Процесс развития ребенка во многом обусловлен особенностями его социального окружения, от этого окружения зависит успешность личности в целом. В современных условиях личность ребенка, будучи вплетена в систему взаимодействия со взрослыми, транслирует и воспроизводит общественно значимые ценности, причем уважение человеческого потенциала ребенка должно стать приоритетом воспитания в семье и в образовательном учреждении.
В настоящее время, в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в ДОУ, большое значение уделяется вопросам семейного воспитания, рассмотрения проблем семьи и, конечно же, совместной работы образовательного учреждения с семьей. В связи с этим, деятельность педагога ДОУ должна осуществляться на основе как традиционных, так и новых форм взаимодействия с родителями, что в свою очередь является одним из важнейших условий преобразования системы дошкольного образовательного учреждения.
В процессе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения решаются такие задачи как: установление благоприятных взаимоотношений с родителями в процессе воспитания детей; вовлечение родителей группы по интересам для организации семейного досуга; восстановление традиций семейного воспитания. ДОУ использует различные формы и методы работы с родителями своих воспитанников, успехом пользуются совместная работа ребенка и взрослого, выставки работ (тематические), круглые столы, посиделки. Они вызывают у детей интерес, а у родителей желание заниматься с ребенком.
Особое внимание необходимо обратить на то, что в структуру общеобразовательной программы дошкольного образования включается такая образовательная область, как: «Чтение художественной литературы» — это совместное чтение детей и родителей художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, произведений, оформление родителями выставок.
Книга играет огромную роль в социализации ребенка. Именно совместное чтение с родителями открывает новые возможности для ребенка и является богатейшим средством духовного развития ребенка. К сожалению, в настоящее время наблюдается спад родительской активности в совместном с детьми чтении художественных произведений, связанный с увеличением числа телевизионных каналов, компьютерных игр и других информационных источников, которые становятся доступными для детей, начиная с раннего возраста.
В процессе чтения художественных произведений: сказок, рассказов, стихов, потешек, и др. дети дошкольного возраста усваивают эмоции и чувства, которые помогают им установить положительную атмосферу общения с окружающими взрослыми и сверстниками. К началу школьного возраста у ребенка формируются ответственное отношение за свои поступки и результаты своих же действий. На основе этого возникает чувство долга и включение в общее дело.
В процессе чтения, возникающие у детей чувства, по отношению к другим людям переносятся и на героев художественных произведений. Например, ребенок сочувствует Колобку тогда, когда его съела Лиса, или Красной Шапочке. Чаще всего дети идентифицирует себя с теми героями, которые попали в беду, именно они и становятся их любимыми. Благодаря художественной литературе дети на данном этапе развития познают мир человеческих чувств, также они проявляют интерес к внутреннему миру главного героя.
Таким образом, именно через художественные образы устанавливается эмоциональное взаимодействие между ребенком и взрослым, а также происходит знакомство с окружающим миром.
Эмоционально переживая за главных героев, ребенок так же начинает замечать, как ведут себя взрослые. Знакомя ребенка с художественными произведениями, взрослый, таким образом, развивает в нем чувства. При изучении художественной литературы дети знакомятся с красотой звучания родной речи, также у них формируются этические представления. Знакомство с данным видом искусства начинается не именно со сказок, им предшествует другой вид народного творчества — это песни, частушки, потешки, дразнилки. Особенностями народного творчества являются глубокая человечность, юмор, моральная направленность. Народное творчество является хорошим средством педагогического воздействия на детей дошкольного возраста, которое направлено против воспитания в детях лени, эгоизма, трусости.
При прочтении сказок развивается фантазия, воображение, появляется интерес к сочинительству. Нравственные и эстетические представления дети дошкольного возраста должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучений педагога по прочитанному произведению. Излишнее морализирование принесет только вред ребенку, так как произведение после разобранных вопросов по нему в глазах ребенка теряет всякую красочность. Нужно полностью довериться тексту художественного произведения. «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова», — вот что писал о силе слова К.Д. Ушинский [1].
Следовательно, педагог при помощи художественного языка произведений, выполняет воспитательные задачи, такие как формирование целостной картины мира, развития умения анализировать тексты, выразительное чтение стихов и поощрения за любую творческую деятельность, развитие литературной речи и т.д.
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования любая программа включает образовательную область «Чтение художественной литературы». Например, программа «Успех», в ее центре ребенок 21 века. Организация в этой программе представлена совместной деятельностью детей и их родителей, а так же самостоятельной работой ребенка. Результатом данной программы является так называемый «социальный портрет» ребенка. Существует ещё такая программа как «Детство», которая реализуется на базе деятельного подхода в условиях активного взаимодействия ребенка и окружающего мира. Такая программа дает возможность развития у ребенка творческой активности, стимулирует его воображение.
Для того чтобы ребенок начал проявлять интерес к книге и использовал литературный опыт в своей творческой деятельности, были разработаны задачи для овладения образовательной областью для каждого возраста. Например, возраст 3–4 года. Для формирования целостной картины мира ребенку нужно развивать интерес к окружающему миру и узнавать это из книг, также обязательно нужно формировать интерес к положительным героям и обращать внимание детей на те моменты, где положительные герои «побеждают» отрицательных. Т.е задачи данного возраста направлены на социализацию, коммуникацию, познание.
В дошкольном возрасте (3–7 лет) у детей складываются некие нравственные эталоны, которые носят обобщенное представление о «хорошем» или «плохом» поведении в различных жизненных ситуациях.
Важно заметить, что освоение области «Чтение художественной литературы» осуществляется с помощью различных приемов, средств и методов. Таковыми являются, игры-ситуации, выставки работ воспитанников, конкурсы, праздники, консультации с родителями. На последнем остановимся поподробнее. Для того чтобы узнать, знакомят ли родители своих детей с художественной литературой, мы решили составить небольшой опросник. Он состоит из 17 вопросов, пример вопросов представлен ниже.
- Знакомите ли Вы своих детей с художественной литературой?
- Если да, то с какой именно? Если нет, то почему?
- Как Вы считаете, влияет ли художественная литература на развитие эмоционально- личностной сферы ребенка?
- Что Вы предпринимаете для развития положительных эмоций у Вашего ребенка?
- Часто ли Вы читаете своим детям сказки?
- Считаете ли Вы, что после прочтения сказок нужно задавать детям вопросы по прочитанному тексту? Какие бы Вы задали ребенку вопросы?
- А как Вы думаете, с чего начинается приобщение ребенка к искусству?
- Каким образом Ваш ребенок сопереживает героям художественных произведений?
- Знает ли Ваш ребенок, что такое «хорошо», а что такое «плохо»?
- Какие сказки Вам в детстве читали? Кто Вам их читал?
- Какой творческой деятельностью Вы занимаетесь со своим ребенком?
- Считаете ли вы нужным посещать различные мероприятия в детском саду? Какие мероприятия Вам запомнились и почему?
- Есть ли у вашего ребенка любимая сказка? Герой? Назовите их.
- Каким образом Ваш ребенок занимается творческой деятельностью?
- Делали ли вы со своим ребенком какие-либо работы для выставок?
- Как Ваш ребенок проявляет интерес к искусству?
- Есть ли у него литературный опыт?
Благодаря подобным вопросам мы сможем узнать, как сами родители относятся к чтению художественной литературы и как они приобщают детей к искусству. С помощью опросника также можно выявить предпочтения родителей в выборе тематики художественных произведений для детей, а также почему родители считают чтение литературы своим детям необходимым и полезным занятием для эмоционально-личностного развития ребенка.
Общие психолого-педагогические рекомендации, которые будут полезны родителям, по приобщению детей к художественной литературе заключаются в следующем:
— необходимо, чтобы у ребенка дома была своя домашняя библиотека, которую он мог бы постоянно пополнять под руководством взрослых;
— необходимо отвести ребенка в детскую библиотеку, чтобы познакомить с книгами и рассказать, почему ее посещают взрослые и дети;
— необходимо обращать внимание ребенка на новые книги, вместе с ним приобретать их в магазинах;
— ежедневно совместно с родителями читать знакомые и новые художественные произведения;
— необходимо следить за тем, какая тематика книг более интересна ребенку и почему он проявляет желание сочувствовать главным героям некоторых произведений;
— необходимо разнообразить маршруты прогулок с тем, чтобы ребенок мог проявлять познавательный интерес в виде вопросов, ответ на которые можно прочитать в книге;
— стоит приглашать в гости друзей, сверстников, соседей по дому с целью совместного знакомства и прочитывания художественных произведений и обмена ими;
— необходимо чаще брать ребенка в гости к знакомым людям, которые любят читать вместе с детьми и с которыми оказывается возможным обсуждение прочитанных книг.
Ребенок, если с ним занимаются, может сам выбирать способ правильного поведения, выражать свое мнение, брать на себя ответственность за свою позицию. Л.С. Выготский писал: «Опыт семейного воспитания показывает, что ребенок, который окружен книгами, на 6 году без всякого учения усваивает чтение» [2].
Таким образом, при взаимодействии со взрослыми людьми и сверстниками ребенок усваивает нормы социального поведения. В определенных жизненных ситуациях дети сталкиваются с тем, что нужно подчинять свое поведение под рамки моральных норм и требований, следовательно, важнейшими моментами в эстетическом и этическом развитии становится как раз таки знание норм поведения и понимания их ценности [3].
Главную определяющую роль в психическом развитии ребенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем. Его ребенок присваивает от взрослых. Каждое новое поколение людей выражает свой опыт в искусстве. Литература является богатейшим источником, побудителем чувств и переживаний. Для ребенка художественные произведения — это особая реальность, которая позволяет расширить рамки обыденности. Именно в литературе ребенок встречается с различными проявлениями чувств, такими как: любовь, ненависть, гнев, сочувствие, форма их изображения особая, доступная для ребенка, а проявления чувств настоящие, «взрослые».
Литература:
- Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича. — М.: Педагогика,1984. –240 с.
- Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие детей в процессе обучения: Сборник статей. — М.-Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. — 136 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.