основания исследования образовательной среды вуза

В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...

Феномен культуры в историческом аспекте становления и развития, его современное восприятие

В данной статье исследуется понятие «культура» в его первоначальной трактовке и в современном восприятии, особое внимание автор акцентирует на взглядах культурологов на современную культурную ситуацию.

Импровизация как одна из форм развития хореографического искусства

В данной статье рассматривается природа импровизации в контексте хореографического искусства. Автор приходит к выводу о том, что импровизация и хореография — равноправные партнеры в танце, играющие различные, но одинаково важные роли. Процесс формиро...

Фотография как фактор становления и развития киноискусства

Статья посвящена истории развитию киноискусства, которое произошло именно после появления фотографии. Автор раскрывает основные принципы фотографии и кинопроизводства. Особое внимание уделяется сходствам и различиям этих экранных искусств. А также ра...

Апроприация в современном искусстве: истоки и проблемы феномена

Данная статья помогает разобраться в процессе апроприации как феномене в современном искусстве, рассматривая его истоки и основные проблемы, а также приводится ретроспективный анализ самых известных проблем. Также автор постарался разобраться в разни...

Мокьюментари: особенности, роль и значение жанра в кинематографе и современных медиа

В данной статье рассматривается жанр мокьюментари как разновидность документального кино. Автор анализирует роль и значение псевдодокументального кино в системе кинематографа и телевидения. Также исследуется появление жанра, его развитие и ключевые о...

Похожие статьи

Роль живописи в интерьерном дизайне современного Томска

В статье прослеживается эволюция понимания живописи для интерьеров Томска: от представления картины как символического статуса и принадлежности к определенному общественному классу до элемента декоративного украшения в помещении. Эксплицируется истор...

Б. Брехт в метапоэтическом дискурсе режиссеров

В данной статье рассматривается понятие метапоэтического дискурса режиссеров. Автор анализирует то, какую роль сыграл и продолжает играть Б. Брехт для режиссеров, пытающихся ставить на театральной сцене его пьесы, каким образом применяются на практик...

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном искусстве Узбекистана сквозь призму творчества С. С. Каприелова

В данной статье рассматривается вопрос формирования жанра мюзикл в структуре развития театрального искусства Узбекистана на примере творчества Заслуженного работника культуры Узбекистана и театрального режиссера Сергея Сергеевича Каприелова. Дается о...

Роль плаката в современном мире

Статья посвящена проблеме классификации плакатного дизайна как вида изобразительного искусства. Рассмотрено место плаката в историческом аспекте и в разрезе его влияния на современное общество, а также были охарактеризованы основные функции социально...

Теоретические основания исследования образовательной среды вуза

В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...

Феномен культуры в историческом аспекте становления и развития, его современное восприятие

В данной статье исследуется понятие «культура» в его первоначальной трактовке и в современном восприятии, особое внимание автор акцентирует на взглядах культурологов на современную культурную ситуацию.

Импровизация как одна из форм развития хореографического искусства

В данной статье рассматривается природа импровизации в контексте хореографического искусства. Автор приходит к выводу о том, что импровизация и хореография — равноправные партнеры в танце, играющие различные, но одинаково важные роли. Процесс формиро...

Фотография как фактор становления и развития киноискусства

Статья посвящена истории развитию киноискусства, которое произошло именно после появления фотографии. Автор раскрывает основные принципы фотографии и кинопроизводства. Особое внимание уделяется сходствам и различиям этих экранных искусств. А также ра...

Апроприация в современном искусстве: истоки и проблемы феномена

Данная статья помогает разобраться в процессе апроприации как феномене в современном искусстве, рассматривая его истоки и основные проблемы, а также приводится ретроспективный анализ самых известных проблем. Также автор постарался разобраться в разни...

Мокьюментари: особенности, роль и значение жанра в кинематографе и современных медиа

В данной статье рассматривается жанр мокьюментари как разновидность документального кино. Автор анализирует роль и значение псевдодокументального кино в системе кинематографа и телевидения. Также исследуется появление жанра, его развитие и ключевые о...

Задать вопрос