Чтение художественной литературы как средство эмоционально-личностного развития ребенка дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 4646 раз

Библиографическое описание:

Зимина, М. А. Чтение художественной литературы как средство эмоционально-личностного развития ребенка дошкольного возраста / М. А. Зимина, И. А. Ганичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23243/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

Процесс развития ребенка во многом обусловлен особенностями его социального окружения, от этого окружения зависит успешность личности в целом. В современных условиях личность ребенка, будучи вплетена в систему взаимодействия со взрослыми, транслирует и воспроизводит общественно значимые ценности, причем уважение человеческого потенциала ребенка должно стать приоритетом воспитания в семье и в образовательном учреждении.

В настоящее время, в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в ДОУ, большое значение уделяется вопросам семейного воспитания, рассмотрения проблем семьи и, конечно же, совместной работы образовательного учреждения с семьей. В связи с этим, деятельность педагога ДОУ должна осуществляться на основе как традиционных, так и новых форм взаимодействия с родителями, что в свою очередь является одним из важнейших условий преобразования системы дошкольного образовательного учреждения.

В процессе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения решаются такие задачи как: установление благоприятных взаимоотношений с родителями в процессе воспитания детей; вовлечение родителей группы по интересам для организации семейного досуга; восстановление традиций семейного воспитания. ДОУ использует различные формы и методы работы с родителями своих воспитанников, успехом пользуются совместная работа ребенка и взрослого, выставки работ (тематические), круглые столы, посиделки. Они вызывают у детей интерес, а у родителей желание заниматься с ребенком.

Особое внимание необходимо обратить на то, что в структуру общеобразовательной программы дошкольного образования включается такая образовательная область, как: «Чтение художественной литературы» — это совместное чтение детей и родителей художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, произведений, оформление родителями выставок.

Книга играет огромную роль в социализации ребенка. Именно совместное чтение с родителями открывает новые возможности для ребенка и является богатейшим средством духовного развития ребенка. К сожалению, в настоящее время наблюдается спад родительской активности в совместном с детьми чтении художественных произведений, связанный с увеличением числа телевизионных каналов, компьютерных игр и других информационных источников, которые становятся доступными для детей, начиная с раннего возраста.

В процессе чтения художественных произведений: сказок, рассказов, стихов, потешек, и др. дети дошкольного возраста усваивают эмоции и чувства, которые помогают им установить положительную атмосферу общения с окружающими взрослыми и сверстниками. К началу школьного возраста у ребенка формируются ответственное отношение за свои поступки и результаты своих же действий. На основе этого возникает чувство долга и включение в общее дело.

В процессе чтения, возникающие у детей чувства, по отношению к другим людям переносятся и на героев художественных произведений. Например, ребенок сочувствует Колобку тогда, когда его съела Лиса, или Красной Шапочке. Чаще всего дети идентифицирует себя с теми героями, которые попали в беду, именно они и становятся их любимыми. Благодаря художественной литературе дети на данном этапе развития познают мир человеческих чувств, также они проявляют интерес к внутреннему миру главного героя.

Таким образом, именно через художественные образы устанавливается эмоциональное взаимодействие между ребенком и взрослым, а также происходит знакомство с окружающим миром.

Эмоционально переживая за главных героев, ребенок так же начинает замечать, как ведут себя взрослые. Знакомя ребенка с художественными произведениями, взрослый, таким образом, развивает в нем чувства. При изучении художественной литературы дети знакомятся с красотой звучания родной речи, также у них формируются этические представления. Знакомство с данным видом искусства начинается не именно со сказок, им предшествует другой вид народного творчества — это песни, частушки, потешки, дразнилки. Особенностями народного творчества являются глубокая человечность, юмор, моральная направленность. Народное творчество является хорошим средством педагогического воздействия на детей дошкольного возраста, которое направлено против воспитания в детях лени, эгоизма, трусости.

При прочтении сказок развивается фантазия, воображение, появляется интерес к сочинительству. Нравственные и эстетические представления дети дошкольного возраста должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучений педагога по прочитанному произведению. Излишнее морализирование принесет только вред ребенку, так как произведение после разобранных вопросов по нему в глазах ребенка теряет всякую красочность. Нужно полностью довериться тексту художественного произведения. «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова», — вот что писал о силе слова К.Д. Ушинский [1].

Следовательно, педагог при помощи художественного языка произведений, выполняет воспитательные задачи, такие как формирование целостной картины мира, развития умения анализировать тексты, выразительное чтение стихов и поощрения за любую творческую деятельность, развитие литературной речи и т.д.

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования любая программа включает образовательную область «Чтение художественной литературы». Например, программа «Успех», в ее центре ребенок 21 века. Организация в этой программе представлена совместной деятельностью детей и их родителей, а так же самостоятельной работой ребенка. Результатом данной программы является так называемый «социальный портрет» ребенка. Существует ещё такая программа как «Детство», которая реализуется на базе деятельного подхода в условиях активного взаимодействия ребенка и окружающего мира. Такая программа дает возможность развития у ребенка творческой активности, стимулирует его воображение.

Для того чтобы ребенок начал проявлять интерес к книге и использовал литературный опыт в своей творческой деятельности, были разработаны задачи для овладения образовательной областью для каждого возраста. Например, возраст 3–4 года. Для формирования целостной картины мира ребенку нужно развивать интерес к окружающему миру и узнавать это из книг, также обязательно нужно формировать интерес к положительным героям и обращать внимание детей на те моменты, где положительные герои «побеждают» отрицательных. Т.е задачи данного возраста направлены на социализацию, коммуникацию, познание.

В дошкольном возрасте (3–7 лет) у детей складываются некие нравственные эталоны, которые носят обобщенное представление о «хорошем» или «плохом» поведении в различных жизненных ситуациях.

Важно заметить, что освоение области «Чтение художественной литературы» осуществляется с помощью различных приемов, средств и методов. Таковыми являются, игры-ситуации, выставки работ воспитанников, конкурсы, праздники, консультации с родителями. На последнем остановимся поподробнее. Для того чтобы узнать, знакомят ли родители своих детей с художественной литературой, мы решили составить небольшой опросник. Он состоит из 17 вопросов, пример вопросов представлен ниже.

  1.               Знакомите ли Вы своих детей с художественной литературой?
  2.               Если да, то с какой именно? Если нет, то почему?
  3.               Как Вы считаете, влияет ли художественная литература на развитие эмоционально- личностной сферы ребенка?
  4.               Что Вы предпринимаете для развития положительных эмоций у Вашего ребенка?
  5.               Часто ли Вы читаете своим детям сказки?
  6.               Считаете ли Вы, что после прочтения сказок нужно задавать детям вопросы по прочитанному тексту? Какие бы Вы задали ребенку вопросы?
  7.               А как Вы думаете, с чего начинается приобщение ребенка к искусству?
  8.               Каким образом Ваш ребенок сопереживает героям художественных произведений?
  9.               Знает ли Ваш ребенок, что такое «хорошо», а что такое «плохо»?
  10.           Какие сказки Вам в детстве читали? Кто Вам их читал?
  11.           Какой творческой деятельностью Вы занимаетесь со своим ребенком?
  12.           Считаете ли вы нужным посещать различные мероприятия в детском саду? Какие мероприятия Вам запомнились и почему?
  13.           Есть ли у вашего ребенка любимая сказка? Герой? Назовите их.
  14.           Каким образом Ваш ребенок занимается творческой деятельностью?
  15.           Делали ли вы со своим ребенком какие-либо работы для выставок?
  16.           Как Ваш ребенок проявляет интерес к искусству?
  17.           Есть ли у него литературный опыт?

Благодаря подобным вопросам мы сможем узнать, как сами родители относятся к чтению художественной литературы и как они приобщают детей к искусству. С помощью опросника также можно выявить предпочтения родителей в выборе тематики художественных произведений для детей, а также почему родители считают чтение литературы своим детям необходимым и полезным занятием для эмоционально-личностного развития ребенка.

Общие психолого-педагогические рекомендации, которые будут полезны родителям, по приобщению детей к художественной литературе заключаются в следующем:

— необходимо, чтобы у ребенка дома была своя домашняя библиотека, которую он мог бы постоянно пополнять под руководством взрослых;

— необходимо отвести ребенка в детскую библиотеку, чтобы познакомить с книгами и рассказать, почему ее посещают взрослые и дети;

— необходимо обращать внимание ребенка на новые книги, вместе с ним приобретать их в магазинах;

— ежедневно совместно с родителями читать знакомые и новые художественные произведения;

— необходимо следить за тем, какая тематика книг более интересна ребенку и почему он проявляет желание сочувствовать главным героям некоторых произведений;

— необходимо разнообразить маршруты прогулок с тем, чтобы ребенок мог проявлять познавательный интерес в виде вопросов, ответ на которые можно прочитать в книге;

— стоит приглашать в гости друзей, сверстников, соседей по дому с целью совместного знакомства и прочитывания художественных произведений и обмена ими;

— необходимо чаще брать ребенка в гости к знакомым людям, которые любят читать вместе с детьми и с которыми оказывается возможным обсуждение прочитанных книг.

Ребенок, если с ним занимаются, может сам выбирать способ правильного поведения, выражать свое мнение, брать на себя ответственность за свою позицию. Л.С. Выготский писал: «Опыт семейного воспитания показывает, что ребенок, который окружен книгами, на 6 году без всякого учения усваивает чтение» [2].

Таким образом, при взаимодействии со взрослыми людьми и сверстниками ребенок усваивает нормы социального поведения. В определенных жизненных ситуациях дети сталкиваются с тем, что нужно подчинять свое поведение под рамки моральных норм и требований, следовательно, важнейшими моментами в эстетическом и этическом развитии становится как раз таки знание норм поведения и понимания их ценности [3].

Главную определяющую роль в психическом развитии ребенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем. Его ребенок присваивает от взрослых. Каждое новое поколение людей выражает свой опыт в искусстве. Литература является богатейшим источником, побудителем чувств и переживаний. Для ребенка художественные произведения — это особая реальность, которая позволяет расширить рамки обыденности. Именно в литературе ребенок встречается с различными проявлениями чувств, такими как: любовь, ненависть, гнев, сочувствие, форма их изображения особая, доступная для ребенка, а проявления чувств настоящие, «взрослые».

 

Литература:

  1.                Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича. — М.: Педагогика,1984. –240 с.
  2.                Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие детей в процессе обучения: Сборник статей. — М.-Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. — 136 с.
  3.                Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, художественная литература, Ваш ребенок, дошкольный возраст, произведение, родитель, дошкольное образование, народное творчество, образовательная область, семейное воспитание.


Похожие статьи

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством театрализованной деятельности

Изучение музыкального фольклора как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка-дошкольника

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Похожие статьи

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством театрализованной деятельности

Изучение музыкального фольклора как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка-дошкольника

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Задать вопрос