Художественная литература как психологическое условие развития межличностных отношений в дошкольном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 952 раза

Библиографическое описание:

Кулаева, Т. Б. Художественная литература как психологическое условие развития межличностных отношений в дошкольном возрасте / Т. Б. Кулаева, Г. Б. Ховрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 138-141. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23238/ (дата обращения: 19.12.2024).

 

На протяжении столетий сфера межличностных отношений интересует как отечественных, так и зарубежных исследователей. Изучением межличностных отношений в дошкольном возрасте занимались такие ученые, как М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, Т.А. Репина, А.Г. Рузская. И это не случайно, т.к. именно во время дошкольного детства формируются личностные механизмы поведения и основы единства личности, возникают первые отношения со сверстниками.

М. И. Лисина доказала, что общение дошкольников в первые 7 лет их жизни складывается за счет «доброжелательного общения, внимания, сотрудничества, уважении взрослого, стремления к сопереживанию и взаимопониманию» [2, с.77]. Еще одним положительным моментом общения является то, что оно способствует моральному и нравственному развитию детей дошкольного возраста, а также познанию окружающего мира за счет личного опыта и рассказов со стороны взрослых.

Формирование позитивного опыта взаимодействия детей вызвано тем, что при его отсутствии у детей возникают негативные формы поведения, в частности – конфликты. Зачастую дети боятся вступать в конфликтные ситуации из-за отсутствия опыта, из-за неумения слушать своего партнера по игре, проявлять к нему доброжелательное отношение, что в итоге приводит к трудностям в общении со сверстниками.

В период старшего дошкольного возраста у ребенка возрастает эмоциональная вовлеченность и переживания к сверстнику. Связано это с усвоением норм морали и развития произвольности поведения. Для дошкольника сверстник становится личностью, в результате чего он перестает считать его лишь предметом сравнения. Можно наблюдать, что в возрасте 6-ти лет у дошкольников возникает желание помочь своим товарищам в чем-либо, подарить им игрушку или какую-то вещь. Такое поведение может говорить нам о том, что сверстник для дошкольника становится целостной личностью.

«К старшему дошкольному возрасту, дети начинают осознавать не только свои конкретные действия, но и свои желания, переживания, мотивы, которые в отличие от действий, объединяют и консолидируют личность ребенка в целом. Это объясняется развитием децентрации, благодаря которой ребенок становится способным понимать точку зрения другого». [3; с.380].

Таким образом, можно проследить, как меняются отношения со сверстниками, начиная с 3-х лет, когда сверстник для ребенка представляет интерес лишь в игровом сотрудничестве, и в старшем возрасте, когда ребенок стремится разделить со своими сверстниками переживания.

Ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте является игровая, а именно – сюжетно-ролевая игра. В игре существуют правила, совместное планирование, общий сюжет, в результате чего дошкольник начинает учитывать интересы своих партнеров по игре. В игровой деятельности проявляется умение сопереживать, поддерживать, чувство товарищества и взаимопомощи. Данные умения необходимы не только в игровой деятельности, но также и продуктивных видах деятельности.

Следовательно, в старшем дошкольном возрасте, сверстник становится для ребенка не только партнером по игре, общению или другому виду продуктивной деятельности, но и неотъемлемой частью самосознания. Д.Б. Эльконин считал, что самосознание ребенка включает в себя знание своих качеств и оценку своих переживаний. Именно в дошкольном возрасте ребенок «проходит путь от «я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни», которая прокладывает дорожку к внешней деятельности, связанной с общением со сверстниками. [4, с. 176]

Сравнение себя со сверстником и противопоставление ему превращается во внутреннюю общность, которая делает возможным более глубокие межличностные отношения у детей.

Таким образом, для дошкольника сверстник выступает в качестве неотъемлемой части его жизни. Ведь в период дошкольного возраста ребенок проходит несколько этапов в освоении социальной среды, усвоении моральных норм и правил и установлении первых межличностных отношений со сверстниками. Но только к старшему дошкольному возрасту ребенок начинает воспринимать себя и своих товарищей не как совокупность отдельных качеств, а как целостную личность.

На сегодняшний день можно наблюдать серьезные проблемы в становлении межличностных отношений у дошкольников. Первопричиной является то, что дети все больше времени проводят с планшетами, за телевизорами и компьютерами и все меньше общаются и взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.

В связи с этим возникла необходимость изучения психологических условий, способствующих развитию межличностного общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Экспериментальное исследование проводилось в ДОУ города Москва. В исследовании участвовало 32 дошкольника в возрасте 5-6 лет. Для психодиагностики межличностных отношений и влияния художественной литературы на развитие межличностных отношений были использованы следующие методики: «Два дома» (Т.Д. Марцинковской) и «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Целью исследования являлосьизучение влияния художественной литературы на формирование межличностных отношений в группе дошкольников. Основная задача данного исследования – провести психодиагностику межличностных отношений старших дошкольников (на примере 2х групп детского сада)

Данное исследование проводилось в 3 этапа:

1 этап – психодиагностика межличностных отношений старших дошкольников (на примере 2х групп ДОУ)

2 этап – чтение и обсуждение с детьми книг о детской дружбе, взаимопомощи.

3 этап – повторная психодиагностика межличностных отношений

В ходе первого этапа нашего исследования обобщение полученных данных говорит о том, что большинство детей из экспериментальных групп занимают неблагоприятное статусное положение и имеют низкий уровень коммуникативных навыков. В связи с этим в обеих группах отсутствуют постоянные микрогруппы.

Рис. 1 Уровень сформированности действий в процессе сотрудничества и статусная позиция дошкольников (на примере 1 группы) (в % соотношении)

Рис. 2 Уровень сформированности действий в процессе сотрудничества и статусная позиция дошкольников (на примере 2 группы) (в % соотношении)

В ходе второго этапа исследования с детьми проводилась серия занятий по теме «Секреты дружбы», которые включали в себя: чтение и последующее обсуждение следующих художественных произведений: «Крокодил Гена и его друзья» Э. Успенский, «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен, «Винни-Пух и все-все-все» А. Милн, а также участие в игре по книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» Цель таких занятий заключалась в том, чтобы после прочитанного дети поделились своими эмоциями, переживаниями, научились понимать внутренний мир героев.

После серий таких занятий была произведена повторная психодиагностика межличностных отношений

На третьем этапе эксперимента мы получили следующие данные: в ходе повторной психодиагностики можно заметить положительную динамику как уровня коммуникативных навыков, так и статусной позиции дошкольников в группе.

 

Рис. 3 Уровень сформированности действий в процессе сотрудничества и статусная позиция дошкольников (на примере 1 группы) (в % соотношении)

Рис. 4 Уровень сформированности действий в процессе сотрудничества и статусная позиция дошкольников (на примере 2 группы) (в % соотношении)

Сравнительный анализ полученных результатов, позволил нам сформулировать вывод о том, что в повышении уровня коммуникативных навыков и статусной позиции основным из условий выступает знакомство с героями литературных произведений. Сопереживание любимым героям, желание им помочь, быть похожими на них представляет собой косвенный способ обучения взаимодействию с другими людьми.

Согласно Л.С. Выготскому, переживание – есть единица развития психики. Под переживанием, отечественный психолог понимал «простейшую единицу, относительно которой нельзя сказать, что она собой представляет — средовое влияние на ребенка или особенность самого ребенка; переживание и есть единица личности и среды, как оно представлено в развитии» [1, с.382]. Исходя из данного определения можно сказать, что переживание представляет собой внутреннее отношение ребенка к окружающей действительности. По своей природе оно биосоциально, т.е. с одной стороны мы видим влияние среды, и то, как ее воспринимает ребенок и какие переживания он при этом испытывает, а с другой стороны – в нем отражаются личностные особенности и характеристики развития ребенка. Окружающая среда является некоторым вектором развития ребенка через его собственные переживания, а также через его деятельность.

Подводя общий итог, стоит отметить, что художественная литература является одним из главных психологических условий развития эмоциональной сферы дошкольника, благодаря которой он учится распознавать свои собственные эмоции и эмоции своих сверстников, а также управлять своими эмоциями. Поэтому художественную литературу можно считать одним из самых доступных способов эмоционального развития дошкольника.

 

Литература:

  1.          Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология/Под ред. Д.Б. Эльконина. – М: Педагогика, 1984- 432 с.
  2.          ЛисинаМ.И. Проблемыонтогенезаобщения/ Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии, Акад.пед.наук СССР. – М.:Педагогика, 1986. – 144с.
  3.          Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. - М., 1994. - 935 с.
  4.          ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. -560с

1

 

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, сверстник, статусная позиция дошкольников, отношение, процесс сотрудничества, художественная литература, группа, повторная психодиагностика, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Художественная литература как средство нравственного воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности

Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста

Художественная фотография как средство воспитания эстетической культуры у подростков в условиях дополнительного образования

Роль литературы в воспитании патриотизма в старшем дошкольном возрасте

Кукольный театр как эффективное средство развития эмоционально-нравственной сферы детей дошкольного возраста

Краеведение как средство воспитания толерантной личности на уроках английского языка

Коррекционная работа с дошкольниками как процесс формирования их нейропсихологического пространства

Психолого-педагогическая сказка как средство воспитания и речевого развития дошкольников

Культура здоровья дошкольника как педагогическая проблема

Похожие статьи

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Художественная литература как средство нравственного воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности

Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста

Художественная фотография как средство воспитания эстетической культуры у подростков в условиях дополнительного образования

Роль литературы в воспитании патриотизма в старшем дошкольном возрасте

Кукольный театр как эффективное средство развития эмоционально-нравственной сферы детей дошкольного возраста

Краеведение как средство воспитания толерантной личности на уроках английского языка

Коррекционная работа с дошкольниками как процесс формирования их нейропсихологического пространства

Психолого-педагогическая сказка как средство воспитания и речевого развития дошкольников

Культура здоровья дошкольника как педагогическая проблема

Задать вопрос