В настоящее время мир выглядит по-иному, чем несколько столетий назад. Изменения в экономике, в образовании и культуре помогли возродить интерес к ценностям духовной культуры. Мы чаще задумываемся о том, что необходимо сохранить и возродить тот социальный опыт, который передают нам старшие поколения, понимая, что у молодого нынешнего общества связь с прошлым теряется. Свои знания о нашем культурном прошлом мы черпаем из книг, ведь именно они являются той связующей нитью между чем-то неизведанным, интересным и тем, что мы имеем сейчас. Люди, не имея возможности купить себе книгу, могут взять ее на время совершенно бесплатно в библиотеке. Она и помощник, и направляющий в этом мире. Она является «открытым», «доступным» институтом.
Современное положение детской библиотеки осложняется уменьшением влияния на детей системы духовных ценностей, разрывом между поколениями, жесткими экономическими условиями. Многие детские библиотеки сознательно расширяют сферу своей деятельности, беря на себя, помимо традиционных, функции досуговых учреждений, центров семейного чтения, дополнительного образования, социальной адаптации. Одновременно у библиотек появляются новые возможности: технические, финансовые; новые формы работы.
Библиотека как социальный институт рассматривается А.Н. Ванеевым, Е.Н. Добрыниной, В.Р.Фирсовым, О.С Чубарьяном, американским библиотековедом Дж. X. Шира. Значительный вклад в изучение социальных функций библиотек внесли К.И. Абрамов, А.Я. Айзенберг, А.Н. Ванеев, Н.В. Жадько, Н.С Карташов, Е. Селиверстова, А.В. Соколов, Ю.Н. Столяров, В.И. Терешин, Н.И.Тюлина, В.Р. Фирсов, И.М. Фрумин, А.Я. Черняк, функций детских библиотек — Н.П. Васильченко. Теоретическое осмысление и анализ практической деятельности детской библиотеки дан в работах Л.В. Евдокимовой, Е.И. Голубевой,Т.Д. Полозовой, Л.В.Степановой, Л.Н. Фоминой. Деятельность зарубежных детских библиотек освещена О.В. Андреевой, Л.Н. Фоминой, В.П. Чудиновой. Педагогика сотворчества в деятельности детской библиотеки освещена О.Л. Кабачек, Т.А. и Т.Д. Полозовыми, В.И. Терешиным, И.И. Тихомировой.
При этом вопрос использования воспитательного потенциала библиотеки с целью восстановления внутрисемейных взаимоотношений практически не рассматривался.
С начала 90-х годов XX века библиотеки активно начали работать с семьями, что было обусловлено обострением семейных взаимоотношений, семейной нестабильностью, снижением воспитательного потенциала семьи, что обусловлено многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами.
Библиотека как один из социальных институтов воспитания является центром просвещения и досуга. Она многое может сделать для восстановления традиционных форм общения в семье, домашнего воспитания, усиления воспитательного потенциала семьи. За последнее время увеличилось количество семей, в которых наблюдаются трудности в общении родителей с детьми. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту ребенка, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности [1, стр.145].
С целью выявления особенностей внутрисемейных отношений нами были исследованы дети подросткового возраста, посещающие Шатовскую сельскую библиотеку. Основной задачей исследования было изучить особенности отношения подростков к родителям. В качестве испытуемых выступали 30 подростков в возрасте 13–14 лет, учащиеся 8 классов. 10 % подростков проживают в дисфункциональных семьях, в которых «запутанные» отношения между членами семьи. Одна из семей относиться к асоциальному типу, ей характерны сочетания затяжных конфликтных внутрисемейных отношений. Библиотекарь отмечает, что у большинства учащихся из 8 классов со своими родителями сложились дружеские, доверительные отношения. Многие родители сами посещают библиотеку.
Для исследования особенностей развития детско-родительских отношений в подростковом возрасте нами были использованы следующие методики: «Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири», «Поведение родителей и отношение подростков к ним» [2, стр.158]. Данные методики позволяют получить разностороннюю картину взаимоотношения родителя и ребенка и судить о том, насколько те или иные черты характера оказывают влияние на взаимоотношения родителей с современными подростками.
Во время проведения диагностической работы подростки проявляли заинтересованность к его выполнению. Но много было вопросов не по существу, подростки отшучивались, время ушло на дополнительное объяснение выполнения тестов («Да, зачем, нам это выполнять, а нам н хочется» и т.п.). Но задания тестов выполнили успешно.
По результатам проведенных методик можно сделать вывод, что взаимоотношение подростков как с матерями, так и с отцами нарушено, наблюдается высокий уровень тревожности во взаимоотношениях. Также мы можем видеть, что в семьях сложился неблагоприятный психологический климат, родители меньше интересуются жизнью детей, отказываются принимать их отдельные личностные качества. На основании полученных результатов нами была разработана программа работы педагога-психолога и библиотекаря по коррекции детско-родительских отношений.
Основные задачи блока работы библиотекаря заключались в том, чтобы представить библиотеку как информационный центр, имеющий хорошие книги, не обходимые для учебы и будущей профессиональной деятельности. Кроме того, были использованы массовые формы работы интересные для разновозрастных аудиторий читателей. В библиотеки были созданы условия не только для отдыха, но реализована возможность простого общения с друзьями.
Два раза в неделю подростки вместе с родителями приходили в библиотеку. Для них организовывали вечера, на которых прочитывались отрывки из книг, с проблемой взаимоотношения подростков и родителей; проводили КВН на ту же тематику, устраивали совместные чаепития. Главными сложностями во время реализации программы было заинтересовать участников занятий и в ходе совместной работы подростков и родителей наладить контакт между ними.
Были разработаны различные направления социокультурной деятельности библиотеки. В частности осуществлялась подборка специальной педагогической литературы, которая способствовала разрешению конкретных проблем отдельно взятой семьи. Специально организованное совместное обслуживание взрослых и детей создает условия эффективного использования как педагогического, так и информационного и досугового потенциала библиотеки, что, в конечном счете, способствует к созданию благоприятных условий для развития воспитательного потенциала семьи.
Второй блок работы был связан с деятельностью педагога-психолога по оптимизации взаимоотношений подростков с родителями. Работа по реализации программы имела несколько направлений: проведение программы с учащимися экспериментальной группы, работа с родителями подростков и занятия с родителями и подростками совместно.
В задачи программы входило: создание оптимальных условий для осознания родителями их взаимоотношений с подростками, формирование мотивации к их изменению; формирование у родителей и подростков новых адекватных способов поведения; развитие у подростков навыков рефлексии; развитие навыков взаимодействия у подростков с родителями; формирование у родителей представлений о правильном типе семейного воспитания.
Первый блок занятий проводился с подростками, вошедшими в экспериментальную группу, 2 раза в неделю и включал в себя 12 занятий по 45 минут. Цель данной работы с подростками: снятие психологического напряжения, умение понимать самого себя и адекватно распознавать свои и чужие достоинства и недостатки.
Следующий блок, работа с родителями, включал в себя 10 занятий по 45 минут, в течение двух месяцев 1 раз в неделю. Целью этих занятий было создание у родителей правильного представления об особенностях и потребностях детей в подростковом возрасте, оптимальных стилях семейного воспитания.
В целом можно сказать, что занятия прошли достаточно интересно и участники получили положительные эмоции и полезные навыки.
После проведения представленного нами комплекса мероприятий было проведено повторное обследование подростков. Сопоставив результаты первичной и вторичной диагностики, мы сделали вывод, что подростки изменили свое отношение к родителям. Теперь оно стало положительным. После проведенных мероприятий мы видим, что подростки стали лучше относиться как к матерям, так и к отцам. Также уменьшился процент враждебности девочек к своим отцам. В целом, у подростков снизился уровень тревожности, повысился уровень доверия и взаимопонимания между подростками и родителями, психологический климат в семье для детей стал более комфортным. Родители стали интересоваться планами и делами подростков, стараться во всем им помогать. Результаты бесед с классным руководителем и педагогами, работающими с данными подростками, тоже подтверждают полученные нами положительные результаты.
Таким образом, предоставляя свои ресурсы, библиотека пытается подготовить личность к поиску решения ее социальных проблем. Она должна представлять собой своеобразный клуб, сочетающий в себе библиотеку и досуговый центр, достаточно автоматизированный и компьютеризированный, позволяющий удовлетворить интересы разновозрастных категорий населения, объединяющий родителей и детей.
Литература:
- Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова — М.: Гардарики, 2006. — 319?.
- Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие — М.: ВЛАДОС, 1996. — 529?.