Психологический анализ героев современных детских книг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 501 раз

Библиографическое описание:

Выродов, Д. Ю. Психологический анализ героев современных детских книг / Д. Ю. Выродов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23245/ (дата обращения: 18.12.2024).



 

Сейчас много высказываний о том, что современные дети практически забыли о книгах, что то, что было интересно старшим поколениям в их возрасте, для них чуждо. Поэтому современные авторы стараются объяснить ребенку привычные и обычные для взрослого вещи на доступном языке. Таким образом, исходя из выбранной темы, мы решили посмотреть, какие современные детские книги можно найти в Интернете. На поисковый запрос «современные детские книги» поисковая система выдала примерно 815000 результатов. Сначала мы очень обрадовались, когда увидели список из такого количества книг, но очень скоро в ходе знакомства с предоставленными изданиями мы стали недоумевать, как много странных, и не совсем понятных названий детских книг вывел Интернет.

Многие книги вызывают сомнения в плане возможности и безопасности их чтения детям. Итак, рассмотрим некоторые из них. В книге Сергея Седова «Жила-была мама» описывается алкоголизм матери и отца, и путь их исправления. Алкоголизм является одной из самых острых проблем современности, люди с таким недугом забывают про семью, про детей, а главной их целью становится поиск новой бутылки. Но таким людям ещё можно помочь, особенно, если рядом с ними дети. Эта книга вначале погружает нас в печальное состояние, но в конце все заканчивается благополучно, как для детей, так и для их родителей [6].

Стихотворение поэтессы Юнны Мориц «Крыша ехала домой» повествует о крыше, которая не хотела оставаться на улице, и решила путешествовать с мальчиком и совой. На их пути встречались мяукавшие дрова, и два верблюда, мывшие блюдца. Из стихотворения не совсем понятно, что хотела передать автор своим читателям — был ли это намек на сумасшествие автора или читателей. Возможно, Юнна Мориц в шутку написала это стихотворение [4].

Ещё очень странная книга для детей, с красочными иллюстрациями, принадлежит Анне Сучковой. Называется она «Приключения какашки». В этой книге описывается, как путешествует какашка, и на её пути встречается много препятствий, но все же, в конце концов, она находит для себя дом в старом телевизоре. Этот персонаж призывает детей к тому, чтобы они не останавливались на своем пути, и шли прямо к намеченной цели. Хоть у главного персонажа есть склонности к депрессивным состояниям, она их подавляет своими незатейливыми поступками, которые её веселят. В этой книге развивается сюжет и идет линия героя, но выбранный герой совсем не подходит для детей по этическим соображениям. По-видимому, у автора имеется некоторое застревание на анальной стадии развития, согласно З.Фрейду [8].

Одной из странных современных детских книг стала сказка Савелия Низовского «Как царь ушел в девочки» с иллюстрациями Давида Плаксина. В ней описывается история, как царь хотел заполучить у девочки Верочки подаренный ей отцом большой красивый бант. От красоты банта генералы и министры упали. В итоге Верочка по просьбе отца решила подарить свой большой бант царю. И тогда царь надел платье с бантом, стал бегать, прыгать и радоваться жизни. Девочка Верочка является очень доброй и замечательной, может служить примером для современных девочек и для мальчиков. Она щедра и от щедрот душевных дарит подарок Царю, ничего не требуя взамен. Главный же герой, Царь, страдает гендерным нонконформизмом, то есть демонстрирует поведение, схожее с поведением противоположного пола. Такое произведение повествует детям о том, что они должны быть свободны не только в выборе религии и праве слова, но и в выборе собственного пола. Итак, прослеживаются современные западные тенденции в воспитании детей. Но если человек решается изменить свой пол, то он уже будет развиваться как ненормативная личность, с различными вытекающими из неё девиациями. В реальной жизни, если родители встречают у детей такое же ненормативное поведение, им стоит обратиться к детскому психологу, который постарается выявить и устранить проблему [5].

Очень странное издание «Все мальчишки — дураки, все девчонки — умницы». В иллюстрации приводятся такие примеры отрицательных качеств мальчиков, как плевки в воздух, стрельба козявками и т. п. Вообще подобная иллюстрация может привести к уничижению мальчиков и развитию нездорового полового шовинизма у девочек. Половой шовинизм — это чувство превосходства себя как представителя одного пола над другим, а также социальная и морально-психологистическая дискриминация по половому признаку. Женский шовинизм — это попытка женщин доказать свою значимость и превосходство над мужчинами и показать их никчемность [9]. Поэтому данная иллюстрация имеет больше минусов, нежели плюсов.

В книге Артура Гиваргизова «Со шкафом на велосипеде» рассказывает о том, как папа хотел заставить своего сына научится играть на скрипке, привязывая его голову к скрипке, к руке смычок, а ноги к шкафу. Когда папа уходил из дома, ребенок сразу же прекращал играть на скрипке. Он садился на велосипед и катался по квартире со шкафом [2]. Данная книга может научить родителей, как не нужно воспитывать ребенка. Это образец диктаторской родительской установки в воспитании ребенка. Суть тактики диктата состоит в негативном отношении к ребенку, неприятии его индивидуальности, неодобрении его склонностей и интересов. Часто неприятие ребенка сопровождается представлениями о нем как о социально неуспешном человеке, который не может ничего добиться в жизни, маленьком, слабом и т.д.Родители пытаются жестко контролировать поведение ребенка, часто используют наказания. По сути, этот тип воспитания характеризуется отвержением родителями ребенка и их повышенной авторитарностью на этой основе [1, с. 94].

Есть стихи о СПИДе для самых маленьких, авторы их не известны, но, исходя из названия, не совсем понятно, для какой аудитории актуальна проблема СПИДа. Проблема, несомненно, актуальна в современном мире, но аудитория, на наш взгляд, должна быть несколько старше.

Помимо современных отечественных авторов, можно найти и подобные странные книги в зарубежных кругах.

Вот одно из пугающих названий: «Мальчик, который умер, потому что всё съел». В книге дается описание некого мальчика, который страдал обжорством. Часто в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте дети страдают дефицитом внимания. Многие решения своих проблем, не зная других способов решения, дети пытаются «заесть» и ищут утешения в пище, тем более, если такой способ решения проблем используют и родители ребенка, подавая ему пример. Ребенок не подозревает, что его проблемы решаемы, не хватает лишь участия взрослого. Такое издание, возможно, сможет помочь родителям предостеречь детей от ожирения, а также задуматься о своем чаде и рассматривать его как равноправного члена семьи [3].

Пернилла Стальфельт известна в понимании очевидных вещей. Первая её книга — «Маленькая книжка о какашках». В ней она рассматривает виды какашек у человека, а также у животных. Даже рассматривает причины их распространения. Нам кажется, что такая интимная, индивидуальная проблема, как интерес к экскрементам, должна рассматриваться в медицинском учреждении, а не в книгах для детей [7].

Более странная книга Перниллы Стальфельт «Книга о смерти». В книге чрезмерно трагично происходит описание смерти как неизбежного физиологического процесса любого живого существа. Думаю, такой деликатный и очень эмоциональный вопрос, как знакомство со смертью, стоит рассматривать самим родителям с ребенком, не обращаясь к подобной «детской» литературе.

Ещё одно пугающее название «Где бы ты хотел быть похоронен?». Данное произведение английских авторов, главным образом, дает описание египетских пирамид, греческих мавзолеев, а также татарских курганов. Все это описание захоронений в разных уголках планеты. Все это может быть интересно для ребенка, но само название пугает.

Итак, исходя из приведенного анализа выше перечисленных детских книг и их героев, можно сделать вывод, что в современном мире часто затрагиваются самые банальные вопросы, которые возводятся в ранг проблем, и, чтобы заинтересовать читателя, авторы дают вызывающие названия. Это, наверное, больше связанно с экономической стороной вопроса. Экономисты это называют, маркетинговым ходом.

Выше перечисленные произведения, могут негативно сказаться на неокрепшей детской психике. Нужно помнить, что все эти «произведения» находятся в свободном доступе в сети Интернет, и любой ребенок может их прочитать. Поэтому родителям следует строго следить за тем, какую информацию читает их ребенок.

В ходе поиска нам удалось найти произведения детской литературы, приемлемые и полезные для чтения. Одно из них — книга Михаила Яснова «Книжка про меня» [10]. Название говорит само за себя. Герой книги — обычный ребенок, такой же, как и миллионы реальных детей. Книга описывает главного героя мальчика: как он себя ведет, чем занимается и как относится к своим родным. Мальчик очень жизнерадостный, очень любит свою маму, а также папу, бабушку, дедушку и братика. Любит гулять по лужам, помогает по хозяйству дома, научен хорошим манерам, изучает животных, веселится с друзьями. Такая книга является хорошим примером для чтения её ребенку. Она научит ребенка хорошим манерам, уважительному общению со взрослыми и сверстниками, ценить доброту в людях, а также относиться милосерднее к животным.

Олег Кузовков написал книгу под названием «Маша и Медведь». Данная книга получила широкое распространение среди современных детей благодаря выходу мультфильма с одноименным названием. Если рассматривать Машу, то можно с уверенностью сказать, что она по-детски активна и любознательна. Медведь выступает в качестве воспитателя для Маши. Он ей объясняет, что можно делать, а чего нельзя, обучает ее чтению, письму, развивает творческие способности.

Детские книги развивают и многому учат детей: искать, понимать, любить, всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают. Ужасные детские книги по сравнению с положительными детскими книгами, не являются преобладающими, но все же риск, что ребенок наткнется на них в сети, очень велик. В современном информационном мире, очень сложно контролировать детей, которые уже с младшего возраста приучены к современным гаджетам, и каждый уже знает, где и как можно найти необходимую информацию. Это глобальная проблема человечества в наше время. Если изобрели мобильные телефоны, планшеты, портативные компьютеры, почему бы ими не воспользоваться. Они могут влиять на ребенка и положительно, например, смотреть познавательные видеоролики, играть в развивающие игры, даже читать книги. Но не стоит забывать, что за таким большим информационным арсеналом кроется обратная сторона медали. Очень важно следить за ребенком, даже если он занят игрой, или просмотром видеоролика. Но не стоит забывать, что ребенок — это живой человек, которому необходимо внимание взрослого для познания окружающего мира за пределами этой «скованной современности», то есть окружающий мир намного интереснее познавать на собственном опыте, а не через панель гаджета.

 

Литература:

  1. Агеева Л.Г. Проблема психологической зависимости/независимости подростков от родителей.// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2011. Т. 13. № 2–1. С. 91–100.
  2. Гиваргизов А. Со шкафом на велосипеде. Режим доступа: http://5razvorotov.livejournal.com/283839.html (дата обращения: 20.10.14).
  3. Мальчик, который умер, потому что всё съел. Режим доступа: https://www.babyblog.ru/community/post/smile/579935 (дата обращения: 16.10.14).
  4. Мориц Ю. Крыша ехала домой. Режим доступа: http://www.owl.ru/morits/det/cat08.htm (дата обращения: 18.10.14).
  5. Низовский С. Как царь ушел в девочки. Режим доступа: http://www.netlore.ru/kak-car-ushel-v-devochki (дата обращения: 19.10.14).
  6. Седов С. Сказки про мам. Сборник рассказов для семейного чтения. Режим доступа: http://www.labirint.ru/books/132419/ (дата обращения: 18.10.14).
  7. Стальфельт П. Маленькая книжка о какашках. Режим доступа: http://fishki.net/21143-malenkaja-knizhka-o-kakashkah-9-skanov.html (дата обращения: 16.10.14).
  8. Сучкова А. Приключения какашки. Режим доступа: http://zaznoba.blogspot.ru/2011/06/blog-post_14.html (дата обращения: 18.10.14).
  9. Феминизм и женский шовинизм. К чему они привели? Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-62998/ (дата обращения: 20.10.14).
  10. Яснов М. Книжка про меня. Режим доступа: http://www.fb2mir.ru/yasnov/(дата обращения: 20.10.14).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, книга, автор, девочка, детская, мальчик, окружающий мир, современный мир, странная книга, Царь.


Задать вопрос