The article considers the problems of first-year students’ adaptation to the pedagogical university. Forms of work with the first-year students promoting their adaptation are suggested.
Key words: a student, a curator, adaptation, disadaptation, university, student group, student activists.
Адаптация в широком смысле означает приспособление к окружающим условиям. Это понятие является ключевым в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в результате длительной эволюции, обеспечивают возможность приспособления организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды [1]. Если мы обратимся к психологическому словарю, то увидим, что адаптация человека имеет два спектра — биологический и психологический. Психологический аспект адаптации направлен на приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Она осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Процесс психологической адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально-трудового становления и судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности.
Поступление в ВУЗ для каждого студента является новой, более высшей ступенью в жизни. Именно на первом курсе обучения в ВУЗе начинается осознание самого себя, начинается формирование отношения к учёбе, к своей будущей профессиональной деятельности.
Адаптация студента к условиям ВУЗА является на сегодняшний день одной из наиболее важных и значимых проблем. Именно от того, какой будет подготовка студентов на первом этапе обучения и зависит их дальнейшая профессиональная деятельность.
Первый год обучения является для студентов одним из самых сложных. У первокурсников возникает множество трудностей в процессе учебной деятельности, в первую очередь связанных с изменением стереотипов. Студенты не могут привыкнуть к новым формам занятий в ВУЗе, к резкой смене содержания и объёма учебного материала, также наблюдается отсутствие умения конспектировать изложенный преподавателем материал. Около 65–70 % студентов — выпускники сельских школ и трудность в адаптации может быть связана с ограничением социальных контактов: небольшое количество учащихся в классе и в целом в школе. Учитель может вести много предметов из-за нехватки специалистов. Все друг друга хорошо знают. Приезжая в город, в крупный вуз появляется тревога из-за неумения правильно построить свои взаимоотношения с пока еще не знакомыми людьми.
Исследования многих учёных показали, что студенты первого курса являются самыми уязвимыми во многих отношениях. Поэтому именно на первом курсе первого семестра им необходимо особое внимание и помощь во всём. Анкетирование студентов позволило нам выявить основные проблемы, ухудшающие их адаптацию к условиям ВУЗа, а именно:
неумение самостоятельно изучать материал;
неумение распределять своё время и силы;
неготовность выполнять те требования, которые предъявляются преподавателями;
отсутствие привычного контроля со стороны родителей;
неготовность работать с тем объёмом информации, который необходим для обучения;
неготовность к полной самостоятельности, основанной на отдельном проживании в другом городе;
отсутствия у части студентов самого главного — желания учиться.
Для изучения адаптации студентов первокурсников к условиям вуза мы использовали методику Л. Собчик «Метод цветовых выборов». Данный тест хорошо использовать потому, что он не вызывает негативных реакций. Данная методика позволила нам выявить актуальное состояние у каждого студента и степень адаптированности в данный момент. Кроме этого нам было интересно узнать отношение первокурсников к таким понятиям, как: университет, куратор, одногрупники, преподаватели, которые мы выделили как факторы, играющие большую роль в процессе адаптации.
Каждому студенту индивидуально предлагалось подобрать к каждому понятию подходящие цвета, но, не соотнося их с любимым цветом одежды. Студенты выбирали цвета исходя из своего эмоционального состояния на тот момент.Также студентам было предложено выложить ряд настроения в данный момент. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Выбор цвета на первую позицию студентами
Номер цвета |
Студенты |
|
Абсолютное кол-во |
% от общего кол-ва |
|
№ 1синий |
0 |
0 |
№ 2 зеленый |
10 |
28 |
№ 3 красный |
5 |
14 |
№ 4 желтый |
13 |
36 |
№ 5 фиолетовый |
0 |
0 |
№ 6 коричневый |
3 |
8 |
№ 7 черный |
0 |
0 |
№ 0 серый |
5 |
14 |
Всего: |
36 |
100 |
В исследовании приняли участие 36 студентов первого курса. Из них 8 человек выбрали на первую позицию один из трех дополнительных цветов (коричневый, серый, черный), что свидетельствует о наличии у них легкого стрессового профиля, отмечается тревожное и грустное настроение. У 28 студентов был выявлен гармоничный профиль. Из них 5 человек на первую позицию выбрали красный цвет, который характерен для самостоятельных, быстро принимающих решения личностей. Среди них оказались старосты двух академических групп. Желтый цвет выбрали 13 студентов — они характеризуются наличием желания быть вовлеченными в активное взаимодействие и 10 студентов выбрали зеленый цвет, характеризующий у них наличие стремления к самовыражению, успеху, уверенности в себе. Эти студенты чувствуют себя комфортно, у них преобладает радостное или спокойное настроение, они приняли активное участие в Дне первокурсника. С удовольствием посещали репетиции, предлагали свои идеи, продемонстрировали высокую артистичность и увлеченность предстоящим мероприятием. Ни оказалось студентов, выбравших несколько дополнительных цветов, что свидетельствовало бы о наличии у них выраженного стрессового профиля, то есть выраженной дезадаптации.
У каждого ВУЗа есть свои методы, с помощью которых происходит адаптация студентов-первокурсников. В нашем вузе они тоже есть: это и презентация творческих студий, в которые записываются ребята, ориентируясь на свои интересы; адаптивный тренинг и веревочный курс, направленные на знакомство и сплочение студенческой группы; студенты-старшекурсники знакомят с традициями вуза, конкретного факультета; индивидуальные консультации, проводимые специалистами психологической службы вуза. Традиционно на нашем факультете перед началом учебного года проводится родительское собрание. Казалось бы, что это — форма работы со школьниками, но современная действительность показывает, что она также необходима для первокурсников и их родителей, так как сегодняшняя студенческая жизнь сильно отличается от студенческой жизни их родителей.
В каждой группе есть куратор, который впервые месяцы адаптации первокурсников проводит с ними достаточно много времени. Он учит их читать расписание, которое пока не понятно и делится на первую и вторую недели; вовремя находить нужную аудиторию, быстро решать возникающие вопросы, он может поддержать добрым словом, когда наступает сильная тоска по дому. Куратор знает всех по имени и это очень важно. Он принимает активное участие в организации разных видов деятельности студентов, вовлекая их в общественную жизнь ВУЗа и от тех взаимоотношений, которые сложатся между ними на начальном этапе обучения, также зависит успешность адаптации. Именно на 1 курсе куратор занимает активную позицию по формированию у студентов желания участвовать в различных направлениях деятельности вуза, а именно: спортивно-оздоровительной, культурно-массовой, научной, учебной и др. Куратор также является связующим звеном между студенческой группой и преподавателями, которые в ней работают. Успех этой работы будет зависеть от его умения организовывать. Он тот самый человек, к которому будут обращаться за помощью и поддержкой первокурсники всегда. И здесь на куратора возлагается большая ответственность. Он должен проявить заботу и готовность оказывать эту помощь. Мы считаем, что в работе куратора важно не оттолкнуть человека, не вызвать в нем чувство агрессии и страха по отношению к себе. И нужно всегда помнить, что куратор оказывает воздействие на каждого студента личным примером. При общении со студентами мы выяснили, что одни хотят видеть куратора как помощника в решении трудных ситуаций; другие в качестве старшего товарища, а кто-то отводит куратору роль «второй мамы», что свидетельствует пока еще о недостаточной социализации студентов в их новой социальной роли и вдали от дома.
Студенты, составляющие студенческий актив нашего факультета, в начале года, смогли вовлечь первокурсников в такие мероприятия, как: фотовыставка «Вот оно, какое наше лето»; оформление стенгазеты «День дошкольного работника»; День открытых дверей в АФ ННГУ; День пожилого человека (на базе Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста г. Арзамаса); Факультетский литературный конкурс «Учителями славится Россия»; Конкурс осеннего букета, и это лишь небольшой их перечень. Современная студенческая жизнь очень многообразна и раскрывает перед студентами большие возможности. А то, насколько эти возможности будут использованы, зависит и от желания и активности самого студента, и его умения взаимодействовать с другими людьми, и от куратора, который будет организовывать жизнедеятельность конкретного студента и студенческой группы в основных ее сферах. И если в дальнейшем студент имеет успехи в учебной деятельности, активен в общественной жизни факультета и вуза, умеют конструктивно построить диалог с окружающими его людьми, то и процесс адаптации пройдет быстро и успешно.
Литература:
- Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — П., 2008. — 270 с.
- Юденкова И. В., Щенникова С. В. К вопросу о реализации практикоориентированного подхода в условиях педагогического вуза. — Приволжский научный вестник. — 2014. — № 8 (36). — 114 с.